Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Редькина Полина Евгеньевна

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению дошкольников грамоте и формированию у них лексико-грамматических представлений по лексической теме "Зима", основанное на игровых приемах обучения. Оно будет интересно учителям-логопедам, работающим в коррекционных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитателям логопедических групп и родителям воспитанников с речевыми проблемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом     материале        Зима.

Тема НОД: «Здравствуй, зимушка-зима»!

Автор: Редькина Полина Евгеньевна, учитель-логопед. ГБДОУ детского сада №31 Компенсирующей направленности Калининского района города Санкт-Петербурга.

Цель:
обобщить и систематизировать представления детей о зимних явлениях в природе, формировать умение проводить слоговой и звуковой анализ слов, упражнять в составлении сложных предложений с союзным словом потому что, подборе родственных слов, в практическом усвоении способов словообразования и словоизменения имен существительных.
Задачи:
- уточнить и систематизировать представления детей о зимнем времени года, характерных признаках зимы в живой и неживой природе;
- формировать умение составлять предложения с предлогами по предложенной модели с опорой на графическое изображение предложения и картинки; упражнять в составлении сложных предложений с союзом "потому что";
- упражнять в подборе предметных картинок к звуковой схеме, определении количества, последовательности и характерных признаков звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие);
- упражнять в образовании новых родственных слов, используя суффиксы, наращивании слоговой структуры слов, добиваясь заданного количества слогов (один - четыре);
- формировать умение выделять первый и последний звук в словах, подбирая подходящие предметные картинки; различать согласные звуки, обозначаемые одной буквой, по твердости-мягкости;
- закреплять умение правильного употребления существительных в винительном и родительном падежах множественного числа;
- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память и мышление;
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, умение объективно оценивать ответы других детей.
Оборудование:
игровое поле с набором из восьми зимних картинок к игре "Измени слово" (на каждого ребенка); игровое поле из пяти разных картинок к игре "Волшебные снежинки" (на каждого ребенка); раздаточные предметные картинки для подбора пар по мягкости-твердости согласных звуков (по две картинки на каждого ребенка); модели предложений с предлогами через, около, за, на и картинки к этим моделям к игровому упражнению "Придумай предложение" (5-6 игровых полей); игровые поля с фишками к игре "Подбери картинку" (6-8 полей); сюжетные картинки формата А-5 с изображением разных времен года в количестве 20 штук.
Ход занятия

 Организационный момент:

Предложить детям отгадать загадку:
Лес уснул под снежной шубой,
Не растет в полях трава,
Лед сковал ручьи и реки.
В гости к нам пришла - ... (зима).
- Сегодня на занятии мы поговорим о зиме и зимних признаках в природе, все игры и задания будут связаны с этим временем года.

 Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

Логопед называет признаки разных времен года, а дети называют, какие из них относятся к зиме, а какие нет и, при возникновении спорных суждений, объясняют свой выбор:
- самый короткий день и самая длинная ночь в году;
- на улице холодно, дует сильный ветер, идут холодные дожди, по утрам лужи покрыты льдом;
- реки, озера и пруды скованы крепким льдом, рыбаки ловят рыбу, просверливая во льду лунки;
- люди надели теплую одежду, на улице сильный мороз, часто метет метель и поземка;
- дети лепят из песка куличики, строят города, дороги и мосты;
- дети лепят из снега крепости, горки, снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках;
- не слышно пения птиц, голодные птицы перебираются поближе к жилью человека, люди развешивают кормушки и насыпают туда корм;
- ярко светит солнце, появляются первые проталинки, текут ручьи, из теплых краев возвращаются птицы;
- дети купаются на реке, загорают, самый длинный день в году;
- разноцветные листья опадают с деревьев, дует ветер, часто идут дожди, птицы собираются в стаи;
- в лесу холодно и голодно; медведи, барсуки и ежи спят в заранее устроенном жилище; лоси, олени и зайцы грызут ветки и молодую кору деревьев;
- тепло, дует ласковый ветерок, на деревьях зеленые сочные листья, много цветов, ягод и грибов;
- часто идет снег, деревья покрыты инеем, стекла окон разрисованы "узорами", птицы распушились, как шарики.

 Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Логопед начинает предложение, дети его повторяют и заканчивают, подбирая недостающие по смыслу слова.
Зимой ветки деревьев часто покрыты ... (снегом, инеем). На прогулку дети берут с собой ... (санки, лыжи, ледянки, снегокаты и так далее). Чтобы не замерзнуть на улице люди надевают ... (шубы, пальто, пуховики, дубленки и так далее). На ледяной горке не обойтись без ... (санок, лыж, "ватрушек", ледянок и так далее). Зимой можно обморозить руки, если выйти гулять без ... (варежек, перчаток, рукавиц). Зима не бывает без ... (снега, мороза, метели, инея и так далее).

