Круги Луллия как способ познания детьми окружающего мира
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме

Леонова Оксана Николаевна

   Как научить ребенка жить в окружающем его мире?
Как развивать в нем качества активного созидателя?
Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?
   В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Давайте поможем ему научиться думать, воображать и, главное – решать свои проблемы. Для этого нужно, прежде всего, самому различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного и интересного, нужно лишь уметь это видеть. Не получается? Тогда стоит этому поучиться. 
   Есть замечательная методика – игры на основе кругов Луллия. Это игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. 

Умело подобранные задания научат детей различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения.

   А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия. 

     Игры-тренинги предназначены для детей от3-7 лет. В результате у них выстраивается общая схема работы с признаками объектов. Основные задания по определенному признаку подкреплены вариантами творческих упражнений(см. Приложение)

  Авторы методики:
   Лелюх Светлана Викторовна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с приоритетным осуществлением ин-теллектуального развития дошкольников № 277 "Золотой ключик", руководитель Методического Центра "ТРИЗ для дошкольников". г. Самара, Россия.

   Сидорчук Татьяна Александровна, заведующий кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 24 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, медалист РАН (медаль Яноша Корчака), кандидат педагогических наук.

г. Ульяновск, Россия.
E-mail: sidlj@mv.ru

   Хоменко Николай Николаевич, профессор Страсбургского университета, координатор Международного образовательного проекта «Джонатан Ливингстон», Мастер ТРИЗ
г. Торонто, Канада
E-mail: nikolai.khomenko@gmail.com

Сайт: http://volga-triz.ru/

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (XIVв., Италия) и получила название «Круги Луллия».

   На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра(2-4 круга). Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов(4-8). На них располагают картинки. Круги и стрелка свободно двигаются

   Изобретение Р. Луллия и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет: формировать у детей понятия «объект»- «признак» - «проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.

   Игры с кругами предполагают самостоятельный выбор темы ребенком. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий- ключ к творческому мышлению.

Предлагаются 4 типа тренингов:

1:«Найди реальное сочетание».

  Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.

2: «Объясни необычное сочетание».

   Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.

3: «Придумай фантастическую историю или сказку”.

  Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4: «Реши проблему».

  Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Основная цель работы с кругами Луллия:  создание условий для освоения способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
—способствуют формированию понятия «признак», знакомят с именами признаков;
—способствуют восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
способствуют —развитию навыков фантастического преобразования объектов;
создают условия для —формирования способности увидеть суть проблемы.

 

 



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.rar390.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сочетание элементов

в кругах

Задания

Объекты с объектами

«Найди, чем похожи»;

«Больше - меньше»;

«В какой сказке есть оба героя?»…..

Природные объекты с характерными признаками класса

«Найди, что растет»;

«Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»

Объекты с частями

«Чья это часть?»;

«Где у данного объекта такая часть?»….

Объекты и материалы

«Найди объект, сделанный из этого материала»;

«Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например: стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т.д.

Части с частями

«Если соединить вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»…

Объекты со знаками:

Буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами

«Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра»;

«Где в изображении объекта спряталась цифра?»;

«Есть ли эта буква в названии объекта?»;

«Как будет называться объект, если его первой буквой станет…»;

«Придумай дело для объекта, которое начинается на букву..»;

«Какая служба спешит на помощь?»

(Сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб);

Знаки со знаками

«Придумай задачку с этими числами»;

«Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»;

«Составь двухзначное число»;

«Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы»;

«Сложи слоги»;

«Сложи слово из слогов, придумай ему значение»;

Объекты со свойствами: Сказочные герои с характерами; природные объекты с характерными признаками класса

«Найди то, что растет»;

«Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»;

«В какой сказке герой с таким характером?»;

«Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер»…

1-й круг- картинки сюжетов из знакомых сказок;

2-й круг- изображение любых объектов из этих же сказок;

3-й круг- схемы волшебных преобразований

«Посмотри, из какого литературного произведения оказался сюжет под стрелкой»

(«Красная шапочка» Ш.Перро).

Вспомни героев сказки; найди предмет из нее (корзинка); подбери волшебника (волшебник объединения).

(Волку добавлено свойство говорить.)

«Раскрути круги и посмотри, какое сочетание получилось». Картинка с сюжетом из английской народной сказки «Три поросенка» совпала с объектом материального мира (сковорода из сказки «Федорино горе» К.И. Чуковского) и схематичным изображением волшебника. Уменьшения: как поможет поросятам волшебная сковорода справиться с волком?

1-й круг- картинки с изображением мест действия из различных сказок

(болота, леса,  комнаты, деревни, чудесного сада);

2-й круг- дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев

«Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет».

(Герой- черепаха Тортила, живет в болоте.)

«Посмотри: сюжет из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия».

(Гуси- лебеди обитают в лесной избушке.)

На 1-м круге картинки с изображениями героев литературных произведений.

На 2-м круге схематично обозначены черты характера героев или свойства предметов

«Объедини героя с его основным свойством, чертой характера».

(Ворона из басни «Ворона и лисица» - тщеславная; старуха из сказки «Золотая рыбка»- скупая.. И т.д.)

«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой?

Перечисли черты его характера.

Объедини героя с новой чертой характера.

Расскажи, как изменится сказка».

(Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…)

На 1-м круге картинки с изображением частей суток, времен года;

2-й круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев

« Выбери героя. Вспомни название сказки и определи время происходящего»

(Приключения Буратино происходят летом.)

«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Расскажи о действиях героя в другом времени».

(Действие сказки «Дюймовочка» происходят зимой.)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото кругов\SL744573.JPG

                                

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото кругов\SL744576.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этот материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования.Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделить...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"

Игра для детей - это  учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....