Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
статья по окружающему миру на тему
В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствии). Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских садов согласуется с положениями ФГОС ДО. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник для получения представлений об окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение старшего воспитателя на семинаре «Дошкольная академия»
Нормативная база дошкольного образования
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
- Устав МДОБУ детский сад № 15 г. Белорецк
Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
Слайд 2 В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Слайд 3 В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствии). Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских садов согласуется с положениями ФГОС ДО. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение для дошкольников – главный источник для получения представлений об окружающем мире
Слайд 4 Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда – одно из условий поддержки детской самостоятельности и инициативности, которые опираются на социальную и коммуникативную компетентность дошкольников. Согласно ФГОС ДО (п. 3.3.), «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».
Слайд 5 Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что цель еще не готова и характеризуется неопределенностью и неустойчивостью. В ходе поиска цель уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что производящий их ребенок готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей.
Слайд 6 Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивает интеллект. . Слайд 7 С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство дает возможность систематично и целенаправленно знакомить детей с явлениями окружающего мира.
Слайд 8Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Запорожец, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно шире, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Слайд 9 Н.Н. Поддьяков в 1997 г. сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности служит не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Слайд 10 Для обоснования данного вывода он приводил много доказательств.
- Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых: игре надо учить. В ходе же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания.
- Некоторые дети не любят играть – они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже экспериментирования.
Слайд 11 По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Слайд 12 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. \
Слайд 13 Авторы предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Но при такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Слайд 14Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, и включиться в осуществляемый ребенком эксперимент.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Важно, чтобы возникла атмосфера познания, исследования, тайны, которую нужно раскрыть. Великие идеи рождались не только в зданиях с колоннами, но и в лачугах.
Пусть не сразу все понятным. Перед педагогом нет задачи дать четкие определения и выводить формулы, это их ожидает в школе.
Лишь бы возникли первые радостные впечатления на островках памяти, появилось желание самостоятельных исследований.
Слайд 15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования П. 1.6. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования П. 2.6. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования П . 3.3 . «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами ,… и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой )»
Ю.К. Бабанский , Л.А. Венгер , Н.А. Ветлугина, В.В. Запорожец, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер , Н.Н. Поддьяков , А.И. Савенков и др. «…возможности умственного развития дошкольников значительно шире, чем это предполагалось ранее .»
Н.Н. Поддьяков в 1997 г. сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности служит не игра , как это принято считать, а экспериментирование.
Для обоснования данного вывода Н.Н. Поддяков приводил много доказательств: 1 Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых: игре надо учить. В ходе же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. 2 Некоторые дети не любят играть – они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. 3 Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже экспериментирования.
Мышление дошкольника переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах: Н.Н. Поддьякова Ф.А. Сохина С.Н. Николаевой
Какая деятельность предполагает проявление инициативности ребенка? Проектная деятельность Опытно-экспериментальная деятельность Совместная деятельность взрослого и ребенка
Опыт – всему учитель Юлий Цезарь Дерзайте и у Вас все получится! Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"
Игра для детей - это учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....
«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».
способы организации опыино-экспериментальной деятельности старших дошкольников...
План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...
Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму»...
Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. На этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ор...
Доклад «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» (Из опыта работы)
Исследовательская работа "Удивительные свойства воды"...
Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование как средство познания законов окружающего мира»
Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование как средство познания законов окружающего мира»...