Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бехлер Елена Владимировна

Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.

Этим обусловлена цель непосредственно – образовательной деятельности: развитие познавательного интереса к объектам осенней природы.

Задачи:

     Образовательные:

-закрепить и обобщить знания детей  о характерных признаках осени;

- уточнить и закрепить знания о подготовке животных и птиц осенью к зиме.

      Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- развивать память, речь, наблюдательность, умение обобщать;

- обогащать словарный запас.

     Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

  В соответствии с задачами был выбран тип непосредственно – образовательной деятельности – закрепление и творческое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_osen.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

  познавательного направления

по теме: «Осень»

для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа:

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Прогулки по лесу детского сада.
  • Рассматривание картин и репродукций об осени.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
  • Составление гербария из осенних листьев.
  • Ведение дневника наблюдений.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
  • уточнить названия осенних месяцев;
  • конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период времени;
  • уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление путем решения проблемной ситуации;
  • продолжать развивать память,  речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы; 
  • воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными.

Образовательные области: познание, коммункация.

Методы и приемы:

  • наглядные - демонстрация, рассматривание, использование ТСО;
  • словесные - рассказ, чтение, беседа;
  • игровые;
  • практические - моделирование;
  • Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - проблемный вопрос.

Оборудования и материалы:  картины: «Перелетные и зимующие птицы», «Сбор урожая»;  мешочек с муляжами овощей и фруктов; модели деревьев размером с ватман 4 шт.

Раздаточный материал:  листья деревьев: березы, клена, рябины, дуба; зеленый конверт с разрезанной картинкой гриба, желтый конверт с пиктограммами.

Средства ТСО: компьютер с проектором; презентация; аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь.» П.И. Чайковского;

Место проведения: группа или помещение, где имеется возможность показа слайдов на компьютере через проектор.

Посадка детей: столы расставлены буквой «П».

Ход НОД

I. Оргмомент.

Показ 1-ого слайда. Ребенок читает наизусть стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой                                                                                                                        

                                                                                            И.Бунин      

Воспитатель. О каком времени года стихотворение?

Дети. Об осени.

Воспитатель. Сколько месяцев длится осень?

Дети. 3 месяца.

Воспитатель. Назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о замечательном времени года — об осени.

       II. Основная часть.

       Воспитатель. Давайте посмотрим на картину художника Исаака Левитана.

Показ 2-ого слайда - картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Воспитатель. Посмотрите какая это красивая картина. Какое время года мы видим на ней?

Дети. Осень.

Воспитатель. Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

Высказывания детей.

Показ 3-его слайда.

Воспитатель. Какие периоды есть у осени?

Дети. Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

Воспитатель. Давайте назовем признаки каждого периода.

Ответы детей с помощью воспитателя. Ранняя осень: прохладное утро, туман, летит паутина - в народе говорят «Бабье лето», листья меняют окраску. Золотая осень: листопад, отлет птиц, холодно, пасмурно, идут дожди. Поздняя осень: ветрено, заморозки, первый снег.

Воспитатель. А какой период осени изображен на картине Левитана?

Дети. Золотая осень.

Воспитатель. Ребята, какой самый красивый период осени?

Дети. Золотая осень.

Показ 4-ого слайда.

Д/и «Подбеди слово» Воспитатель задает вопрос: Какая осень? Дети должны подобрать прилагательные к слову «осень».

Д/и «Скакого дерева лист» У каждого ребенка на столе листья клена, березы, дуба, рябины.

Показ 5-8 слайдов

Воспитатель. Ребята посмотрите на дерево и листочки, которые здесь изображены. Найдите у себя на столе такой же лист и скажите как называется дерево.

Ответы детей. Клен, дуб, рябина, береза.

Физкультминутка.

Взять в руки по два листочка, которые лежат у каждого на столе.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть на корточки)

Дунул ветер — полетели. (легкий бег)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.(легкий бег с поднятыми руками)

Закружились, полетели(покружиться вокруг себя)

И на землю снова сели. (присесть на корточки)

Воспитатель. Какой замечательный у нас получился листопад. А теперь давайте присядем на свои места и дальше поговорим об осени.

Воспитатель. Ребята, а что осенью делают звери и птицы?

Дети. Звери готовятся к зиме, делают запасы, птицы улетают на юг.

Показ 9-12 слайдов. Воспитатель зачитывает, как звери к зиме готовятся.

Воспитатель. А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля. Дети отвечают, опираясь на картину «Перелетные и зимующие птицы».

Воспитатель. Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и те, которые остаются зимовать. Какие это птицы?

Дети отвечают по картине «Перелетные и зимующие птицы».

Показ 13 слайда.

Воспитатель. Посмотрите как птица глухарь к зиме готовиться. Зачитывает со слайда.

Проблемный вопрос.

Воспитатель. Если развесить везде утепленные птичьи домики, можно ли таким образом задержать перелетных птиц,?

Ответы детей.

Воспитатель. А давайте посмотрим, что люди делают осенью? Картина «Сбор урожая»

Дети. Собирают урожай овощей, фруктов, грибов. Делают заготовки на зиму.

Д/и «Узнай по описанию» В мешочке лежат муляжи овощей и фруктов. Воспитатель описывает овощ или фрукт, дети отгадывают. Когда дети отгадали, воспитатель достает его из мешочка и показывает.

Настольная игра «Разрезные картинки» У каждого ребенка на столе конверт с разрезанной картинкой гриба. Дети должны собрать картинку и назвать гриб.

Воспитатель. Посмотрите какие невзрачные деревья у нас здесь стоят. Давайте их оденем в осенние наряды, повесим на них свои разноцветные листики. Дети подходят по 2-3 человека и вешают листики по названию дерева.

Воспитатель. Какой красивый осенний лес у нас получился! Вам нравиться? 

  1. Итог.

Воспитатель. Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. О каком времени года мы говорили?

Дети. Об осени.

Воспитатель. Какие периоды у осени?

Дети. Ранняя, золотая, поздняя осень.

Воспитатель. Вспомнили как звери и птицы готовятся к зиме. Что люди осенью собирают урожай. Вы молодцы, ребята, много знаете об осени.

А теперь возмите конверты с пиктограммами и покажите любую из них.

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полёт в космос»

Спортивное мероприятие формирует стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. Быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в осеннем лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в осеннем лесу»...