 Дидактическая игра "Измени слово"

У каждого ребенка игровое поле и набор предметных картинок на зимнюю тематику в количестве 8 штук. Нужно заполнить картинками восемь пустых окошек (по два под каждой цифрой), чтобы количество слогов в слове соответствовало цифре. При этом слова можно изменять, наращивая слоги. Например, - снег, снежок, снежинка, снежиночка, снежочек. В игре выигрывают дети, которые смогут правильно подобрать все картинки.

 Дидактическая игра "Волшебные снежинки"

У каждого ребенка на листе бумаги изображение снежинки, на кончике каждого из шести лучей - пустое окошко, на одном из них - нарисована предметная картинка. К каждой снежинке прилагается набор из пяти картинок, которые нужно разложить в пустые окошки таким образом, чтобы первый звук каждой последующей картинки (по часовой стрелке) был таким же, как последний звук предыдущей картинки. Нарисованная картинка на снежинке является начальной при выкладывании других картинок. Например, - на верхнем луче снежинки нарисованы кубики. В пустые окошки дети раскладывают: ирис, салат, туфли, индюк, каток; на снежинке изображены овощи - дети раскладывают: иголка, ананас, сом, молоко, облако. Побеждают дети, которые сумели правильно подобрать картинки ко всем лучам снежинки.

 Дидактическая игра "Подбери пару"

У каждого ребенка по две картинки. Нужно найти к ним пару (среди картинок других детей). В этой паре картинок первые звуки различаются по твердости-мягкости, но обозначаются одной буквой. Например, - зима-заяц, лопата-ледянка, перчатки-подарок и тому подобное.

 Физкультурная минутка "Немое кино"

Звучит разнообразная музыка (вальс, танец, полька, марш, колыбельная) и одновременно с ее звучанием на экран проецируется соответствующая картинка: падает снег, метет метель, дети играют в снежки, катаются с горы на санках, рисуют веточкой на снегу, катаются на коньках, лепят снеговика. Дети придумывают и показывают движения, соответствующие содержанию картинки и характеру музыки.

 Дидактическая игра "Исправь предложение"

Логопед произносит предложение, дети его внимательно слушают. Если педагог что-то сказал неправильно, дети должны поднять руку и исправить предложение. Если предложение правильное - хлопнуть в ладоши.
На улице сильный мороз, потому что дети тепло оделись. (Дети тепло оделись, потому что на улице сильный мороз.) Реки покрылись льдом, потому что дети катаются на коньках. (Дети катаются на коньках, потому что реки покрылись льдом.) Деревья покрыты инеем, потому что накануне была теплая погода. (Правильное предложение.) Ледяная горка очень высокая, потому что быстро едут санки. (Санки едут быстро, потому что ледяная горка очень высокая.) И так далее.

 Дидактическая игра "Придумай предложение"

На доске представлена схема-модель предложения с предлогом и пять картинок к ней. По образцу логопеда дети самостоятельно составляют предложение с опорой на эту модель и выбранную картинку. Усвоив алгоритм составления предложения, они составляют его только с опорой на модель. Например, - "Зимой дети катаются на санках". - говорит логопед. Дети смотрят на предложенную модель на игровом поле и картинки и говорят свои предложения: Зимой дети катаются на коньках. Зимой дети катаются на лыжах. Зимой дети катаются на снегокатах.

 Дидактическая игра "Подбери картинку"

Из трех предложенных картинок нужно выбрать ту, которая подходит к изображенной звуковой схеме (слово состоит из четырех звуков, звуки и буквы в произношении и написании совпадают).Например, - звуковая схема представлена в следующем порядке: зеленый квадрат, красный, синий, красный. К этой схеме предлагаются для анализа три предметные картинки - гора, зима, сани. Дети должны подобрать подходящую картинку - зима.

 Дидактическая игра "Путаница"

Перед детьми много картинок с разными временами года. Из предложенных картинок нужно выбрать те, которые относятся к зиме и объяснить, почему выбрана эта картинка.

 Подведение итога занятия

О каком времени года сегодня говорили? Какие игры понравились? Что узнали нового? Чьи ответы понравились больше всего? Почему? Как помогали друзьям? В заключении можно прочитать детям любое стихотворение о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...