Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в средней группе.

 

Тема: « Путешествие в осенний лес».

 

Цель: ознакомление детей с характерными особенностями осенней погоды, природы; развитие умений отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

 

Задачи:

Образовательные:

-развивать умения отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания;

-закреплять умения применять в речи понятия «больше», «меньше»;

-закреплять навыки количественного счёта (больше, меньше, поровну, одинаково);

-закреплять  правила ОБЖ.

 

 Развивающие:

- закреплять умение  выполнения рисунка при помощи ладошки;

- развивать внимание, творческие способности, эстетическое восприятие, логическое мышление, речь.

 

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебной деятельности;

-формировать самостоятельность, инициативу, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;

 -воспитывать чувство  коллективизма.

 

                      Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Безопасность», «ФЭМП», «Художественное творчество»

Виды детской деятельности:

 Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.  

Методы:

Словесный, наглядный, игровой.

Приёмы:

Художественное слово, использование сюрпризного момента, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Материал и оборудование:

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: презентация на тему: «Осень»; листья из цветной бумаги; игрушки «Ворона», «Белка», «Ёжик», «Медведь», «Заяц»; макет дерева.

Оборудование:  пальчиковая гуашь; влажные салфетки.

 

Ход   НОД:

Дети и воспитатель входят в группу.

Воспитатель:

-Здравствуйте. Сегодня мы отправимся в путешествие. (Звучит шум дождя, звуки ветра). Как вы думаете, какоё это время года?

Дети:

-Осень.

Воспитатель:

-Правильно, а как вы отгадали?

Дети:

-Шум дождя, ветер.

Воспитатель:

-Умницы! А на нашей полянке сегодня ярко светит солнышко. Посмотрите как здесь красиво. Присаживайтесь поудобнее, мы начинаем наше весёлое путешествие. Но сначала вспомним, какие признаки осени вы знаете.

Воспитатель:

-После какого времени года наступает осень?

-Какую одежду одевают дети осенью?

-Какая погода бывает осенью? Если идёт дождь погода дождливая.

 -Дует ветер - ветреная

-Светит солнце – солнечная

-Что делают осенью звери

(белка делает запасы на зиму; заяц меняет шубку

-А   птицы?

Воспитатель:

- Молодцы. Правильно справились с заданием. Вы готовы отправиться в лес на прогулку по осеннему лесу?.

Дети:

-Да.

 Но перед началом нашего путешествия давайте вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей:

-ходить только со взрослыми;

-не собирать, не пробовать незнакомые ягоды, грибы;

-вести тихо в лесу, чтобы не спугнуть животных.

-не разводить костры без взрослых.

Воспитатель:

-Молодцы и здесь вы ответили правильно. Мы отправляемся в весёлое путешествие по осеннему лесу.

Воспитатель:

 Вдруг подул сильный ветер и сорвал листья с деревьев. Как вы думаете с каких деревьев эти листочки? (с клена и березы). Как называется лист с клена? (кленовый). А с березы? (березовый). А давайте посчитаем, сколько березовых листочков.(5). Каким они цветом? (желтым). А сколько кленовых листьев? (3). (Красные). А как мы можем узнать каких листочков больше? Что надо сделать? (положить кленовые листочки на березовые). Правильно, т.е. мы будем составлять с вами пары. ( Кладут каждый кленовый листочек на березовый, остается 2 березовых листочка). Каких листочков у нас больше? (березовых). Почему? (потому что березовые листочки остались, а кленовые закончились).

Воспитатель:

-А сколько листочков у нас на поляне? Один или много?

Воспитатель:

- Давайте, ребята, подуем на них как ветерок.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхаем через рот «Ф-Ф-Ф! »)

Воспитатель:

-Понравилось вам на полянке? Давайте продолжим нашу прогулку.

Воспитатель:

-Кого можно встретить в осеннем лесу? (звуки животных). Посмотрите, каких животных мы встретили? (ворона, белка, заяц, медведь, ёжик).

 (Д/игра: «Пятый лишний?).

(Белка, заяц, медведь, ёжик – дикие животные; ворона–птица).

Воспитатель:

-Молодцы, детки.

-Давайте поиграем в игру: «Да или нет. Дайте правильный ответ». Я буду называть детёнышей животных, а вы угадывать правильно или нет, я их называю и поправлять меня, если назову неправильно.

-у зайчихи-бельчонок? (зайчонок)

-у волчихи – зайчонок? (волчонок)

-у лосихи - лосёнок; у медведицы - медвежонок; у барсучихи - барсучонок; у лисы- лисёнок; у ежихи- ежонок; у белки- бельчонок.

Воспитатель:

-Молодцы детки. Интересно было встретить и познакомиться с дикими животными? Путешествуем дальше?

-Какое замечательное дерево мы встретили на нашем пути. Кто может ответить из каких частей состоит дерево?

Ответы детей:

- ветви, ствол, корень.

Воспитатель:

-Но у нашего дерева облетели уже все листочки. Давайте угадаем, какое это дерево и  украсим его осенними листочками. Будьте внимательны.(Дерево берёза)

Д/игра: «Укрась дерево осенними листочками»

(дети украшают дерево, проговаривая названия листьев и цвет).

Воспитатель:

-И здесь вы правильно справились с заданием. Мы долго путешествуем по осеннему лесу, немного устали. Я предлагаю немножко отдохнуть и сделать физкультминутку.

Физкультминутка (под музыку).

 

Воспитатель:

- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. А хотите стать художниками? . Кто знает, чем можно рисовать?. Вы будете рисовать яркие осенние  листья на дереве, только не кисточкой, не карандашами, а ладошками. Прежде чем приступить к работе мы сделаем гимнастику для пальчиков.

 Ветер северный подул с-с-с

Все листья с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап

Град по ним заколотил,

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Перед началом работы наденьте фартучки. Мы будем рисовать красивую аллею с осенними деревьями. Можно мне попробовать нарисовать тоже? Свою ладонь обмакиваю в краску и прикладываю её к стволу дерева. Убираю – на листе бумаги остался  мой отпечаток ладони. Какой замечательный  получился листик. Посмотрите ладонь грязная, что нужно сделать?

 (Ответы детей).

Воспитатель:

- Да, помыть и  вытереть ладошку  влажной салфеткой. Аккуратно, по одному обмакиваем ладошку в краску, и прикладываем её к дереву. Работаем аккуратно. Набирайте на ладошку краску хорошо, чтобы цвета у листочков были яркие.

Воспитатель:

-Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось! Давайте полюбуемся! Сегодня вы были самыми замечательными художниками. Как жалко, что наше путешествие подошло к концу. Мы опять вернулись на солнечную полянку.

-Скажите мне, пожалуйста, про какое время года мы говорили сегодня?

-Куда ходили на прогулку?

-Кого встретили в лесу?

-Понравилось путешетвовать?

-Что больше понравилось?

-И мне было очень приятно прогуляться с вами по лесу. Вы были умничками, правильно выполняли все задания, отвечали на вопросы. Давайте ещё раз полюбуемся красотой осеннего леса. На память о нашем путешествии можно взять по листочку с полянки.