Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Камозина Елена Сергеевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие»

Цель: Закрепление знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире.

Развивающие: мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. умение самостоятельно делать выводы.

Оборудование:

Картинки с изображением самолета, вертолета, планера, ракеты, воздушного шара, парашюта, мельницы, вентилятора, ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева.

Тетради, резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка, перо птицы. Схема «Органы дыхания человека», «парашюты» с загадками, секундомер.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт». Занятие по валеологии «Чем мы дышим».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта?

Дети: самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.

(Дети, предложившие ответы на вопрос, выбирают картинку с соответствующим видом воздушного транспорта и ставят ее на мольберт.)

Воспитатель: А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Дети: самолет

Воспитатель: Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.

Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано. (Предлагаем одному ребенку прочесть надпись.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли, вы воздух?

Дети: нет

Воспитатель: А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?

Дети: Не долго

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»?

Дети: нет

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Опыт №1. Почувствуете ли вы воздух?

Воспитатель: Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали?

Дети: ветер

Опыт №2. Услышите ли вы воздух?

Воспитатель: Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?

Дети: ответы детей

Опыт №3. Увидите ли вы воздух?

Воспитатель: Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?

Дети: пузырьки

Воспитатель: Как убедиться, что вокруг нас есть воздух?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Кому необходим воздух?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как дышат растения?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Животные?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Наш самолет благополучно совершил посадку. Наше воздушное путешествие мы продолжим, угадайте на чем.

Точь-в-точь, как самолет,

В кабине есть пилот.

Но в голубых просторах

Летает без мотора. (планер)

Дети: ответы детей

Воспитатель: Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как, же он полетит без мотора?

Дети: Его понесет ветер.

Воспитатель: А откуда берется ветер?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Каким бывает ветер?

Дети: Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.

Воспитатель: Одинаков ли ветер в разные времена года?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как определить силу ветра?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер?

Дети: Ураган.

Воспитатель: А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Это шквал или шторм.

Но вот ветер совсем затих и нам приходится возвращаться на землю.

Мы пересаживаемся на…

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Дети: воздушный шар

Воспитатель: правильно это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.

Но что, же заставляет шар подниматься вверх?

Дети: Теплый воздух.

Воспитатель: Я уже говорила вам, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.

Опыт №4.

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю свечу), то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.

Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.

А теперь вопрос для вас. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху)?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. На полу (внизу) всегда холоднее.

Физкультминутка.

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко

И похлопаем в ладошки

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь –наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули!» - дружно скажем.

Нас опять ждет пересадка.

Заворчу, зажурчу,

Лопастями заверчу,

В небеса улечу.

Мы продолжим наше путешествие на вертолете.

Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Всегда ли работа ветра полезна?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Взгляните на эти картинки. Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.

Зонтик есть, весь белый-белый,

Он большой и очень смелый.

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.

Дети: парашют

Воспитатель: Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.

А сейчас взгляните на маленькие парашюты у вас на столах. На них написаны загадки и пословицы. (кто может читать читают сами и помогают тем, кто еще не научился читать)

  1. Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)

  1. Что за птица: песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)

  1. Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

  1.  «Что это, что это!» - все кричат,

В небе зонтики летят. (Парашюты)

  1. По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

  1. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Воспитатель: Солнце перед закатом красное – на ветер.

Нужен, как воздух.

Объясните последнюю поговорку.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Это значит то что, без чего человек совершенно не может обходиться.

Наше путешествие подходит к концу.

Но впереди еще полет на…

Чудо птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет. (Ракета)

Дети: Ракета

Воспитатель: В путь! К звездам! На ракете!

Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас с вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Опыт №5.

Наливаем в стакан воду до самого края. Прикрываем стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачиваем стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. Почему, как вы думаете?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

Вот наша ракета пошла на посадку, а это значит, что наше путешествие закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках, физики и химии вы узнаете о воздухе еще больше.

Рефлексия:

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: ответы детей

Воспитатель: На каком виде транспорта вам понравилось путешествовать больше, на каком меньше и почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Чтобы вы еще хотели узнать?

Дети: ответы детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Большое воздушное путешествие».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.Тема:«Большое воздушное путешествие»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Путешествия по сказкам»

Цель.Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разным материалом: сыпучим – опилки, нитки; бумагой “Волшебные ложки”, дать каждому ребенку возможность творчески применить их.Развивать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; поз...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Космическое путешествие».

Задачи:1. Расширять знания детей о космосе, об основных планетах.Познакомить детей с понятием “Солнечная система”, «вселенная», «созвездие».2. Развивать умение слуш...