Статья «Экспериментирование в детском саду».
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimoroeva_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Зимороева Светлана Александровна

                                                       воспитатель  

                                                       высшей квалификационной  категории                                                                                            

                                                       Муниципальное казенное дошкольное

                                                       образовательное учреждение

                                                       города Новосибирска.

                                                      «Детский сад №494 комбинированного вида»

Статья «Экспериментирование в детском саду».

 В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможна лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Одним словом, необходимо предоставлять детям возможность приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим внедрение в практику работы дошкольного учреждения детского экспериментирования – истинно детской деятельности, как никогда актуальна.     В нашем дошкольном учреждении  разработана своя система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы физического и психического развития. Эффективность, которой определяется четкой организацией пребывания детей в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и качеством взаимодействия всех участников воспитательно образовательного процесса. Помимо воспитателей с детьми работают учителя-логопеды, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, инструктор по плаванью, воспитатель по изобразительной деятельности, эколог, инструктор ЛФК. Все эти категории педагогов организуют НОД с детьми. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной и образовательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия. Для обеспечения разностороннего развития детей в содержание обучения и воспитания введено 32 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одним из важнейших условий реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы (в течение одной-двух недель), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Экспериментальная деятельность осуществляется в области «Познание»

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Исследовательское поведение ребёнка – главный источник для получения представлений о мире. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Так же положительное влияние экспериментов оказывает на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как метод, соответствует этим возрастным особенностям. С детьми на экспериментах решаются следующие задачи:

- как доказать, что.

- сколькими способами можно осуществить это действие.

- предскажите, что получится, если

Решение задач осуществляется двумя вариантами:

а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет.)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Педагогический процесс, включает также организацию самостоятельной деятельности детей. Для возникновения данной деятельности необходимо стимулировать детей, давая задания для самостоятельного наблюдения в природе, создавать проблемные ситуации – познавательные, практические (работа с литературой, энциклопедиями и т.д.)

Особое значение имеет насыщенная развивающая среда. В нашем детском саду она представлена разнообразно:  

  1. Экологическая комната. В комнате находится весь наглядно-демонстрационный материал и дидактический (глобус, географические карты, иллюстрации, репродукции картин, модели, гербарии растений, коллекции камней, дерева, стекла, пластмасса, льна, шерсти, насекомых, строительного материала, образцы почвы, муляжи овощей, фруктов, грибов; интерактивная доска, компьютер, телевизор и другие ТСО).
  2. Лаборатория для проведения опытов (приборы помощники: лабораторная посуда, весы и т. д.; медицинские материалы, прочие материалы.)
  3. Комната космоса.
  4. Зимний сад. Здесь сосредоточено более ста растений декоративно цветущих, декоративно-лиственных.
  5. Мини-зоопарк, где находятся животные, птицы, рыбы.
  6. Ландшафты в коридорах, холлах.
  7. Уголки природы в каждой группе.
  8. Огород, сад, цветники, пруд, альпийская горка на территории детского сада.
  9. Экологическая тропинка по территории детского сада.
  10. Библиотека, в которой находятся энциклопедии, атласы, художественная детская литература о природе, литература для воспитателей и родителей.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования. Залогом нашего успеха работы с дошкольниками, имеющих нарушения, является ее систематичность, планомерность, согласованность коррекционно-практической деятельности всех сотрудников МДОУ

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме

Автор конспекта ННОД: Зимороева Светлана Александровна, воспитатель, высшей квалификационной категории, МКДОУ д/с № 494

Приоритетная образовательная область:  экспериментирование

Предметно-пространственная развивающая среда: Старшая группа к теме «Фрукты и овощи»

«Овощи и фрукты как косметика»

Цель. Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.

Материал и оборудование. Свёкла, огурец, яблоко, крем для рук с запахом огурца, вишни, малины, шампунь с фруктовым запахом, огуречная маска, тёрка, нож, бумажные салфетки, зеркало, фартуки.

Ход.

Педагог и дети рассматривают косметические средства и продукты, сравнивают их по запаху и обнаруживают сходства. Затем педагог рассказывает детям о ценности некоторых фруктов и овощей и об использовании их при изготовлении косметических средств. Предложить  вспомнить, сказку «Морозко», где мачеха  своей доченьки Марфушеньки натирала щёки свёклой для красоты (можно просмотреть отрывок на видео).

Педагог предлагает детям натереть щёчки кусочком очищенной свеклой и, посмотреть в зеркало, сказать, как изменился цвет лица. Далее педагог предлагает всем вместе сделать маску из огурца или яблока, натереть их на тёрке и положить на щеки. Сняв маску бумажной салфеткой, дети и педагог рассказывают о том, как изменился цвет лица (отбелился).

Результат. При использовании свеклы лицо окрашивается в красный цвет в месте, где его натирали овощем. После огуречной (яблочной) маски лицо приобретает первоначальный цвет (очищается), кожа становится нежной и мягкой.

Вывод. Взрослые, зная о пользе фруктов и овощей на кожу, придумали использовать это при изготовлении косметических средств (кремов, масок). После употребления этих средств кожа становится мягкой и бархатистой, приобретает желаемый цвет. Так взрослые люди ухаживают за своей кожей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экспериментирование в детском саду"

Экспериментирование в детском садуНе на всякий вопрос  заданный ребенком можно ответить, так чтобы он понял. А вопросов он может задать множество. Почему ветер дует? Откуда берется снег? Почему р...

статья на тему Экспериментирование в детском саду

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт е...

статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем...

Статья "Экспериментирование в детском саду"

В моей статье вы можете ознакомится с видами экспериментирования в детском саду....

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Статья на тему: «Экспериментирование в детском саду»

В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспери...

Статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и нак...