Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Латышева Светлана Валентиновна

    Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенностями данного вида народной игрушки, с ее функциональным назначением. Конспект можно использовать для организации познавательных занятий с детьми групп старшего дошкольного возраста в рамках национально-регионального компонента ( знакомство с культурой родного края)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_znakomstvu_s_tverskoy_igrushkoy.doc241.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    познавательного занятия для подготовительной к школе группы

    по теме:

    «Знакомство с тверской глиняной игрушкой»

    Разработала: старший воспитатель- Латышева С.В.

    МДОУ «Детский сад № 1», г. Торопец

     

    Задачи: 1.Познакомить детей с историей  возникновения народного промысла – изготовление Тверской глиняной игрушки, с ее функциональным назначением (игра, украшение быта); связь с гончарным промыслом.

    2.Формировать представление о технологии изготовления игрушек, об отличительных особенностях внешнего оформления тверской игрушки            (налепы, элементы узоров)

    3.Развивать эстетический вкус детей, умение замечать прекрасное в предметах ближайшего окружения.

    4.Воспитывать чувство гордости за творческие достижения  народных мастеров родного края.

    Материалы: карта Тверской области, картина «В мастерской гончара», модель «Подготовка глины для лепки», мнемотаблица «Тверская глиняная игрушка»

    Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение:

    Очень часто за событиями

    И за сутулокой дней

    Старины своей не помним,

    Забываем мы о ней.

    И хоть более привычны

    Нам полеты на Луну,

    Вспомним русские обычаи,

                             вспомним нашу старину.

    Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Путешествовать мы будем не только в пространстве при помощи нашей карты                            (демонстрирует карту Тверской области), но еще и во времени. Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путь!

    (Звучит а/ запись, дети на ковре, закрыв глаза, вращаются вокруг себя несколько раз. В это время воспитатель выставляет картинку:  «В гончарной мастерской»)

    Вот и перенеслись мы с вами в старинный город Торжок, что не так далеко расположен от нашего Торопца, вот здесь (показывает по карте) и очутились в гончарной мастерской.

    - Кто из вас знает, что изготавливает мастер- гончар? (разнообразную посуду: кувшины, горшки, кринки, кружки, миски, вазы)

    - Из какого материала он мастерит свои изделия? (из глины)

    А вот и сам мастер- гончар Данила. Хотите  послушать о нем рассказ?

    Жил- был в старинном городе Торжке, что расположен недалеко от нашего Торопца мастер - гончар Данила. Была у него жена Марьюшка, да доченька маленькая Настенька. Девочка была очень слабенькая и часто болела.

    Весь день трудился Данила мастер в своей гончарной мастерской. Сначала заготавливал материалы для работы, а потом делал из них разнообразную посуду.

    Материалы он брал из земли- матушки: глину копал, добавлял в нее воду,

    а чтобы изделия прочными были и не трескались добавлял еще и речной

    песок (демонстрация модели)

    глина

    вода

    песок

    Вот из этого материала и лепил Данила посуду. Потом готовую посуду сушил и обжигал в печи, затем украшал ее узорами.

    Нелегок труд у Данилы мастера. Помогает ему жена его Марьюшка: то дров в печь, где посуда обжигается, подбросит, то узором ярким готовый горшок украсит. Спорится у них работа.

    Вот однажды после долгого трудового дня  осталась Марьюшка в мастерской прибраться. Собрала она остатки глины, хотела выбросить, а потом подумала: «Дай-ка я свою доченьку Настеньку порадую, слеплю для нее игрушку из глины, да не простую, а с секретом. Проделаю в игрушке дырочки - будет свистулька дочке на забаву.

    Решила Марьюшка для Настеньки утицу слепить. В народе говорят, что птица эта счастье и здоровье людям приносит, а какая же мать этого своему ребенку не пожелает. Порадуется Настенька игрушке, сил у нее прибавиться и выздоровет она.

