Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
    план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Горохова Екатерина Анатольевна

     

             Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию связной речи

    «Как помочь птицам зимой?»

    Цель:

            

                    Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

    Задачи:

    1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

    2.Развитие долговременной памяти.

    3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.

    4.Закрепление умения распространять предложения  с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.

    5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа   и рассказ с опорой на картины серии.

    6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).

     7.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

    Предварительная  работа:

    1. Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
    2. Рассматривание серии сюжетных картин.

    «Кормушка для птиц»

    «Как помочь птицам зимой?»

    1. Наблюдения в природе за поведением птиц.
    2. Подкормка птиц.
    3. Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
    4. Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
    5. Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
    6. Аппликация: «Снегири на ветках»
    7.  Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:

    «Четвёртый лишний»

    «Узнай по описанию»

    «Назови признаки»

    «Назови действия»

    1. Чтение художественной литературы:  

    В.Бианки «Синичкин календарь».

    М.Пришвин «Птицы под снегом».

    Г.Скребицкий «На лесной полянке».

    Оборудование:

    -Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;

    -Схематические изображения фрагментов скороговорки;

    -Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.

    -Серия сюжетных картин;

    -Мяч.

    I. Вводная часть.

    Интеллектуальная  разминка.

    1. Ребята, со мной вы разучивали разные скороговорки.

    - Что такое скороговорка?

    (Ожидаемый ответ:скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).

    2. Посмотрите, на доске – картинки.

    С их помощью я зашифровала скороговорку.

    -Подумайте, про кого эта скороговорка?  Догадались?

    -Про кого? (про воробья)

    (Воспитатель вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).

    -Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку.  Готовы?

                                             «Сидел воробей на сосне,

                                             Заснул и свалился во сне.

                                              Если бы он не свалился во сне,

                                              До сих пор бы сидел на сосне».

    3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).

    -А других зимующих птиц вы знаете?  Назовите их?

    (Воспитатель выставляет на наборном полотне зимующих птиц)

    -Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

    -Почему их называют «зимующими»?

    (Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).

    II. Основная  часть.

    1.

            История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей  птичкой.

    А скакой - вы узнаете, отгадав загадку.  Выходите в круг!

    2.                              «В серой шубке перовой,

    И в морозы он герой.

    Скачет, на лету резвится.

    Не орёл, а всё же птица».(воробей)

    -Как говорится про воробья в загадке?  

    -Какой он?  (герой)

            -У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.

    -Давайте поиграем в игру  «Скажи, какой я?»

    -Воробей у нас спрашивает, какой он?

    Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?»  (с мячом)

    (Мяч бросается произвольно.Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.

            По желанию, дети могут объяснять значения слов.

    Например: «суетливый» - хочет везде успеть.  И т.д.)

     (Дети садятся за столы.  На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички -  сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).

            На столе – птица и макет большого дерева).

    5. В какой удивительный «парк»  прилетели наши птицы!

    -Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.

    -Давайте поможем нашим птицам согреться!

    Проводится  грамматическая  игра «Доскажи  словечко».

    (Объяснение правил игры:Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)

    -Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.

                                              К дереву – подлетела.

                                              Вокруг дерева – облетела.

                                              До дерева -  долетела

                                              На ветку дерева – села.

                                              С ветки на ветку – перелетела.

                                              Опять вокруг дерева – облетела.

                                              От дерева – отлетела.

                                              Что-то испугалась и – улетела.

    - И все птицы слетелись на одно большое дерево.

    (Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева»)

    6.    Собрались все птицы на одном дереве и галдят:

    -«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его.  – Нет, не слышали, не слышали!»

    -Ребята, а вы знаете эту историю? (да)

    -Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём.  И рассматривали картинки.  Вот  они!

    (Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.

            Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)

            

            Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:

    - Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек  умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок,  и получилась какая-то путаница.

            

            Проводится игра  «Путаница».(установление причинно-следственных связей)

            

    -Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.

    -Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?

    -Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?

    (Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)

    7.   -Все картинки встали на свои места по порядку.

    - Но какой же рассказ может быть без названия?

    -Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)

    - А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).

    - А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).

    III. Подведение  итогов  занятия.

    1.Молодцы, ребята!  Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!

    2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.

    -Вы посмотрите, как они оживились!

    (Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».  

            Во время просмотра видеоролика воспитатель даёт пояснения:

    -Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;

    -воспитатель  обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;

    -воспитатель  напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)

    3. Наше занятие подошло к концу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

    Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР: «Дикие животные наших лесов»

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи ...

    Коррекционное занятие по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Луковичка» Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.

    * Активация и актуализация словаря по теме. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок с использованием...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

    Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

    Логопедическое занятие с элементами ТРИЗ, РТВ по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

    На логопедическом занятии учитель-логопед решает разные задачи. На этом, используя элементы ТРИз и РТВ, учитель-логопед научит детей составлять пересказ на основе стихотворного текста и поработает над...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....