Исследовательский проект "Что растёт на грядке"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Осташова Ольга Владимировна

Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживать, чем они полезны.   Также активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к культуре русского народа через элементы национальной культуры: народных сказок, потешек, закличек, игровых песенок, знакомство с русским фольклорным праздником «Капустник», с русскими народными играми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektchto_rastyot_na_gryadke.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Что растёт на грядке?»

Тип,  вид проекта:    исследовательско-игровой,  долгосрочный.

Продолжительность проекта:  с сентября по март.

Аннотация.  Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживать, чем они полезны.   Также активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к культуре русского народа через элементы национальной культуры: народных сказок, потешек, закличек, игровых песенок, знакомство с русским фольклорным праздником «Капустник», с русскими народными играми.

Участники проекта:   дети младшего возраста,  родители воспитанников, педагоги группы.

Цель:  расширить и  обобщить знания детей  о культурных огородных растениях родного края, через элементы национальной культуры.

Задачи:  

  • активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре русского народа;
  • развивать речь детей, коммуникативные качества, повысить речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
  • побуждать детей к проявлению творчества;
  • закреплять представление об  различных овощах,  их внешнем виде, месте произрастания, вкусовых качествах, обобщить понятие «овощи»;
  • закреплять знания о пользе овощей  (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания);
  • развивать желание экспериментировать;
  • прививать трудолюбие.

Проблемы проекта:

  • Зачем нужен огород?
  • Откуда берутся овощи на огороде?
  • Зачем нужны  овощи?

Краткое содержание по образовательным областям

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»: игровой сюжет «Идём в овощной магазин»; игровой сюжет «Готовим обед».

Подготовка и драматизация  сказки «Репка».

Показ театра картинок  «Спор овощей».

Игра-лото «Овощи».

Познание

Рассказ воспитателя: «Какие труды, такие и плоды».

Вечер загадок «Чудесный сундучок».

Рассматривание: репродукций, иллюстраций, муляжей натуральных овощей.

Исследовательская деятельность:

рассматривание и сравнение овощей (по форме, размеру, длине, вкусу), «Строение овощей».

 Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для роста, развития овощей», «В каждом растении есть семена».

  • Вода и растения (выявить, насколько вода необходима для роста растений)
  • Солнце и растение (определить роль солнца в жизни растений)
  • Человек и растение (выявить насколько растения нуждаются в уходе человека)
  • «Где прячутся детки?»

Ситуации общения (проблемные вопросы: «Зачем нужны овощи?», «Зачем нужен огород?», «Почему погиб огурчик?»)

Дидактические игры: «Отгадай, что за овощ – на вкус?», «Один - много», «Маленький - большой», «Где растёт?», «Что лишнее?», «Вершки и корешки», «От семечки к ростку», «Огород».

Коммуникация

Беседы о том, как выращивают  овощи на огороде.

Составление рассказов вместе с воспитателем на тему «Овощи».

 «Огородные сказки» придумывание сказок об овощах с помощью взрослого.

Дидактические игра «Узнай, о чем я говорю», «Продолжи», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот», «Загадки в конвертах».

Заучивания закличек, игровых песенок, потешек: «Дождик, дождик, пуще», «Солнышко покажись…», «Баба сеяла горох».

Пальчиковые игры: «Квасим капусту».

Художественное творчество

Раскраски «Овощи».

Коллективная аппликация  «Овощи».

Лепка «Репка на грядке».

Лепка «Гусеница».

Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка».

Нетрадиционные техники рисования: «Репка».

 Нетрадиционные техники рисования (оттиск печатками из картофеля, морковки) «Яблочки на тарелочке».

Лепка овощей из солёного теста «Овощной магазин».

Здоровье

Физическая культура

Свободное общение: «О витаминах и пользе их для детского организма».

Народные хороводные игры: «По ровненькой дорожке».

Народные игры:  «Баба сеяла горох», «Еду-еду к бабе, к деду», «Ваня - простота», «Шла коза».

Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик…».

Игры с мячом «Что растет на грядке?»

