Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

              Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри земли русской» направлена на формирование у дошкольников представлений о героическом прошлом русского народа, о великих русских богатырях - защитниках русской земли; на воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

             Беседа разработана с использованием современных образовательных технологий музыкального воздействия, физкультминутки.

             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Богатыри земли русской»

с использованием современных образовательных технологий музыкального воздействия, физкультминутки.

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Ход:

Педагог. Сегодня я предлагаю поговорить о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад. Слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Вот как говорится о богатырях в произведениях поэтов:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Педагог. Откуда люди узнали о богатырях?

Ответы детей.

Педагог. Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и назывались они былинами. Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли.

Показывает детям гусли.

Педагог. Слышали когда-нибудь? Хотите послушать?

Педагог включает аудиозапись игры на гуслях. После прослушивание предлагает детям физкультминутку.

За высокими горами,                        (поднимают руки вверх)

За широкими долами,                        (разводят руки в стороны)

На границе у реки                        (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри.                («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные,                                (останавливаются, поворачиваются в

круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие.                                (приставляют руку к глазам, смотрят

по сторонам)

Землю русскую любили,                (разводят руки в стороны, «обнимают»

                                                себя)

Свой народ освободили.                (руки вверх, кричат: «Ура!»)

Педагог. Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря». Давайте её рассмотрим.

В ходе беседы педагог задает детям вопросы:

  • Кто изображён на картине художника Васнецова?

Ответы детей. Три богатыря.

  • Кто находится в центре картины?

Ответы детей. Илья Муромец.

  • Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Ответы детей. Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

  • Кто слева от Ильи Муромца?

Ответы детей. Добрыня Никитич.

  • Расскажите о нём. Кто справа от Ильи Муромца?

Ответы детей. Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

  • Какими качествами обладал Алёша Попович?

Ответы детей. Хитростью, смекалкой, дерзостью.

  • Куда смотрит каждый из богатырей?

Ответы детей. Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

  • Что охраняют богатыри?

Ответы детей. Землю русскую, её границы.

  • Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Ответы детей. Уздечка, стремена, седло.

  • Как одеты богатыри?

Ответы детей. На тело надета кольчуга – железная рубашка.

  • Зачем она нужна богатырям?

Ответы детей. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

  • Что надето на головы богатырей?

Ответы детей. Шлем.

  • На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
  • Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Ответы детей. Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

  • Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
  • Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Ответы детей. Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

  • Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О, Витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твоё громоносное имя

Столетия все перейдёт».

Педагог. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

В конце беседы педагог предлагает детям  просмотр презентации «Богатыри земли русской» в сопровождении произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...

беседа для детей старшего дошкольного возраста " Земля и Луна"

В этой беседе рассказывается о нашей планете земля и её спутнике Луна.Дети узнают почему происходит смена времён года....

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Это русская сторонка, это Родина моя»

Материал из цикла музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Преследуются задачи по созданию условий для решения задач нравственно - ...

Сценарий музыкально–литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста «Великие таланты земли русской!»

Цель: Формирование у детей положительного отношения к искусству (литература, музыка, танец).Задачи:- способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью разли...

«Русский самовар» Беседа для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, т...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель:Формирование патриотических чувств у детей...