"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"
статья на тему

Прохорова Татьяна Аркадьевна

Игра для детей - это  учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира.

« Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное  значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд,

игра для них – серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Н.К. Крупская

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт  обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. А удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, проникнуть в суть доступных ему явлений позволяет дидактическая игра.

Идея учить детей играя, увлекла меня. Через игру ввожу ребёнка в сложнейший мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.  Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьёзной форме учения». Прежде всего, она видела в игре средство  расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности.

      На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющий выбирать правильное поведение, креативный, умеющий не стандартно мыслить, ведущий здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объёмом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается  наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.

 В результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы, повышается воспитывающий характер игры. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.

Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, создаю условия, при которых происходит воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребёнка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. В игровой форме развиваю начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формирую эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.

В дидактических играх перед детьми ставлю те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они содействуют развитию у дошкольников познавательных психических процессов, формированию представлений, усвоению знаний и дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом – их развивающая роль.

     Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Структура и особенности дидактических игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, - даёт возможность, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игру органически вписываю во все образовательные области. Для получения положительного результата, продумываю содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Неоднократно включаю игру в ту или иную форму организованной образовательной деятельности, внося в содержание уже известных детям игр новые элементы. Использую широкий диапазон наглядных материалов, музыкальных сопровождений, художественно-творческую деятельность.

Через дидактические игры знакомлю детей с миром природы, миром людей и миром предметов. Содержание дидактических игр соответствует временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона.

Игры должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр осуществляю при соблюдении следующих требований к данным играм:

  • от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей;
  • каждая последующая игра по возможности продолжает последовательность действий, событий предыдущей;
  • после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков.  

Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении или закреплении знаний об окружающем, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений.

Таким образом, дидактические игры – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания и своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности.

Используемая литература:

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: «Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Луллия как способ познания детьми окружающего мира

Как научить ребенка жить в окружающем его мире?Как развивать в нем качества активного созидателя?Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?   В нашем с...

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с природой.ЗАДАЧИ:Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям пон...

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объе...

План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

       «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму»...

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. На этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ор...