Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству + исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - «граттаж + экспериментирование».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Клапанюк Сильвия Павловна

    Дети оказались на аллее в осеннем парке, где они познакомились с новой техникой  рисования « Гратаж». Детям была создана проблемная ситуация, как можно нарисовать на листьях  покрытые черной краской, как и деревья в осеннем парке. И неизвестно,  получится ли рисунок, нарисованный красками на таком листе?   Было организована физминутка,     Они четко произносили слова стихотворения и делали соответствующие движения.

 Вместе  с детьми рассмотрели  осенние листья, уточнили форму цвет. Далее я предложила взять кисточки и рисовать ворсом кисти по бумаге. Что  изменилось? (Ничего не изменилось). Ворс кисточки, какой? (мягкий, пушистый).  Какая ручка у кисти (деревянная, твердая).  И они снова увидели, как можно рисовать без красок и кисти. Проведите по бумаге обратной стороной кисти. Что у вас получилось? (остается след, появилось что-то разноцветное). Мы с вами не рисовали,  а царапали поверхность бумаги, как кошки коготками. Это техника рисования называется красивым французским словом граттажа еще называется: цап-царапки. Детям было предложено  взять  силуэты деревьев  и выбрать инструменты для работы. (Среди предложенных инструментов для рисования детям необходимо выбрать нужный инструмент для работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grattazh_1.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад  №11 «Машенька»

Конспект интегрированного НОД  по  художественному творчеству  + исследовательская деятельность  в группе  старшего дошкольного возраста

( от 5 до 6 лет)  «Белочка»

Образовательная область «Познание», «Художественная творчество»

На тему: «Знакомство с  нетрадиционной техникой рисования - «граттаж + экспериментирование».

Воспитатель :

Клапанюк  Сильвия  Павловна

Г. Сургут – 2015г.


Конспект: НОД по рисованию.
На тему: «Знакомство с  нетрадиционной техникой рисования - «граттаж + экспериментирование».

Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.  

 Задачи:

  • Образовательная: Познакомить детей с новым способом получения изображения - граттаж. Расширять познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивающая:  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техникаразвивать фантазию, творческое воображение, память, мышление.
  • Воспитывающая: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы, доставить детям радость.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей понятия: граттаж.              

Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический.

Оборудование: мольберт, заостренные палочки по количеству детей, альбомный лист с готовой основой под граттаж, кисточки, лисья с ветками, молоко, пищевые красители, жидкое мыло, ватные палочки, две тарелки, волшебная коробка, музыкальный центр.

Предварительная работа:

 Беседа об осени, рассматривание иллюстраций « Золотая осень», чтение стихов, загадывание загадок об осени, наблюдения, экскурсия.

Ход занятия

Звучит детская песня сл. Минкова  М., муз. Энтина Ю. «Где водятся волшебники». Под музыку дети заходят в групповую комнату,

Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)                                                                                        

А теперь возьмитесь все за руки:        

С  голубого  ручейка,                        

Начинается река,

А занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)

Воспитатель. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие  лучики доброты, что вокруг нас становится теплее и светлее.

Воспитатель:  ребята, у меня для вас есть загадка, да необычная. Внимательно её  послушайте… и потом, ответите мне,  кто это?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

- А, как Вы догадались? (Ответы детей)

           Воспитатель.

 Осень для вас приготовила сюрприз! Красивая подарочная коробка. Интересно, что в ней?

-Вы можете назвать предмет или предметы, которые  лежат в коробке? Почему? (нет, потому что она не прозрачная).  

Воспитатель. А хотите узнать, что в коробке? Пока звучит музыка,  передавайте коробку по кругу. Музыка прекращается и тот, у кого в руках коробка,  развязывает бант и открывает коробку. Раз, два, три, музыка звучи. (Звучит музыка, начинается игра)

Воспитатель. Бант развязали, коробку открыли. Каждый из вас, по очереди, достает  по одному предмету из коробки, и представляют, как можно использовать данный предмет. Например, вот так: это апельсин, из него можно приготовить фруктовый салат.

(Дети достают поочередно из коробки следующие предметы: бутылка с молоком, тарелка, красители, ватные палочки, жидкое мыло и называют его назначение).

Воспитатель. Это все обычные предметы, которые мы пользуемся каждый день. Интересно, что будет,  если их использовать все одновременно. Помогите мне,  пожалуйста.  

Опыт. Наливаем молоко в тарелки. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком (детская исследовательская деятельность).

