Главные вкладки

    Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
    материал на тему

    Копылова Дарья Александровна

             «Расскажи - и я забуду,

     покажи - и я запомню,

    дай попробовать и я пойму»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_16-17_kopylovoy.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию за 2016-2017 уч.год

    Воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Копыловой Д.А.

    Тема: «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

             «Расскажи - и я забуду,

     покажи - и я запомню,

    дай попробовать и я пойму»

    В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, познавательных способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

    Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

    В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

    В целом познавательная активность определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

    Основой познавательной активности выступают познавательные потребности. Познавательная потребность также находит свое выражение в форме исследовательского поведения, исследовательской активности и инициативности, направленных на познание окружающего мира.

    Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) - неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское поведение свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее.

    Исследовательская активность понимается как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности, результатами которой становятся получение нового знания и возможность дальнейшего развития опыта познания и деятельности.

    Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.

    Для реализации поставленных задач были созданы условия в предметно-развивающей среде группы (центр  экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория,  игровой деятельности).  

    В группе соединили зоны живой природы с неживой природой, расставили  горшки с комнатными растениями. С детьми создали коллаж «Лес», в котором нарисовали на листе бумаги неровную полоску земли, обозначающую впадины и возвышенности. На возвышенностях наклеили «камешки» (комочки сжатые из бумаги), а во впадине нарисовали воду. На небе нарисовали солнышко, затем облака и даже тучу.

    Сделали небольшую лабораторию, где собрали :

    • приборы-помощники: лупы, микроскопы, магниты;
    • разнообразные сосуды их различных материалов (пластмасса, стекло, керамика);
    • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, спил дерева, шишки;  косточки абрикоса и персика, желуди, скорлупа грецких орехов, каштаны; семена (тыква, морковь, огурцы, горох, фасоль, кукуруза, томат, свекла, арбуз,)
    • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
    • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
    • медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл), резиновые груши, ватные диски, ватные палочки;
    • прочие материалы: воздушные шарики, зеркальца, мыльные пузыри, мыло (хозяйственное, детское твердое и жидкое, декоративное), набор для изготовления мыла, набор выращивания кристалла, пробки, крышки, ложечки, трубочки пластмассовые, прищепки, крупы (сахар, пшено, манка, мука, соль, горох, гречка, макароны, фасоль, вермишель, рис), различные виды бумаги и ткани.

    Собрали с детьми шишки, плоды каштана для изготовления поделок. На этом этапе дети выяснили первые связи и зависимости в природе. Например: из тучи пошел дождь. Дождь - это вода. Вода, падая на землю, либо уходит в глубь, либо скапливается на поверхности. Дети выяснили, что вода скапливается в низинах и впадинах. В лаборатории проводили опыты с водой (вкус, запах), выяснили из чего состоит земля (чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений) и какая она на ощупь (мягкая, рыхлая, влажная, сухая). Познакомились с небесными светилами: Солнце, Звезды, Луна. С родителями и детьми сделали фотовыставку «Я и вода». На лето дети и родители задание: собрать коллекцию почвенных пород (ракушек, камней, известняка, глины, угля),  гербарий.

    Дети с интересом слушали сказки о происхождении камней, об умелых мастерах, которые изготавливали из них произведения искусства, создавали альбомы с рисунками.

    Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

    Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе.

    Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений»: опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка), опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками), испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т.д.

    Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

    Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливал значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.

    Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей –Мудрая Сова. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?”

    Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм. Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

    • бери только нужные для работы материалы;
    • работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, на подносе;
    • пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
    • клади на место все материалы по окончании работы.

    Особенно интересно было детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов , огурцов, арахиса, лука в специальные стаканчики, дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Делали поэтапные зарисовки.

    Развивали у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д.), а также знакомили с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретали определенный багаж знаний о мире природы. У них возникал познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задали вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» Внимание детей становилось более устойчивым, они могли довольно долго наблюдать за животными и растениями.

    В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

    Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

    «Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

    "Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"

    Игра для детей - это  учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....

    Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

    В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объе...

    План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

    Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...

    Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира

    Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. На этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ор...