Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Лопатина Алевтина Юрьевна

    Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падежных конструкций. Расширять словарный запас ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

    Тема: Составление рассказа на тему «Зима»

    Цель: Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта и использованием метода моделирования.

    Задачи:

    Совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падежных конструкций;

    Расширять и уточнять словарь  по теме «Зима»;

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, воспитание любви к природе.

    Средства:

    Мультимедийный проектор, снежинки из бумаги на ниточке, мнемотаблицы, мяч-снежок.

    Способы: Путешествие по зимнему лесу.

    Ход:

    Воспитатель: ребята, а вы знаете, какое сейчас время года?

    Дети: да, зима.

    В.: а нравиться ли вам зима? Чем нравиться зима?

    Д.:

    - зимой весело;

    - можно играть в снежки;

    - кататься на санках, лыжах, коньках;

    - можно лепить из снега снеговиков, строить горки;

    - кататься с горки;

    и т.д.

    В.: зима – это красивое время года, очень красиво зимой в городе, красиво и в лесу. Хотите отправиться в зимний лес?

    Д.: да.

    В.: для этого нужно тепло одеться. Что мы оденем?

    Д.:

    - наденем штаны, шапки;

    - куртки;

    - наденем теплые варежки.

    Дети имитируют движения одевания одежды.

    В.: а в лес мы отправимся на лыжах. Вы любите кататься на лыжах?

    Д.: да, любим

    Упражнение-разминка «В лес на лыжах мы пойдем»

    Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

    (имитируем ходьбу на лыжах)
    По сугробам высоко ноги поднимаем,

    (идем, высоко поднимаем ноги)
    А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

    (осторожно ставим ноги)
    Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

    (имитируем быструю езду на лыжах)

    Мы деревья и кусты змейкой обойдем

    (идем, огибая деревья)
    И к лесной опушке вскоре мы придем.

    Воспитатель: Хорошо покатались, вам понравилось?

    В.: мы приехали на лесную опушку (обращает внимание на мультимедийный экран), смотрите, как красиво, пошел снег. Ребята, как про снег можно еще сказать, что делает снег?

    Д.: летит, кружиться, ложиться на землю;

    В.: ребята, а что мы можем сказать про вьюгу, что она делает?

    Д.: вьюга метет, вьюжит, кружит.

    В.: а как мы скажем, что делают снежинки?

    Д.: снежинки кружатся, танцуют, падают.

    В.: снежинки кружились, кружились и на землю опустились. Ребята, возьмите снежинки и подуйте на них. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

    Воспитатель следит, чтобы во время выполнения дети не поднимали плеч. Упражнение повторяется 3-5 раз.

    В.: ребята, мы с вами так сильно дули, что поднялся ветер и раздул снег с елки (обращает внимание на елку). Посмотрите, сколько снега вокруг намело, а от слова снег произошло много других слов. А хотите поиграть, я буду читать стихотворение, а вы добавлять недостающие слова, каждым снежным словом мы будем укрывать елочку и вешать снежинку на елочку, чтобы она не замерзла.

    Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег) – дети называют слово и вешают снежинку на елочку.

    С неба все скользят пушинки, белоснежные… (снежинки)

    На поселки, на лужок, выпал беленький…(снежок)

    Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)

    Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

    Словно белый пуховик нарядился… (снеговик)

    На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири)

    В.: молодцы, теперь наша елочка не замерзнет. Хорошо мы ее укрыли, вспомните, какими снежными словами мы укрывали елочку.

    Дети вспоминают все слова:

    - снег

    - снегопад

    - снеговик

    - снежинка

    - снежки

    - снегирь

    В.: ребята, что можно сказать про снег, какой он?

    Д.: холодный, белый, мокрый, колючий, пушистый

    В.: Как можно сказать про снежки, какие они?

    Д.: круглые, твердые, холодные, гладкие

    В.: как можно сказать про снеговика?

    Д.: снежный, белый, большой, веселый, круглый

    В.: молодцы, много слов придумали. А хотите еще поиграть?

    Д.: да, хотим.

    Игра «Что изменилось?»

    В.: ребята, посмотрите на картинки (на экране предметные картинки), посмотрите внимательно, запомните их.

