Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Близнюк Светлана Алексеевна

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы

рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;

активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.; закрепить счёт до 20.

Задачи: сформировать  представления о счётных устройствах, об истории их возникновения («Познавательное развитие»), построение собственной познавательной деятельности («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»), продолжать обогащать словарный запас детей, использовать разные части речи в соответствии с их значением, совершенствовать умение строить высказывание, согласовывать слова в предложении («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», "Речевое развитие").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по

ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Составила: воспитатель Близнюк Светлана Алексеевна

        

Примерная основная общеобразовательная программа: МБДОУ «Детский сад №109»

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Ведущая образовательная деятельность «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира).

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы

рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;

активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.; закрепить счёт до 20.

Задачи: сформировать  представления о счётных устройствах, об истории их возникновения («Познавательное развитие»), построение собственной познавательной деятельности («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»), продолжать обогащать словарный запас детей, использовать разные части речи в соответствии с их значением, совершенствовать умение строить высказывание, согласовывать слова в предложении («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением.

Оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, счётные палочки, верёвочки на каждого ребёнка для завязывания узелков, ноутбук для презентации, сказочный герой Колобок из пластилина,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в музее? Что вы там видели? (Картины, скульптуры и т.д.). Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства разных времен, а я буду вашим экскурсоводом (Раздается стук в дверь). На пороге появляется Колобок.

Колобок: Здравствуйте, ребята. Ой, куда это я попал? Я от бабушки и дедушки ушёл, они меня хотели в школу отдать, а я и так всё знаю и умею. Я ведь ещё вчера из печи вышел. Чем вы тут занимаетесь?

Воспитатель: Мы с ребятами решили посетить музей счётных устройств. Хотим узнать историю возникновения и развития этих устройств.

Колобок: А зачем вам это нужно? Вот, я, например, пока катился, научился считать на пальцах до 5. Хотите, посчитаю? (считает).

Воспитатель: Молодец, Колобок! До 5 считать умеешь, а наши ребята считают и до10, и до 20. Ребята, посчитаем до 20? А ты, колобок, сможешь посчитать хотя бы до 10?

Колобок: Это я быстро, раз – два и готово. (Начинает считать, у него не получается).

Воспитатель: Ну, Колобок, что остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Дает счеты).

Колобок: (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Крутит, вертит счеты в руках). Интересно, что это такое? (шепотом). А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (это счеты). А для чего они нужны? (чтобы считать). Это я понял! А как на них считать? (выходит ребенок и показывает). Так интересно, а я и не знал!

Воспитатель: Эх, Колобок, ничего – то ты и не знаешь, а только хвастаешься! А ты хочешь узнать, как люди считали раньше? А вы, ребята хотите? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие по истории, когда люди только учились считать, мы посетим с вами музей счётных устройств.

Колобок: А можно я свами отправлюсь в путешествие?

Воспитатель: Ребята, возьмём с собой колобка? (Да) Присоединяйся к нам.

Итак, мы отправляемся в музей. (1 слайд) С чего же всё начиналось? (2 слайд).

Воспитатель: Обратите внимание на первый экспонат. (3 слайд)

Колобок: Что это такое? (Это руки человека). А почему они здесь и даже на первом месте?

Воспитатель: Давным-давно люди считали на пальцах рук (4 слайд). Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.

Обратите внимание на следующий элемент – это узелковые счеты. (5 слайд) Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? (Дети пробуют.) Правда, интересно?

 Вот следующий экспонат – это глиняная доска – абак. (6 слайд) Она разделена на полоски, в которые выкладывали камешки, бобы, горох и пересчитывали их. Люди раньше очень мало знали и поэтому не могли придумать лучших счетов. И пользовались руками, узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками и счетам на которых мы научили считать Колобка.

Обратите внимание на следующий экспонат (7 слайд). Эту счетное устройство вы, наверное, знаете? Как оно называется? (Счёты) Правильно, ребята! Кто из вас покажет, как ими нужно пользоваться? (Дети показывают).

Но такие счётные устройства были очень неудобны, ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей, например, сложно посчитать большие цифры, очень тяжёлые, большие, неудобные и т.д.) да, ребята, чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину (8 слайд). Посмотрите, вы узнаёте это счётное устройство? (Калькулятор). Правильно, скажите вы видели где используют такие вычислительные приборы? (Ответы детей: в магазине, бухгалтерии, дома и т.д.)

А теперь посмотрите на следующий экспонат. Как вы думаете, что это? (9 слайд). Молодцы! Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей).

Вот, Колобок, ты и узнал, как люди считали раньше и теперь.

Колобок: Подождите, я, что - то забыл… на чем люди сначала, а на чем потом?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Колобку. Разделимся на две команды и каждая команда разложит карточки слева направо в хронологическом порядке, т.е. по мере возникновения новых счётных устройств, как только музыка остановится игра заканчивается и побеждает та команда, которая разложит карточки быстро и правильно. (звучит музыка) Молодцы, ребята. Как люди считали сначала и что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают).

Ну, что Колобок, ты устал? Не хочешь, ли сделать с нами зарядку?

Колобок, колобок, колобок румяный бок.

Дети идут вполуприсяде, держа руки на поясе.

По дорожке покатился и назад не воротился.

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

Встретил Мишку, Волка, Зайку,

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Всем играл на балалайке.

Изображают игру на балалайке.

У лисы спел на носу – больше нет его в лесу!

Пляшут вприсядку, разводят руками.

Воспитатель: Колобок, тебе понравилось путешествие в исторический музей?

Колобок: Спасибо вам большое за такое увлекательное путешествие, но теперь мне пора к бабушке с дедушкой, ладно, так уж и быть, пойду в школу и научусь считать и пользоваться современными счётными устройствами. (Колобок прощается).

Воспитатель: Ну вот, Колобок ушёл к бабушке с дедушкой, а хотите, чтобы у каждого из вас был такой-же колобок? Тогда мы сейчас сделаем небольшой перерыв и будем лепить такого колобка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Близнюк Светлана Алексеевна

Слайд 2

С чего же все начиналось?

Слайд 4

У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счета

Слайд 5

Индейцы племени майя придумали свой способ счета – на узелках. Это узелковые счеты.

Слайд 6

В Древней Греции считали на особой доске, которая называлась – АБАК. Передвигая камешки по желобам люди проводили счет.

Слайд 7

Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России.

Слайд 8

В наше время для вычисления сложных чисел и математических операций используются КАЛЬКУЛЯТОРЫ.

Слайд 9

А самое главное – началась эра персональных КОМПЬЮТЕРОВ. Они сейчас широко используются на различных предприятиях и дома.