Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падежных конструкций. Расширять словарный запас ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление рассказа на тему «Зима»
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта и использованием метода моделирования.
Задачи:
Совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падежных конструкций;
Расширять и уточнять словарь по теме «Зима»;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, воспитание любви к природе.
Средства:
Мультимедийный проектор, снежинки из бумаги на ниточке, мнемотаблицы, мяч-снежок.
Способы: Путешествие по зимнему лесу.
Ход:
Воспитатель: ребята, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: да, зима.
В.: а нравиться ли вам зима? Чем нравиться зима?
Д.:
- зимой весело;
- можно играть в снежки;
- кататься на санках, лыжах, коньках;
- можно лепить из снега снеговиков, строить горки;
- кататься с горки;
и т.д.
В.: зима – это красивое время года, очень красиво зимой в городе, красиво и в лесу. Хотите отправиться в зимний лес?
Д.: да.
В.: для этого нужно тепло одеться. Что мы оденем?
Д.:
- наденем штаны, шапки;
- куртки;
- наденем теплые варежки.
Дети имитируют движения одевания одежды.
В.: а в лес мы отправимся на лыжах. Вы любите кататься на лыжах?
Д.: да, любим
Упражнение-разминка «В лес на лыжах мы пойдем»
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
(имитируем ходьбу на лыжах)
По сугробам высоко ноги поднимаем,
(идем, высоко поднимаем ноги)
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
(осторожно ставим ноги)
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
(имитируем быструю езду на лыжах)
Мы деревья и кусты змейкой обойдем
(идем, огибая деревья)
И к лесной опушке вскоре мы придем.
Воспитатель: Хорошо покатались, вам понравилось?
В.: мы приехали на лесную опушку (обращает внимание на мультимедийный экран), смотрите, как красиво, пошел снег. Ребята, как про снег можно еще сказать, что делает снег?
Д.: летит, кружиться, ложиться на землю;
В.: ребята, а что мы можем сказать про вьюгу, что она делает?
Д.: вьюга метет, вьюжит, кружит.
В.: а как мы скажем, что делают снежинки?
Д.: снежинки кружатся, танцуют, падают.
В.: снежинки кружились, кружились и на землю опустились. Ребята, возьмите снежинки и подуйте на них. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Воспитатель следит, чтобы во время выполнения дети не поднимали плеч. Упражнение повторяется 3-5 раз.
В.: ребята, мы с вами так сильно дули, что поднялся ветер и раздул снег с елки (обращает внимание на елку). Посмотрите, сколько снега вокруг намело, а от слова снег произошло много других слов. А хотите поиграть, я буду читать стихотворение, а вы добавлять недостающие слова, каждым снежным словом мы будем укрывать елочку и вешать снежинку на елочку, чтобы она не замерзла.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег) – дети называют слово и вешают снежинку на елочку.
С неба все скользят пушинки, белоснежные… (снежинки)
На поселки, на лужок, выпал беленький…(снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно белый пуховик нарядился… (снеговик)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири)
В.: молодцы, теперь наша елочка не замерзнет. Хорошо мы ее укрыли, вспомните, какими снежными словами мы укрывали елочку.
Дети вспоминают все слова:
- снег
- снегопад
- снеговик
- снежинка
- снежки
- снегирь
В.: ребята, что можно сказать про снег, какой он?
Д.: холодный, белый, мокрый, колючий, пушистый
В.: Как можно сказать про снежки, какие они?
Д.: круглые, твердые, холодные, гладкие
В.: как можно сказать про снеговика?
Д.: снежный, белый, большой, веселый, круглый
В.: молодцы, много слов придумали. А хотите еще поиграть?
Д.: да, хотим.
Игра «Что изменилось?»
В.: ребята, посмотрите на картинки (на экране предметные картинки), посмотрите внимательно, запомните их.
Вы закроете глаза. А когда откроете глаза, вы должны догадаться, что изменилось?
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинки местами.
В.: открывайте глаза, внимательно смотрите, скажите что изменилось?
Задание повторяется несколько раз
В.: ребята, что-то не спокойно становиться на нашей поляне, слышите, вьюга завывает. Тихо звучит фонограмма.
Упражнение для дыхания и голоса «Вьюга».
В.: старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой.
Воспитатель вместе с детьми произносит звуки –з-з-з-з-з-з (с усилием)
Застонал от вьюги лес: м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Стонут тяжело дубы: м-м-м-м-м-м-м (громко, низким голосом)
Стонут березы: м-м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Шумят ели: ш-ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга: с-с-с-с-с-с-с-с
Ребята, чтобы зима не сердилась и сильно нас не морозила, не вьюжила, поиграем в игру «Назови ласково». Я буду кидать вам снежок, и называть слово, а вы бросаете снежок мне обратно и называете это слово ласково.
В.: снег
Д.: снежок
В.: ветер
Д.: ветерок
В.: зима
Д.: зимушка
В.: горка
Д.: горочка
и т.д.
В.: Заморозила вас вьюга? Давайте погреемся.
Игра «Мы погреемся»
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп -хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг -прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко,
Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.)
В.: ребята, как тихо стало в лесу, посмотрите, на снегу чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?
Д.: звери
В.: а хотите узнать, кто их оставил?
Д.: да
В.: давайте пойдем по следам, и посмотрим, куда они нас приведут.
Дети прыгают по следам друг за другом след в след. Следы приводят к елке, под елкой скорлупа от орехов.
В.: ребята, посмотрите под елкой что-то лежит.
Д.: скорлупа от орехов
В.: а кто их мог оставить?
Д.: белка, она любит орешки.
В.: но вот самой белки не видно.
Ребята, может, расскажем о зиме, чем она нам нравиться, за что мы ее любим, может быть, белка и появится, а помогут вам схемы – подсказки (мнемотаблицы).
Воспитатель раздает карточки: ребята посмотрите на схемы и придумайте предложения о зиме. А, затем используя эти предложения, придумаем рассказ о зиме. Внимательно посмотрите, у кого на схеме три картинки, у того в предложении должно быть три слова, а у кого четыре картинки, предложение из четырех слов, а у кого две картинки –два слова.
Дети рассматривают схемы, придумывают предложения и произносят их:
- Зимой дети катаются на коньках;
- Зимой деревья покрыты снегом;
-снежинки падают, кружатся;
- земля покрыта снегом;
- мороз разукрасил окна узорами;
- дети лепят снеговика;
- сильный мороз
и т.д.
В.: Кто хочет сочинить рассказ о зиме?
Д.: Наступила зима. Она принесла с собой много снега. Но мы очень рады, потому что……
В.: молодцы, ребята, очень хороший и интересный рассказ мы с вами придумали о зиме, посмотрите, а вот и белка. (на экране появляется изображение белки). Белочки очень понравился ваш рассказ, и она вам приготовила угощение.
А нам с вами пора возвращаться в группу. Скажите, о чем мы с вами разговаривали, что нового узнали, где были и что интересного видели.
Д.: катались на лыжах, укрывали елочку снегом, называли ласковые слова, видели следы на снегу, придумывали рассказ о зиме.
В.: молодцы, мы еще не раз с вами вернемся в зимний лес и встретим много нового, необычного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198307-1360233303.jpg)
Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка».
Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-777376-1459846473.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-777376-1459846473.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-792546-1508572778.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
С элементами здоровьесберегающих техник....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880504-1484865681.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".
В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-904579-1519420419.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1412166-1665503088.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР....