Беседы с детьми по теме «Богатыри Земли Русской»
картотека по окружающему миру на тему

Грачева Ирина Леонидовна

Картотека бесед

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

                        

        Картотека бесед с детьми

                                по теме

«Богатыри Земли Русской»

 Беседа «Россия родина моя»

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем...

- 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник?  Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

- Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина  (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

- Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.

- На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

- Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками.  Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

 Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

- Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной.

С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

- Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского).

Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

- Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

- Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детсада гони! 

Беседа «Откуда мы родом»

Здравствуйте, славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажем мы вам о Святой Руси, о далеких временах нам неведомых.

 И помогут нам в этом, добры молодцы, да красны девицы.

Воспитатель «Откуда же пошла русская земля? » На прекрасной великой равнине, где реки нивы, леса и долины волшебным ковром разлились, жили наши предки славяне.. А земля, на которой жили славяне стала называться Русью И вот, сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто же такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас. - А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? Дети: - Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.

Воспитатель: - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне. (Показ иллюстраций.) Это слово напоминает слова: слава, славный Воспитатель: - Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ.

 Как выглядели?

 Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха, на ногах лапти.

Беседа «Как жили славяне»

В каждом поселке жило несколько семей. Дома древних славян были небольшие, углублены в землю (полуземлянки). Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину.

 Воспитатель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд, а также и улучшали их жизнь. Постепенно на Руси стали появляться первые ремесленники.

 Каким ремеслом занимались наши предки славяне?

Славяне литейщики лили металл. Кузнецы ковали из него кольчуги, мечи, серпы. Ювелиры, мастера золотых и серебряных дел, изготавливали ювелирные украшения: серьги, кольца, браслеты. Гончары делали из глины посуду.

М.п игра «Отгадай-ка» 

 Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славяне и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду, Стреляют из лука, рубят деревья»

Воспитатель: А вот какими чертами характера обладали славяне? (сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость).

 Воспитатель: - Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Жителей становилось всё больше и больше и люди стали строить свои дома за стенами крепости. Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь. Родную землю и свой народ надо было защищать. Назывались защитники земли русской – богатырями.

Славяне много сочинили о героизме своих защитниках богатырях: Илье Муромце, Лёше Поповиче и др.

Воспитатель: Славяне земледельцы, гончары, кузнецы, воины – богатыри.

Воспитатель: Жизнь славян невозможно себе представить без ярмарки – веселого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень.

Народ приходил на ярмарку, чтобы продать свои товары показать или что-то купить. Но ещё это был веселый праздник с песнями и плясками. И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами, промыслами, весельем и задором.

 Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали, какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.

Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Беседа «Отличие сказки от былины»

«Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы сегодня не на почетный пир, а на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались! 
         «Былину читай, да на ус мотай!» гласит русская народная пословица. Именно
http://www.moi-detsad.ru/image/pix.png так и называется наша сегодняшняя встреча. Мы сегодня поговорим о былинах, закрепим знания об основных событиях и героях былин. Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы уже знакомы, и о которых мы сегодня еще раз вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.
Что же такое «былина» и чем же она отличается от «сказки»? 
(ответы детей)
Это художественное произведение, в нем много необычного, неожиданного, невероятного, удивительного. Это и сказка и быль одновременно, и песня и стих, и просто рассказ. Но отличаются былины от сказок тем, что былины пели сказители под гусли, а сказки рассказывали, былинные герои существовали на самом деле. 
Кто же сочинил эти удивительные истории? (ответы детей) Народ! Это было очень давно, когда наша Родина – Россия называлась Русь. Тогда люди не умели писать, поэтому былины заучивали наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказителями называли тех, кто рассказывал былины. Сказитель так говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Поэтому слава о подвигах богатырей как о защитниках Русской земли из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли 
О делах родной земли»

Беседа «Одежда богатырей»

Славяне были людьми крепкого телосложения, сильными, могли долго переносить жару, холод и голод. Они отличались храбростью в бою, никогда не сдавались без боя.

Как одевались  богатыри? (На тело надета кольчуга–железная рубашка.)
Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря        от        ударов).
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

                

 

Беседа «Откуда мы родом»

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают).

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса). Показ на карте.

А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Как называли себя наши предки? (Славяне).

Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.

А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).

Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).

О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина.

И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).

Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждь богу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Игра – хоровод «Дуб – дубок».

У нас рос дубок - Вот таков! (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.) Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную защищать от врага!

Беседа «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

Воспитатель: «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри?

Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Стихотворением – дети расскажите стихотворение, которое мы с вами учили о богатырях.

Дети рассказывают стихотворение:

                       Силен, как вольный ветер,
                        Могуч, как ураган.
                        Он защищает землю

                От злобных басурман!
                       Он силой доброю богат,
                       Он защищает стольный град.
                       Спасает бедных и детей,
                       И стариков, и матерей!

 Дети рассказывают о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.

Игра « Топают ножки, хлопают ладошки – Качества богатырей»

Воспитатель: «Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость…). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи. Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.