Конспект НОД "Тверская глиняная игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Цель: знакомство с тверскими глиняными игрушками.

 

Задачи: 

1.Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – изготовление Тверской глиняной игрушки, с ее функциональным назначением (игра, украшение быта);

2.Формировать представление о технологии изготовления игрушек, об отличительных особенностях внешнего оформления тверской игрушки (налепы, элементы узоров) по сравнению с дымковскими и филимоновскими игрушками.

 

3.Развитие познавательного интереса детей к народному искусству 

4.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Материал: подбор игрушек из глины из Дымково, Филимонова, Торжка (Твери),  модели элементов росписи, картинки для коллажа, картон, клей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tverskaya_glinyanaya_igrushka.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Кировского района Санкт –Петербурга

Конспект непосредственной образовательной  деятельности

«Тверская глиняная игрушка»

Составила воспитатель первой

 квалификационной категории

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Санкт – Петербург 2015

Цель: знакомство с тверскими глиняными игрушками.

Задачи: 

1.Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – изготовление Тверской глиняной игрушки, с ее функциональным назначением (игра, украшение быта);

2.Формировать представление о технологии изготовления игрушек, об отличительных особенностях внешнего оформления тверской игрушки (налепы, элементы узоров) по сравнению с дымковскими и филимоновскими игрушками.

3.Развитие познавательного интереса детей к народному искусству 

4.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Материал: подбор игрушек из глины из Дымково, Филимонова, Торжка (Твери),  модели элементов росписи, картинки для коллажа, картон, клей.

ХОД НОД

-Ребята, посмотрите, сколько разных игрушек у нас на столе. 

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ
Громко музыка играет.
Нынче ярмарка большая.
Есть гитары и гармошки.
Продают из глины ложки,
И тарелки и горшочки,
И свистульки и гудочки.
Много глиняных игрушек -
Разрисованных зверюшек. О. Крас

- Какие это игрушки?

-Глиняные, народные, расписные.

-Конечно же, многие из них вам знакомы. Каких игрушек вы узнали?

- Дымковских, филимоновских.

- Правильно, покажите этих игрушек. Как узнали их? (По росписи, фигуркам)

- Но среди этих игрушек есть светло-коричневые игрушки. Их изготавливают в городе Торжке Тверской области. Поэтому их называют или торжокскими  игрушками, или тверскими  глиняными игрушками, а еще иногда и калининскими. Почему? Потому что в одно время город Тверь назывался Калинин. Игрушку из глины в Торжке делают очень давно, лепили в основном гончары из остатков глины. Гончары – это люди, которые делали глиняную посуду.   Но постепенно эта традиция начинала забываться. Галина Алексеевна Климовская  возродила эту забытую традицию. Она прочитала много записей, посетила старых мастеров, по глиняному осколочку, найденному,  археологами, по старым сохранившемся игрушкам сделала игрушку образец. Так возродилось забытое в Торжке мастерство изготовления игрушки. И теперь эти нарядные игрушки радуют и детей, и взрослых.

-Давайте же,  сравним дымковсие, филимоновские и тверские глиняные игрушки.

Дымковсие и филимоновские мастера свои игрушки после обжига в печи закрашивают  белой краской, а тверские мастера ? (Не закрашивают)

Какие элементы в узорах тверской игрушки вы видите? (Точки, кружки, капельки, «огурцы» и т. д.).

Какие цвета художник использует при росписи? (Белый, желтый, красный, голубой, зеленый, черный).

Погладьте пальцем все игрушки. Что заметили? (Элементы узоров у тверских игрушек выпуклые.)

Главная особенность в украшении  тверских игрушек – то, что элементы узора вылеплены отдельно и прикреплены к игрушкам. Такие украшения называются налепами. Особенно красивы двухцветные овалы. С одной стороны плотно примазаны, а сдругой выступают над поверхностью игрушки. Некоторые части игрушек клювы, хохолки, гребни, рога, подставки окрашивают блестящими эмалевыми красками.

-Ребятки, хотите и мы с вами превратимся в гончаров.

Тогда поиграем:

Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути
И горшочек свой лепи!

Привезли мы глину с дальнего бугра.
           (едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Ну - ка за работу чудо мастера! 
           (руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу, 
           (показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
          (дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
          (показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки.
         (показать руками «рубашки», руки на пояс)

Давайте вспомним последовательность изготовления игрушки.

- Тверские  гончары сначала лепили из глины, украшали налепами, затем сушили на полках, обжигали в печи, раскрашивали,при этом использовали  узоры: мазки-капельки, точки, круги, прямые и волнистые линии, покрывали лаком, получали красивую тверскую глиняную игрушку

Чтобы не забыть, давайте, сделаем коллаж. Выберем из картинок подходящие нам и приклеим на картон.

-Ребята, мы с вами сегодня познакомились еще с одной народной  игрушкой.

Какие игрушки, по вашему мнению, самые красивые?

(ответы детей).

-Ребята, конечно же, все глиняные игрушки хороши, а каждый промысел хорош по- своему. Эти прекрасные изделия народных промыслов украшают нашу жизнь, делая ее ярче, богаче, а значит, все они нам нужны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект беседы «Глиняные игрушки народные»

Знакомить детей с понятием русские народные игрушки, дать элементарные представления о видах игрушек (филимоновские, дымковские и т.д.). Приобщать к русско-народному искусству....