Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру на тему

Максимчикова Марина Владимировна

Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью природы. Изучение природы и себя самого, как ее части, дает ребенку ощущение своего родства с определенным этническим сообществом, видом себе подобных. Воспитание подлинно гуманного отношения к величайшей ценности – жизни. Экологическое воспитание  детей осуществляется посредством наблюдения за объектами природы, природными явлениями. Полученный опыт служит развитию социально-коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Экологическое воспитание дошкольников»

Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью природы. Ребенок начинает понимать, что от  отношения человека к природе зависит жизнь всей планеты, что человек может стать как причиной всех неблагоприятных последствий, так и преобразующей силой мироздания.

Изучение природы и себя самого, как ее части, дает ребенку ощущение своего родства с определенным этническим сообществом, видом себе подобных. Кроме того, через познание живого происходит одухотворение бытия, формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.

Основной задачей педагога является воспитание у ребенка качественно нового отношения к природе, а именно подлинно гуманного отношения к величайшей ценности – жизни.

Экологическое воспитание  детей осуществляется посредством наблюдения (за объектами природы, природными явлениями и т.д.), экологического моделирования и поисковой деятельности. Для закрепления и обогащения знаний используется труд в природе (способствует развитию у детей сочувствия, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы,  формирует эстетическое восприятие природы).

Наибольшее место в педагогическом процессе экологического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями и уровнем познавательного развития. Взаимодействие детей и педагога строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: наблюдения, игры, труд в уголке природы и на участке детского сада, исследовательскую деятельность, моделирование. Широко используется чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, экологические праздники и досуги.

Для реализации программы экологического воспитания создается соответствующая экологически развивающая среда. В группе она представлена зеленой зоной уголка природы. Содержанием развивающей  среды являются экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации и книги, оборудование и материалы для экспериментирования.  Развивающая среда ориентирована, прежде всего, на воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Полученный опыт служит развитию социально-коммуникативных навыков: воплощается в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры), изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), опытно-экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...