    Вы закроете глаза. А когда откроете глаза, вы должны догадаться, что изменилось?

    Дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинки местами.

    В.: открывайте глаза, внимательно смотрите, скажите что изменилось?

    Задание повторяется несколько раз

    В.: ребята, что-то не спокойно становиться на нашей поляне, слышите, вьюга завывает. Тихо звучит фонограмма.

    Упражнение для дыхания и голоса «Вьюга».

    В.: старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

    Воспитатель вместе с детьми произносит звуки –з-з-з-з-з-з (с усилием)

    Застонал от вьюги лес: м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)

    Стонут тяжело дубы: м-м-м-м-м-м-м (громко, низким голосом)

    Стонут березы: м-м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)

    Шумят ели: ш-ш-ш-ш-ш-ш

    Стихает вьюга: с-с-с-с-с-с-с-с

    Ребята, чтобы зима не сердилась и сильно нас не морозила, не вьюжила, поиграем в игру «Назови ласково». Я буду кидать вам снежок, и называть слово, а вы бросаете снежок мне обратно и называете это слово ласково.

    В.: снег

    Д.: снежок

    В.: ветер

    Д.: ветерок

    В.: зима

    Д.: зимушка

    В.: горка

    Д.: горочка

    и т.д.

    В.: Заморозила вас вьюга? Давайте погреемся.

    Игра «Мы погреемся»

    Мы погреемся немножко,
    Мы похлопаем в ладошки,
    Хлоп -хлоп, хлоп-хлоп. 
    (Хлопают в ладоши.)
     
     Мы погреемся немножко,
    Мы попрыгаем немножко,
    Прыг -прыг, прыг-прыг 
    (Выполняют прыжки на двух ногах.)
     
     Мы погреемся немножко,
    Мы потопаем немножко,
    Топ-топ, топ-топ. 
    (Шагают, высоко поднимая ноги.)

    В.: ребята, как тихо стало в лесу, посмотрите, на снегу чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?

    Д.: звери

    В.: а хотите узнать, кто их оставил?

    Д.: да

    В.: давайте пойдем по следам, и посмотрим, куда они нас приведут.

    Дети прыгают по следам друг за другом след в след. Следы приводят к елке, под елкой скорлупа от орехов.

    В.: ребята, посмотрите под елкой что-то лежит.

    Д.: скорлупа от орехов

    В.: а кто их мог оставить?

    Д.: белка, она любит орешки.

    В.: но вот самой белки не видно.

    Ребята, может, расскажем о зиме, чем она нам нравиться, за что мы ее любим, может быть, белка и появится, а помогут вам схемы – подсказки (мнемотаблицы).

    Воспитатель раздает карточки: ребята посмотрите на схемы и придумайте предложения о зиме. А, затем используя эти предложения, придумаем рассказ о зиме. Внимательно посмотрите, у кого на схеме три картинки, у того в предложении должно быть три слова, а у кого четыре картинки, предложение из четырех слов, а у кого две картинки –два слова.

    Дети рассматривают схемы, придумывают предложения и произносят их:

    - Зимой дети катаются на коньках;

    - Зимой деревья покрыты снегом;

    -снежинки падают, кружатся;

    - земля покрыта снегом;

    - мороз разукрасил окна узорами;

    - дети лепят снеговика;

    - сильный мороз

    и т.д.

    В.: Кто хочет сочинить рассказ о зиме?

    Д.: Наступила зима. Она принесла с собой много снега. Но мы очень рады, потому что……

    В.: молодцы, ребята, очень хороший и интересный рассказ мы с вами придумали о зиме, посмотрите, а вот и белка. (на экране появляется изображение белки). Белочки очень понравился ваш рассказ, и она вам приготовила угощение.

    А нам с вами пора возвращаться в группу. Скажите, о чем мы с вами разговаривали, что нового узнали, где были и что интересного видели.

    Д.: катались на лыжах, укрывали елочку снегом, называли ласковые слова, видели следы на снегу, придумывали рассказ о зиме.

    В.: молодцы, мы еще не раз с вами вернемся в зимний лес и встретим много нового, необычного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка».

    Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

    Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

    Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

    В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...