Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Большое воздушное путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема:

«Большое воздушное путешествие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_okr_mir_podgr.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему

«ТРАНСПОРТ»

Цель занятия:

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении описательных рассказов с опорой на предмет.

3. Практическое усвоение предлога «на»; слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме «Транспорт».

4. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.

5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

6. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.

7. Закреплять и обобщать знаний детей о транспорте.

Оборудование:

Незнайка; сюжетные картинки, загадки, картинки-отгадки, светофор, игрушечный транспорт (у каждого ребенка), «Веселый паровозик», таблички на определение места звука в слове.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Оргмомент

-  Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Незнайка).

-  Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там?  

( вынимает из сундучка и расставляет на полке игрушки - транспорт). Назовем эти игрушки.

-  А как сказать одним словом, что это? (Транспорт).

-  Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

 Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

-  Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)

-  Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

-  Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)

-  А на чем можно ездить по железной дороге?

-  Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)

-  А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? (Железнодорожный транспорт едет только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь.)

-  Подумайте, на чем можно летать?

-  Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? (Воздушный.)

-  Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

-  Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде? (Водный.)

-  Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт.

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки  прикрепляет на рисунки.)

- Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

-В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Что за птица: песен не поет, Гнездо не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет)

 -К лежебоке у реки Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади. (Лодка)

- Вот так чудо! Чудеса! Подо мной два колеса, Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (Велосипед)

-Плывет белый гусь - Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта)

- Чудо-птица, Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

-Что за чудо: Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

-  Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).

-  Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.

-  Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

-   проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

-   Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.

-  Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.)

-  Какой это вид транспорта? (Подземный.)

-  Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)

Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

 Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы

- Когда мы ездили  по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)

-  А кому  подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)

-  Где стоит светофор? (На перекрестке.)

-  Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)

-  Что приказывает красный свет? (Стой!)

-  Желтый? (Приготовься!)

-  Зеленый? (Иди или можно ехать.)

 Физминутка

- Давайте поиграем в шоферов. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

 Специальные машины

-  А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)

-  Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

-  Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

-  Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)

-  А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.Сведения об образовательной организации

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема:

«Большое воздушное путешествие».

Цель:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

Картинки с изображением самолета, вертолета, планера, ракеты, воздушного шара, парашюта, мельницы, вентилятора, ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева.

Тетради, резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка, перо птицы. Схема «Органы дыхания человека», «парашюты» с загадками, секундомер.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт». Занятие по валеологии «Чем мы дышим».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Ответы детей – самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.)

Дети, предложившие ответы на вопрос, выбирают картинку с соответствующим видом воздушного транспорта и ставят ее на мольберт.

А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.

Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это? Воздух. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах?

Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух?

А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать? Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Опыт №1.

Почувствуете ли вы воздух? Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали?

Опыт №2.

Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?

Опыт №3.

Увидите ли вы воздух?

Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?

- Как убедиться, что вокруг нас есть воздух? Кому необходим воздух? Как дышат растения? Животные?

- Наш самолет благополучно совершил посадку. Наше воздушное путешествие мы продолжим на… Угадайте на чем.

Точь-в-точь, как самолет,

В кабине есть пилот.

Но в голубых просторах

Летает без мотора.

Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как же он полетит без мотора? Его понесет ветер. А откуда берется ветер?

Солнце нагревает воздух в одном месте и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.) Одинаков ли ветер в разные времена года?

Как определить силу ветра? Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер? Ураган. А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны? Это шквал или шторм.

Но вот ветер совсем затих и нам приходится возвращаться на землю.

Мы пересаживаемся на…

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.

Но что же заставляет шар подниматься вверх? Теплый воздух. Я уже говорила вам, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.

Опыт №4.

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю зажигалку), то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.

Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.

А теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху)?

Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.

 

Физкультминутка.

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко

И похлопаем в ладошки

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь – наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули!» - дружно скажем.

Нас опять ждет пересадка.

Заворчу, зажурчу,

Лопастями заверчу,

В небеса улечу.

Мы продолжим наше путешествие на вертолете.

Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)

А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните.

Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Всегда ли работа ветра полезна? Взгляните на эти картинки. Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.

Зонтик есть, весь белый-белый,

Он большой и очень смелый.

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.

Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.

А сейчас взгляните на маленькие парашюты . На них написаны загадки и пословицы.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)

Что за птица: песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

- «Что это, что это!» - все кричат,

В небе зонтики летят. (Парашюты)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Солнце перед закатом красное – на ветер.

Нужен, как воздух.

Объясните последнюю поговорку. Это значит что-то, без чего человек совершенно не может обходиться.

Наше путешествие подходит к концу. Но впереди еще полет на…

Чудо птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет.

В путь! К звездам! На ракете!

Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас в вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Опыт №5.

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.

- Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

Вот наша ракета пошла на посадку, а это значит, что наше путешествие закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках природоведения, физики и химии вы узнаете о воздухе еще больше.

Бирский исторический музей_4 Экскурсия в Бирски

Детское творчество_33 Детское творчесво

Конспект открытого  занятия по математике

в подготовительной группе «В гостях у Феи чисел» 

 Цель: 

1)     Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

 2)     Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9.

3)     Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года. 

4)     Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес. 

5)     Воспитывать навыки самостоятельной  и коллективной работы. 

Материалы к занятию:

 Демонстрационный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 9; карточки с цифрами 1-9; 8 красных и 8 синих кругов; таблица с кроссвордом;  музыкальная запись  и запись тиканье часов.  Раздаточный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; карточки с цифрами 1-9; 8 красных и 8 синих кругов.

 Предварительная работа: 

 Дидактические  игры: «Назови скорее», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи соседей» или «Кто внимательный».

 Организационный момент .     

 Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.        

 Вопросы:

 -     Какое сейчас время года?

 -  Какой сейчас день недели?

 -    Назови первый месяц года?

 -     Какой день недели наступит после воскресенья? 

   -   Сколько месяцев году?

-    Сколько дней в неделе? 

           --     Какой сейчас месяц? 

    -   Сколько дней в неделе мы отдыхаем?

  --  В какое время суток мы идем в детский сад? 

         -Назови последний месяц года?

   -   Назови второй день недели?

-    Назови части суток по порядку?              

 Ход занятия. 

  1. Знакомство с циферблатом часов. 

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

 В: Ребята, я Фея чисел. Живу в волшебной стране – Математика. Сегодня приглашаю вас в мой замок чисел. Там много интересного и загадочного. Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.                              

 Мы день не спим, Мы ночь не спим,              

 И день, и ночь  Стучим, стучим.

 Д: Часы.

 В: Правильно. Ещё послушайте.        

Две сестрицы друг за другом  

Пробегают круг за кругом.                            

Коротышка – только раз,Та, что выше, - каждый час.

 Д: Стрелки часов.

 В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

 Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.

 В: Ребята, а для чего нужны часы?

 Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

 В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.

 Д: Циферблат.

 В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?

 Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.

 В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

 Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

  В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.         ( Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов. )

 В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.  В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?

 Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.  Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей ( по образцу на доске).

 II.     Физкультминутка: «Часы».  Звучит запись тиканье часов.  

Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:          Тик-так, тик-так-      Все часы идут вот так:                 Тик-так.  Дети раскачиваются в такт мятника:        Смотри скорей, который час:                 Тик-так, тик-так,   Тик-так.  Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом к левому, как часы и т.д.:                  Налево – раз, направо – раз , Мы тоже можем так,        Тик-так.

 III.Закрепление счетных умений в пределах 9.

 В: Ребята, вы чем ни будь увлекаетесь, что собираете? У вас есть свои сокровищницы?

 Д: Да. Я собираю наклейки, фишки и т.д.

 В: Я решила вам показать свои сокровища. Посмотрите внимательно на демонстрационную доску: на ней драгоценные камни двух цветов.  Красный – это рубины, а  синий – топазы. На какие части можно их разбить?

 Д: На  1 синий и 8 красных.

 В: Верно. Как можно записать? Прочитайте запись.

 Д: 1+8.        

  Воспитатель просит детей сосчитать кружки.  Чему равно значение?

  Д: Равно 9.

 В: Ещё на какие части их можно разделить?           Дети вспоминают все возможные варианты. В случаи затруднения воспитатель позволяет им пользоваться «волшебным домиком»  - опорной таблицей для закрепления знания состава числа 9.

 Д: 2 синих и 7 красных. 2+7=9.  3 синих и 6 красных. 3+6=9.    4 синих и 5 красных. 4+5=9.   5 синих и 4 красных. 5+4=9.   6 синих и 3 красных. 6+3=9.   7 синих и 2 красных. 7+2=9.   8 синих и 1 красных. 8+1=9.

 В: Правильно. У всех так получилось? Молодцы!

 IV. Итог занятия.

 В: Воспитатель нашего путешествия давайте вспомним пройденный материал. Скажите, как называется наука и числах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо правильно решить кроссворд. Сначала отгадываем вопросы по горизонтали (зеленые клетки), а затем мы узнаем ключевое слово (желтые клетки).

 Вопросы:  

  1. Что определяют по часам? (время)

 2.      Загадка: Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу,                Когда спать, когда вставать,   Когда работу начинать. (часы) 

 3.      Посмотрите на картинку и отгадайте какое время суток изображено? (утро)

 4.      Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

 5.      Сколько дней в неделе? (семь)

 6.      Назовите второй месяц года? (февраль)

 7.      Какая получится цифра, если перевернуть цифру 6? (девять)

 8.      Загадка: Проживают в трудной книжке                 Хитроумные братишки.  Десять их, но братья эти                Сосчитают все на свете. (цифры) 

 9.      Загадка: Две сестрицы друг за другом                      Пробегают круг за кругом. Коротышка – только раз,     Та, что выше, - каждый час. (стрелки)

 10.  Сколько месяцев в году? (двенадцать) 

 В: Как ребята называется наука  о числах?  

Д: Математика.

 В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо за урок.

 

в

р

е

м

я

 

 

ч

а

с

ы

 

 

у

т

р

о

 

 

ц

и

ф

е

р

б

л

а

т

 

с

е

м

ь

 

 

ф

е

в

р

а

л

ь

 

 

д

е

в

я

т

ь

 

 

ц

и

ф

р

ы

 

с

т

р

е

л

к

и

 

д

в

е

н

а

д

ц

а

т

ь