Что вы увидели? Как можно рисовать без кисти и красок, воды и бумаги? (Ответы детей)

Воспитатель. Оказывается можно рисовать не только красками и кистью на бумаге. Вокруг нас так много всего интересно. Пойдемте со мной, нас ждет еще много необычного и волшебного.  (Дети с воспитателем перемещаются к демонстрационному мольберту, на котором представлена осенняя аллея парка)

Воспитатель. Вот мы с вами оказались  в осеннем парке.  Посмотрите на деревья. Что с ними произошло осенью? Как называется это явление?  (Ответы детей, словарная работа: листопад)

Воспитатель. Хмуро и грустно от такой картины. Как же нам поступить? Как  сделать осень нарядной, красочной? Вернуть радостное настроение? (Предположения детей)

Воспитатель. Возьмите на ладонь листок, который вы видите на ветке(на столе в вазе стоит ветка с разноцветными лентами, на конце которых висят осенние …….. листья). Рассмотрите его. Расскажите, какие листья, что вы видите (дети высказывают свои наблюдения)

Воспитатель. Подуйте на них, листья легко закружились в воздухе и исчезли. Перед вами на столе, лежат листья, покрытые черной краской, как и деревья  в осеннем парке. И неизвестно,  получится ли рисунок, нарисованный красками на таком листе?  Проведите ворсом кисти по бумаге. Что  изменилось? (Ничего не изменилось). Ворс кисточки, какой? (мягкий, пушистый).  Какая ручка у кисти (деревянная, твердая).  Мы снова будем рисовать без красок и кисти. Проведите по бумаге обратной стороной кисти. Что у вас получилось? (остается след, появилось что-то разноцветное).

Мы с вами не рисовали,  а царапали поверхность бумаги, как кошки коготками. Это техника рисования называется красивым французским словом граттаж(словарная работа) а еще называется: цап-царапки.

-А чем же можно процарапывать? (Ответы детей)  Для этого  нужен заострённый предмет, это может быть: заострённая палочка, зубочистка. У меня есть волшебная,  деревянная палочка.

Воспитатель. Это техника рисования  поможет нам сегодня вернуть опавшие листья с деревьев нашего парка.

Физминутка:

- Ребята, давайте представим, что мы с вами  маленькие деревья

Ветер дует нам в лицо ….показываем как дует ветер

Закачалась деревцо…..как часики двигаются

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше… Дети поднимают руки верх

Воспитатель. Ребята куда смотрят ветки деревьев….(ответы), правильно, они поднимаются вверх, к солнцу.

А сейчас, возьмите силуэты деревьев  и выберите инструменты для работы. (Среди предложенных инструментов для рисования детям необходимо выбрать нужный инструмент для работы) Выбрали. И вы как листочки тихо летите на свои рабочие места (дети размещаются в зоне для рисования).

Воспитатель. Под правую руку кладем салфетку, возьмем палочку для процарапывания. Нажимая, с усилием на палочку, контурно наметим ветки, листья. Ветки деревьев прорисовывает от ствола дерева до края силуэта. Начинаем процарапывать, словно котята своими коготочками (продуктивная детская деятельность).

Воспитатель включает музыку, дети самостоятельно выполняют работу (процарапывают волшебные листочки).

(Во время работы , воспитатель следит за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность. Оказывает  помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы).

    Воспитатель. Получаются яркие цветные пятна. И на деревьях появляются разноцветные листья.

Воспитатель. После окончания работы складываем палочки для рисования в подстаканник, протираем руки влажной салфеткой.(выполнение культурно-гигиенических навыков)

Воспитатель. Приглашаю со своими работами в наш парк. Сажаем деревья на аллею. (Рассматриваются детские работы) У нас с вами получилась картина. Давайте придумаем ей название (дети придумывают название картины)

Воспитатель. Присаживайтесь на ковер и будем любоваться нашей картиной со стороны. (Педагог последовательно задает вопросы детям для рефлексии проведенной деятельности) Скажите, как можно рисовать без красок и кисти, воды и красок ?Расскажите,  чем,  вы рисовали?  Как называется техника рисования, которую вы использовали сегодня? Чем она вам понравилась?  Какое настроение мы пытались предать в своих рисунках? О чем вы думаете, когда смотрите на свои работы?  Как хорошо и дружно мы поработали. Чтобы наша картина стала еще ярче и привлекательнее, предлагаю оживить ее, наполнив музыкой. Представьте, что вы в теплую осеннюю погоду прогуливаетесь  в нашем осеннем парке. (Звучит музыкальное произведение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей среднего дошкольного возраста: по теме "Транспорт"

Цельзанятия:  Закреплять и обобщать знания детей о видах транспорта (пассажирский,грузовой); учить различать их, находить сходства.  Расширять и уточнять знания детей о правилах дорожного дв...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство с русской матрёшкой".

Конспект содержит материал занятия , включающего в себя несколько видов образовательной деятельности: математика,развитие речи, изобразительная деятельность (аппликация)....

Конспект: Занятия по рисованию. На тему: «Знакомство с техникой рисования - «граттаж». Подготовительная группа.

Конспект: Занятия по рисованию.На тему: «Знакомство с техникой рисования - «граттаж».Подготовительная группа.Программное  содержание:·        Познакомить детей ...

Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе старшего дошкольного возраста на тему: «Приключение Капельки»

Заняти о том как дети в сказочной и увлекательной форме познают свойства воды; знакомятся с круговоротом воды в природе ; упражняются в передаче настроений ; на основе опытов делают выводы и умозаключ...

Конспект интегрированного занятия для детей детей старшего дошкольного возраста на тему: "Кораблекрушение"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: "Кораблекрушение"Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему "Лето для белого мишки"

Интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему "Лето для белого мишки"...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...