Труд

Знакомство с профессией – овощевод.

Безопасность 

Беседа с детьми: «Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок «Репка», «Мужик и медведь».

Чтение потешек «Сей, сей горох», «Уродися, репка…», «Репка - репонька», «Морковка», «Чеснок-чесночок», «Лучок».

Музыка

Слушание  песенок об овощах.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • закрепление и расширение знаний детей о  культурных огородных растениях;
  • экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод, с условиями необходимыми для роста овощей;
  • расширение кругозора детей;
  • знакомство с традиционным обрядовым праздник «Капустник»,  с русскими народными играми;
  • улучшение работы по взаимодействию с родителями;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуры. 

          

 Стратегия реализации проекта

Проект предполагает этапы работы:

Подготовительный – срок: сентябрь

 Разработки проекта.

  1. Подбор  иллюстрированного материала,  пособий, атрибутов  по данной теме.
  2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)
  3. Подбор  материала для продуктивной деятельности.
  4. Составление тематического планирования  мероприятий.

Цель: разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.

Основной – срок: октябрь-февраль.

Цель: систематизировать знания детей об овощах, о пользе овощей  (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания); экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод, с условиями необходимыми для роста овощей; познакомить детей с русским народным фольклором по данной теме. Организовать родителей и детей для совместной деятельности в участие в фольклорном празднике «Капустные посиделки»;  в совместном творчестве родителей и детей поделки из капусты «Чудо-капуста».

Заключительный – срок: март.

Цель: определение результата практической деятельности  детей и родителей; подготовка презентации.

 Продукты проекта

  1. В  группе на подоконнике был разбит «Огород».
  2. Создана дидактическая игра «Огород».   
  3. Создание пособия для развития дыхания «Лучок».    
  4. Создана папка передвижка для родителей о пользе овощей.
  5. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
  6. Выпуск газеты «Огородные вести из группы».
  7. Совместное творчество родителей и детей, выставка поделок  из капусты «Чудо-капуста».
  8. Фольклорный праздник «Капустные посиделки».

Результат работы

В результате планомерной, систематической работы, дети научились:

  • различать и называть овощи,
  • классифицировать их,
  • находить их по признакам (цвету, размеру, вкусу, форме),
  • составляют небольшие рассказы,
  • обогатился  словарь по лексической теме «Овощи»,
  • сформировались у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе
  • познакомились с условиями, необходимыми для роста, развития овощей,
  • познакомились с устным народным творчеством (загадками, потешками и т.д.),
  • познакомились с русским фольклорным праздником «Капустник», с русскими народными играми.

Дальнейшее развитие проекта 

 Продолжать работу в данном направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД "Здоровье растёт на грядках"

Уточнение, расширение и закрепление знаний по теме «Овощи»; значение овощей для растущего организма....

Интегрированная НОД "Здоровье растёт на грядках"

Уточнение, расширение и закрепление знаний по теме «Овощи»; значение овощей для растущего организма....

" Огурец растёт на грядке".

Название проекта: «Огурец  растет на грядке »Автор  проекта: воспитатель МБДОУ д/с № 6 Контарева Е.В.Продолжительность проекта: долгосрочный, с марта по май.Тип проекта: познавательно-исслед...

Конспект интегрированной НОД во 2мл. группе на тему «Что растёт на грядке»

Занятие для детей младшего дошкольного возраста имеет интегрированный характер (развитие речи и апликация). Интегрированное занятие вызывает у детей интерес, способствует снятию перенапряжения, перегр...

Конспект занятия в младшей группе на тему: "Что растёт на грядке"

Специалисты рекомендуют давать детя пластилин с двух лет. Это оптимальное время для начала отработки мелкой моторики на стольинтенсивном уровне....

Дидактическая игра «Что растёт на дереве и что растёт на грядке?»

Дидактическая игра «Что растёт на дереве и что растёт на грядке?»Цель: Обучение связной речи, сообразительности, мышления, памяти, умение концентрировать внимание.Задача: Научить...