Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью "Как выращивают хлеб"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Синицына Ольга Александровна

    Конспект занятия по ознакомлении детей с социальной действительностью "Как выращивают хлеб" старший дошкольный возраст

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

     по ознакомлению с социальной действительностью

                                               « Как выращивают хлеб»

    Старший дошкольный возраст

    Задание для студентов: Какие приемы используются для подготовки к восприятию данной темы и в конце занятия. Назовите вопросы, требующие от детей умения анализировать, сравнивать, рассуждать

    Цель:

    Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей, Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

    Наглядный материал:

    Демонстрационный материал:

    - Картинки с изображением города / многоэтажные дома, заводы, фабрики, здания музеев, театров, широкие проспекты, улицы с разнообразным транспортом / и деревни / поля, уборка овощей, одноэтажные домики с садами, лес, ферма, табун лошадей и т. д./

    - Колоски пшеницы и ржи./ Можно картинки /

    - Демонстрационные картины с изображением различных работ в поле.

    - Черный и белый хлеб, печенье, сушки.

    Раздаточный материал:

    - На подносах зерна ржи и пшеницы.

    Ход занятия:

            Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

            - Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. / Предложения детей. Если дети затрудняются это сделать, воспитатель отставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает детям подумать, что можно еще поставить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы - те, что относятся к городу и те, что относятся к селу, деревне /.

            - Вспомните, чем отличается город от деревни? / Разные дома, транспорт, труд людей /.

            - Чем занимаются люди в деревне? / Предположения детей. Если дети совсем ничего не могут ответить, то воспитатель, показывая на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне - выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи /.

            - Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живет и трудится в деревне. Повторите это слово - крестьяне / Дети повторяют новое для них слово хором и индивидуально /.

            Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе черный и белый хлеб, сушки, печенье,

            - Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят баранки, печенья, различные пирожные. А кто знает, из чего все это делают? / Из муки /. А что такое мука, из чего ее получают?

    / Предположения детей /.

            - Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно. / Дети рассматривают зерна, трогают их руками /. Посмотрите все зерна одинаковые? /Ответы детей /. На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом зерна ржи. Зерна пшеницы круглые, а ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

            - А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? /Ответы детей/. Я вам принесла эти растения / Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы /. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они же как и зерна тоже разные.

            - Что вы можете сказать вот про этот колосок? / Показывает колосок ржи / Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи.  Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

            - А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он?

    / Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее /

            - Чтобы получить из зерен муку, нужно  затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

            - Что нужно, чтобы растение выросло? / Зерно нужно посадить в землю /.

            - А какая должна быть земля? / Ответы детей /.

            - Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди и вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? / Техника /.

      Воспитатель выставляет картину с изображением полевых работ весной / На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля /. Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? / Тракторист . Если это слово для детей новое, то нужно повторить его хором /.

     На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте как об этом пишет Е.Трутнева:

    По земле сырой, не жесткой,

    Там, где тракторы прошли,

    Неглубокие бороздки

    В черной пашне пролегли.

    И до вечера и позже,

    До полночи с темнотой,

    Зерна сыпались, как дождик,

    Точно дождик золотой.

            - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? / Предположения детей /. Это значит, что люди работают до поздна. А почему? / Предположения детей /. Потому что растения нужно посадить в определенный срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди торопятся посеять зерна в срок.

            - Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах,  о нем поэты сочиняют стихи.

                    Посмотрите на картину М.Шишкина, которая называется “Рожь”. С чем можно сравнить хлебное поле? / Предположения детей /. Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете почему?

    / Предположения детей /. Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом - нива. Повторите это новое для вас слово. / Дети повторяют слово хором и ин                                                                                                                                                                                                                                        дивидуально /. Нива от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение:

    Нива моя, нива, нива золотая!

    Зреешь ты на солнце, колос наливая;

    По тебе, по ветру, словно в синем море,

    Волны так и ходят, ходят на просторе...

            - Но вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины - комбайны.  Посмотрите на картину. / Выставляет картину с изображением комбайна /. “ Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет” - есть такая загадка про комбайн, Кто работает на комбайне? /Комбайнер. Если дети не знают этого слово, его надо повторить хором и индивидуально, чтобы запомнить /. Что же делает комбайн?/ Предположения детей /. Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву - бункеру    высыпаются в грузовые машины./ Воспитатель показывает на иллюстрации /. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают - мелют. Получается мука.

            - Куда же потом везут муку? / На хлебозаводы /.

            - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? / Белый хлеб, булки, печенье, баранки /. А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа - можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

            - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен - самые лучшие, самые крупные - оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

             - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? /Ответы детей / :

            - Хлеб всему голова.

            - Без хлеба - нет обеда.

            - Не шуба греет, а хлеб. Хлеб - батюшка, вода - матушка.

            В России есть обычай - встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое полотенце кладут  хлебный каравай. в середине которого обязательно маленькая солонка с солью. Тот, кого встречают, обязательно должен отломить маленький кусочек хлеба от каравая, обмакнуть его в соль и съесть.

            - Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол и я, думаю, вы тоже будете с уважением относиться к хлебу:

     - его нужно обязательно доедать: старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;

     - хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

            Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

        А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

    Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста . тема: «Вазон на новый фасон».

    Целью данного занятия является создание образа красивой вазы на основе флакона, используя приемы пластики.С детьми совершается небольшой экскурс в историю на основе стихотворения Олега Таругина "Что я...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)

    Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с природой " Загадочное занятие"

    Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по ознакомлению детей с природой. На этом занятии закрепляются знания о значении растений в жизни людей. Дети самостоятельно проводят опыты, готовят оборудов...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы

    Конспект занятия  по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы...

    Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

    Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....