Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_ekolog_trope._nashi_druzya_derevya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья»

Целевая программа (старшая группа)

Цели: Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Развивать у детей память, внимание, логически связанную диалоговую речь, воспитывать любовь к природе через прямое обучение к ней, восприятие ее красот и многообразия.

Оборудование: письмо детям от старичка – Лесовичка, старик – Лесовик.

Ход:

Дети с воспитателями выходят на улицу:

-ребята, к нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

- дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по нашей экологической тропинке. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что – то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Желаю вам удачи! Ваш друг старичок – Лесовичок!

- ну что ребята, отправимся в путешествие?

- а что бы наши путешествия было удачным и интересным давайте вспомним и скажем наш девиз «мы в любое время года ходим тропами природы»

- где начинается наша экологическая тропинка? Пойдемте туда. ( дети с воспитателями проходят к эктр.)

-отгадайте загадку: «весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»(Дерево).

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.

-посмотрите на деревья вокруг и расскажите, какие изменения происходят с ними(дети рассказывают).

Поиграем в игру «Эхо»

-эхо лесное спросить я могу? (ау,ау,ау).

-Куда это листь лесные пропали? (опали, опали,опали)

-травы лесные, где вы? Не вижу… (не вижу, не вижу)

-цветы луговые, а вы что пропали?(завяли, завяли, завяли)

-птички- певички, давно ли вы пели?(они улетели, они улетели)

-лягушки и раки куда подевались?(они закапались, они закапались)

-белки и зайки про вас мы не знаем? (мы шубки меняем, меняем, меняем)

-так что же случилось, мы тебя спросим? (пришла сюда осень, осень, осень)

-Так вот оказывается в чем дело. Осень наступила, а после осени какое время года наступает? (зима).

-молодец! Я думаю старичку – Лесовичку понравилось, как мы вспомнили осень.

-а куда идти дальше с каким деревом встретимся и поговорим, вы угадайте из загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне

В желтой кофточке

В белом сарафане (Береза)

-где растет береза на нашей экологической тропинке?

-давайте к ней подойдем

-ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (сказать: «Здравствуй  березка», погладить, обнять)

-давайте обнимем ее.

-как в любое время года мы можем узнать березу?(во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

-для чего у березы черные полоски?

-посмотрите, какая береза? (большая, высокая, толстая)

-кто хочет померяться с ней слой? Попробуйте вытащить ее из земли. Получилось? Кто сильнее?

-что ее так крепко удерживает в земле (корни)

-для чего дереву нужны корни? (корни это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

-какие части дерева вы еще знаете?(ствол, ветви, листья)

-давайте вспомним осеннею березу. Какие цветом листья были у нее? Как вы думаете зачем береза сбросила листву?

Как можно березу назвать ласково: (березка, березонька).

-а давайте поиграем: игра «покажи ствол, ветви, корни, листья»

-я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки верх

- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?

БЕРЕЗА

Гордая береза

Спокойна и стройна,

Тянет ветки к солнцу,

Ждет весной тепла.

Летом нарядилась

В платье шелестя,

В сережках распустилась,

Как невеста вся!

Осень подарила,

Золото листве,

Грустно говорила,-

Время уж к зиме.

Гордая береза

Спокойна и стройна,

Спит зимой, ей снится,

Что опять весна.

-Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.

-Какие деревья не изменились с наступлением осени?(ель, сосна)

-Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропе? (на нашем участке)

-добраться до них нам будет нелегко.

Игра «тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

  1. Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
  2. Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
  3. Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
  4. Идем спокойно. Что это? Тропинка  стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней.

(под деревьями стоит корзинка)

- вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзине?(шишки)

-они одинаковые? (нет, разные)

-как вы думаете, почему?(они с разных деревьев)

-а с каких они деревьев?

-мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.

- потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)

- а теперь я предполагаю поиграем с шишками.

Игра «кто быстрей передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

-молодцы, быстро вы умеете передовать шишки.

- а чем еще, кроме шишек отличается ель от сосны?(иголками)

Рассмотрите их.

- по-другому их называют хвойники. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называются… ХВОЙНЫМ.

- какие хвойники у сосны? (длинные, мягкие, светлые).

-а у ели? (короткие, колючие, темные)

- кто из вас заметил, чем еще отличаются хвойники? (хвойники сосны растут парочками, а еловые хвойники – по одной)

- вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, корона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).

- подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

-какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (ответы детей).

-ребята, а для чего дереву кора? (кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

- я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?(воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показываем всем детям)

- что это?(семена)

-посмотрите внимательно, что есть у семян? (крылышко)

-как вы думаете, зачем им крылышко?(чтобы летать)

-семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.

-семена сосны так и называются – «крылатки»

Игра – «инсценировка»

 Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала  я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

- вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

-кто хочет почитать стихи для сосны и ели?

Дети читают стихи.

СОСНА

Что грустишь ты, сосенка,

На высоком склоне?

Что иголки сыплешь

Прямо мне в ладони?

Ничего что лето быстро пролетело,

Золотая осень свою песню спела.

Улыбнись, не надо

Так грустить об этом?

Ты всегда красива и зимой и летом.

ЕЛИ НА ОПУШКЕ.

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.                                                                                                                  

А внучата – елочки –

Тонкие иголочки

У лесных ворот водят хоровод.

Находят старичка – Лесовичка.

- я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на экологической тропе. Вы очень много знаете о деревьях. А какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)

-понравилась вам встреча с деревьями на нашей экологической тропе?

-что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

- молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…

- ну, а теперь пора прощаться. Жалко  мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.

-ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Птицы - наши друзья Конспект занятия для старшей группы

Занятие поможет продолжить знакомство с многообразием и жизнедеятельностью птиц; активизирует познавательные способности детей.  Повысится интерес детей к  природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.

Описание проектаПроект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда в...

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Наши друзья – геометрические фигуры» в подготовительной группе

Совершенствовать умение:- делить геометрические формы на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части;-считать  в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение сост...

Конспект ООД по ФЭМП «Наши друзья - птицы » для воспитанников старшей группы

Цель: закрепить знание цифр в пределах восьми.Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; продолжать развивать элементарные счетные навыки: порядковый счет...