Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Бехлер Елена Владимировна

    Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.

    Этим обусловлена цель непосредственно – образовательной деятельности: развитие познавательного интереса к объектам осенней природы.

    Задачи:

         Образовательные:

    -закрепить и обобщить знания детей  о характерных признаках осени;

    - уточнить и закрепить знания о подготовке животных и птиц осенью к зиме.

          Развивающие:

    - развивать познавательную активность;

    - развивать память, речь, наблюдательность, умение обобщать;

    - обогащать словарный запас.

         Воспитательные:

    - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

      В соответствии с задачами был выбран тип непосредственно – образовательной деятельности – закрепление и творческое применение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_osen.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

      познавательного направления

    по теме: «Осень»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Предварительная работа:

    • Наблюдения за живой и неживой природой.
    • Прогулки по лесу детского сада.
    • Рассматривание картин и репродукций об осени.
    • Чтение художественной литературы.
    • Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
    • Составление гербария из осенних листьев.
    • Ведение дневника наблюдений.

    Программное содержание

    Образовательные задачи:

    • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
    • уточнить названия осенних месяцев;
    • конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период времени;
    • уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью.

    Развивающие задачи:

    • развивать логическое мышление путем решения проблемной ситуации;
    • продолжать развивать память,  речь;
    • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
    • развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
    • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы; 
    • воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.

    Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными.

    Образовательные области: познание, коммункация.

    Методы и приемы:

    • наглядные - демонстрация, рассматривание, использование ТСО;
    • словесные - рассказ, чтение, беседа;
    • игровые;
    • практические - моделирование;
    • Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - проблемный вопрос.

    Оборудования и материалы:  картины: «Перелетные и зимующие птицы», «Сбор урожая»;  мешочек с муляжами овощей и фруктов; модели деревьев размером с ватман 4 шт.

    Раздаточный материал:  листья деревьев: березы, клена, рябины, дуба; зеленый конверт с разрезанной картинкой гриба, желтый конверт с пиктограммами.

    Средства ТСО: компьютер с проектором; презентация; аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь.» П.И. Чайковского;

    Место проведения: группа или помещение, где имеется возможность показа слайдов на компьютере через проектор.

    Посадка детей: столы расставлены буквой «П».

    Ход НОД

    I. Оргмомент.

    Показ 1-ого слайда. Ребенок читает наизусть стихотворение (звучит аудиозапись)

    Лес, точно терем расписной.

    Лиловый, золотой, багряный.

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над сонною поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой                                                                                                                        

                                                                                                И.Бунин      

    Воспитатель. О каком времени года стихотворение?

    Дети. Об осени.

    Воспитатель. Сколько месяцев длится осень?

    Дети. 3 месяца.

    Воспитатель. Назовите осенние месяцы.

    Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о замечательном времени года — об осени.

           II. Основная часть.

           Воспитатель. Давайте посмотрим на картину художника Исаака Левитана.

    Показ 2-ого слайда - картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

    Воспитатель. Посмотрите какая это красивая картина. Какое время года мы видим на ней?

    Дети. Осень.

    Воспитатель. Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

    Высказывания детей.

    Показ 3-его слайда.

    Воспитатель. Какие периоды есть у осени?

    Дети. Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

    Воспитатель. Давайте назовем признаки каждого периода.

    Ответы детей с помощью воспитателя. Ранняя осень: прохладное утро, туман, летит паутина - в народе говорят «Бабье лето», листья меняют окраску. Золотая осень: листопад, отлет птиц, холодно, пасмурно, идут дожди. Поздняя осень: ветрено, заморозки, первый снег.

    Воспитатель. А какой период осени изображен на картине Левитана?

    Дети. Золотая осень.

    Воспитатель. Ребята, какой самый красивый период осени?

    Дети. Золотая осень.

    Показ 4-ого слайда.

    Д/и «Подбеди слово» Воспитатель задает вопрос: Какая осень? Дети должны подобрать прилагательные к слову «осень».

    Д/и «Скакого дерева лист» У каждого ребенка на столе листья клена, березы, дуба, рябины.

    Показ 5-8 слайдов

    Воспитатель. Ребята посмотрите на дерево и листочки, которые здесь изображены. Найдите у себя на столе такой же лист и скажите как называется дерево.

    Ответы детей. Клен, дуб, рябина, береза.

    Физкультминутка.

    Взять в руки по два листочка, которые лежат у каждого на столе.

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим. (присесть на корточки)

    Дунул ветер — полетели. (легкий бег)

    Мы летели, мы летели,

    И на землю тихо сели.(присесть на корточки)

    Ветер снова набежал

    И листочки вверх поднял.(легкий бег с поднятыми руками)

    Закружились, полетели(покружиться вокруг себя)

    И на землю снова сели. (присесть на корточки)

    Воспитатель. Какой замечательный у нас получился листопад. А теперь давайте присядем на свои места и дальше поговорим об осени.

    Воспитатель. Ребята, а что осенью делают звери и птицы?

    Дети. Звери готовятся к зиме, делают запасы, птицы улетают на юг.

    Показ 9-12 слайдов. Воспитатель зачитывает, как звери к зиме готовятся.

    Воспитатель. А каких перелетных птиц вы знаете?

    Дети. Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля. Дети отвечают, опираясь на картину «Перелетные и зимующие птицы».

    Воспитатель. Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и те, которые остаются зимовать. Какие это птицы?

    Дети отвечают по картине «Перелетные и зимующие птицы».

    Показ 13 слайда.

    Воспитатель. Посмотрите как птица глухарь к зиме готовиться. Зачитывает со слайда.

    Проблемный вопрос.

    Воспитатель. Если развесить везде утепленные птичьи домики, можно ли таким образом задержать перелетных птиц,?

    Ответы детей.

    Воспитатель. А давайте посмотрим, что люди делают осенью? Картина «Сбор урожая»

    Дети. Собирают урожай овощей, фруктов, грибов. Делают заготовки на зиму.

    Д/и «Узнай по описанию» В мешочке лежат муляжи овощей и фруктов. Воспитатель описывает овощ или фрукт, дети отгадывают. Когда дети отгадали, воспитатель достает его из мешочка и показывает.

    Настольная игра «Разрезные картинки» У каждого ребенка на столе конверт с разрезанной картинкой гриба. Дети должны собрать картинку и назвать гриб.

    Воспитатель. Посмотрите какие невзрачные деревья у нас здесь стоят. Давайте их оденем в осенние наряды, повесим на них свои разноцветные листики. Дети подходят по 2-3 человека и вешают листики по названию дерева.

    Воспитатель. Какой красивый осенний лес у нас получился! Вам нравиться? 

    1. Итог.

    Воспитатель. Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

    Ответы детей.

    Воспитатель. О каком времени года мы говорили?

    Дети. Об осени.

    Воспитатель. Какие периоды у осени?

    Дети. Ранняя, золотая, поздняя осень.

    Воспитатель. Вспомнили как звери и птицы готовятся к зиме. Что люди осенью собирают урожай. Вы молодцы, ребята, много знаете об осени.

    А теперь возмите конверты с пиктограммами и покажите любую из них.

    Спасибо всем за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полёт в космос»

    Спортивное мероприятие формирует стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. Быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательно...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

    Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

    Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...