Роль игры в познании дошкольником окружающего мира
статья (средняя группа)
Игра для дошкольников — метод познания окружающего их мира. Социальная направленность содержания игр обусловлена тем, что ребенок находится в обществе. Характерной чертой игры является то, что она представляет собой отражение детьми находящейся вокруг жизни, их отношений в ситуации, создаваемой детским воображением.
К примеру, в играх комната может быть и морем, и лесом, и магазином, и больницей. Дети дают обстановке роль и значимость, обусловленную замыслом и содержанием игры. В ходе игры у детей обобщаются навыки и представления об окружающем мире, и для того, чтобы в игре выполнить определенную роль, дошкольнику необходимо свое виденье перевести в игровой процесс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в познании дошкольником окружающего мира
Дошкольное детство — важный этап формирования личности. В раннем развитии ребенка значительная роль принадлежит такому виду деятельности как игра.
Будучи довольно интересным и наиболее любимым времяпровождением дошкольников, игра представляет собой одно из основных средств их развития.
Игра для дошкольников — метод познания окружающего их мира. Социальная направленность содержания игр обусловлена тем, что ребенок находится в обществе. Характерной чертой игры является то, что она представляет собой отражение детьми находящейся вокруг жизни, их отношений в ситуации, создаваемой детским воображением.
К примеру, в играх комната может быть и морем, и лесом, и магазином, и больницей. Дети дают обстановке роль и значимость, обусловленную замыслом и содержанием игры. В ходе игры у детей обобщаются навыки и представления об окружающем мире, и для того, чтобы в игре выполнить определенную роль, дошкольнику необходимо свое виденье перевести в игровой процесс.
Именно благодаря игре у ребенка формируются нравственные ценности. Во время игры у ребенка появляются новые знания, пробуждается воображение и фантазия, стимулируется развитие мышления. Игра ведет ребенка от развлечения к развитию. В игре происходит становление личности ребенка, формируется активность, общительность, играя, они изучают форму, цвета, изучают животных и растения.
В связи с тем, что детская игра — универсальное явление, и дети копируют всю окружающую их жизнь, ее функции разнообразны.
Можно выделить наиболее важные функции игры.
Обучающая — позволяет решить конкретные задачи обучения и воспитания. Для развития нравственно-эстетического воспитания детей важны обучающие игры.
Развивающая — заключается в развитии ребенка.
Воспитательная — помогает найти и развить индивидуальные особенности детей.
Коммуникативная состоит в том, что дети учатся обмениваться друг с другом знаниями, умениями в процессе игр.
Развлекательная способствует развитию двигательной активности, создает благоприятную основу для установления эмоциональных контактов между ребенком и взрослым.
Психологическая - развивает творческие способности у детей.
Еще одна отличительная черта игровой деятельности — ее самодеятельный вид. Дети — это создатели игры. Характерной чертой детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и фразы. В игре ребенок живет поступками и эмоциями изображаемого героя. Речевое взаимодействие в ходе игры имеет очень важную роль. Разговаривая, дети обмениваются идеями, задумками, устанавливают план игры.
Главными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет, игровые действия и правила, роли. Игровой замысел — общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формируется в речи, в игровом содержании и считается тем самым стержнем игры. Сюжет, содержание игры — это то, что является основой, именно она определяет развитие, разнообразие и связь всех игровых действий, а также отношения между детьми. Содержание самой игры делает ее увлекательной, интересной и развивает желание играть.
Общение дошкольников со сверстниками складывается особым образом в процессе игры. Игра — это фундамент для формирования знаний об отношениях между сверстниками. Кроме того, игра является помощником для освоения навыков коммуникабельности и установления общения между детьми. В процессе игры у детей, формируется доверие друг к другу, они учатся контролировать свои действия, желания; учатся отстаивать свою точку зрения. Благодаря игре ребенок познает окружающий его мир, познает социум отношений. В игре умственная активность ребенка тесно связана с воображением; нужно найти себе роль, затем представить, как действует человек, которому хочется подражать. Воображение может проявляться и развиваться в поиске средств для реализации задуманного.
Игра — свободная деятельность для детей, которая не диктует необходимость. Это выход за границы повседневной жизни, пространство, являющееся наиболее благоприятным для развития детей. Игра — это прекрасный источник укрепления физического, эмоционального самочувствия дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"
Игра для детей - это учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объе...

План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму»...

Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. На этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ор...

Родительское собрание "Роль игры в познании окружающего мира ребёнка"
Материал поможет педагогам в подготовке к родителькому собранию....