    Слепила Марьюшка утицу. Голову птицы хохолком украсила, на груди и хвосте из небольших кусочков глины перышки вылепила. Обожгла игрушку в печи, та прочной стала. Дунула  в птичку-свистульку Марьюшка – заливисто свистит, весело. Вроде бы все хорошо, но чего- то в утице не хватает. Стоит птичка грустная, вся темно коричневого цвета, глаз совсем не радует.

    «Нет, такая птичка Настеньку не вылечит…». Взяла Марьюшка яркие краски: желтую, зеленую, красную, синюю, белую, черную и украсила грудку и хвостик птички яркими узорами. Нанесла яркие мазки в виде капелек, точки и круги, линии прямые и волнистые. Засверкала утица, заискрилась, Засвистела всеми переливами.

    Увидала Настенька утицу-свистульку, обрадовалась, а вскоре и на поправку пошла. Вот и родителям счастье!

    А слух про ту чудо-утицу уже по всему городу пошел. Все хотят своих деток порадовать. Вот и пошли к Марьюшке люди с просьбами, чтобы чудо-свистульки и для их деток изготовила.

    Марьюшка никому не отказывала. Старалась всякий раз что-нибудь новое придумать: то голубицу вылепит, то петуха, то курочку, то сказочную жар – птицу; то медведем или собакой всех удивит, а то и вовсе барышню вылепит.

    Стали и другие торжокские гончары у Марьюшки мастерству учиться. Так сложился новый промысел по изготовлению тверской глиняной игрушки.

    Давно это было, но с тех пор и до наших дней город Торжок своими свистульками из глины славится. Многие музеи и простые дома эти игрушки украшают. Игрушки эти называют тверскими потому, что изготавливают их мастера нашей тверской земли.

    Понравился вам рассказ о Даниле - мастере и его жене Марьюшке? Теперь вы сможете малышам про тверскую игрушку сами рассказать. А Марьюшка для вас вот такую подсказку приготовила (показ мнемотаблицы). Эта подсказка с секретом, в ней рассказ про тверскую глиняную игрушку спрятан.

    Давайте посмотрим, что эти изображения могут обозначать. (Рассматривают мнемотаблицу)

    Расшифровка мнемотаблицы:

    1. старинный город Торжок
    2. изготавливают тверские игрушки мастера- гончары
    3. используют природные материалы: глину, воду, песок
    4. изготавливают игрушку из глины
    5. украшают налепами
    6. обжигают в печи
    7. расписывают красками
    8. узоры: мазки-капельки, точки, круги, прямые и волнистые линии
    9. получают тверскую глиняную игрушку

    Пора нам, ребята, возвращаться в  детский сад. На следующем занятии мы с вами сами превратимся в мастеров и с помощью Марьюшкиной подсказки попытаемся изготовить тверские игрушки.

    ( под а/запись дети возвращаются в детский сад)

    Итог занятия:

     Что делали? Что нового узнали на занятии? Кому что понравилось? Оценка работы детей.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

    Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству + исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - «граттаж + экспериментирование».

      Дети оказались на аллее в осеннем парке, где они познакомились с новой техникой  рисования « Гратаж». Детям была создана проблемная ситуация, как можно нарисовать на листьях  п...

    Конспект итогового занятие « Спасение солнышко» по познавательной области « Познавательное развитие» ( математика) в группе старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) компенсирующего вида

    Занятия направлено на выявления знаний, умений и навыков, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников....

    Конспект НОД по познавательному развитию "Юные поварята" для старшего дошкольного возраста

    Конспект НОД рпедназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитанников подготовительной к школе группы. Конспект направлен на знакомство детей с молоком,его применнением в быту, блюдами из м...

    Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста рисование на тему: «Карета для Золушки»

    Создавать условия для физического и эмоционального развития детей посредством рисования машин цветными карандашами. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и её результата....

    Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела»

    Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»  в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела»...