Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Маркарьянц Анжелика Сергеевна
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения:
- непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
- к себе, как части природы;
- понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
- осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, как ранее было отмечено, экологическое воспитание.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении.
Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста - природа является становлением будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними.
В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её" богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним.
Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово » необходимо прочитать« страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего.
Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, т.е доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг.
Экологическое воспитание детей средней группы предполагает:
-   Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
-   Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
-  Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
-   Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.
Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк и т.д.
 Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом - безнравственны.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний:
- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы.
Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей.
Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, но к сожалению, не всех родителей это волнует.
Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.
Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.
Реализация данной идеи, независимо от времени, места и форм организации воспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.
-   Естественно - научный (знание о законах организации функционирования экосистем, о природных объектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире и путях их решения).
-   Ценностно-нормативный (знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законы природоиспользования и охраны природы, моральные и правовые ограничения).
-   Преемственности. Предполагает учет психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, отбор содержания, обеспечивающего целостное, системное восприятие экологических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности.
-   Деятельностный (знания и умения, которые используются в реальной
деятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний).
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения:

- непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;

- к людям, охраняющим и созидающим ее;

- к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;

- к себе, как части природы;

- понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

- осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, как ранее было отмечено, экологическое воспитание.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении.

Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста - природа является становлением будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними.

В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её" богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним.

Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово » необходимо прочитать« страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, т.е доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание детей средней группы предполагает:

-   Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);

-   Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);

-  Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

-   Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк и т.д.

 Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом - безнравственны.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний:

- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы.

Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, но к сожалению, не всех родителей это волнует.

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.

Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.

Реализация данной идеи, независимо от времени, места и форм организации воспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.

-   Естественно - научный (знание о законах организации функционирования экосистем, о природных объектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире и путях их решения).

-   Ценностно-нормативный (знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законы природоиспользования и охраны природы, моральные и правовые ограничения).

-   Преемственности. Предполагает учет психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, отбор содержания, обеспечивающего целостное, системное восприятие экологических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности.

-   Деятельностный (знания и умения, которые используются в реальной

деятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний).

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...