Главные вкладки

    Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Комиссина Оксана Владимировна

    Описание проекта

    Проект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать их таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.

    Их разновидностей не счесть,

    Размеры малые, но есть,
    Три пары ног, глаза и крылья,
    Вредят порой непоправимо.

    Животным могут досаждать,
    Растительность всю истреблять,
    Ну, вижу, дети их узнали,
    Стихами насекомых описали!

    Леонов В.

    Описание проекта

    Проект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать их таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.

    Актуальность темы:

    Большинство детей очень редко общаются с природой. Мир насекомых очень интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств.

    Дети в проекте узнают о насекомых, их пользе или вреде.  Экологическому воспитанию в дошкольном образовании уделяется сейчас большое внимание.  Насекомые – самая удивительная группа животных.  

    В жизни можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

    Основным содержанием экологического воспитания дошкольников, это формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

    Тип проекта: познавательный.

    Продолжительность проекта: кратко - срочный

    Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

    Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

    Цели проекта:

    Формирование у детей представлений о насекомых;

    развитие познавательных и творческих способностей детей;

    воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

    Задачи проекта:

    Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о их обитания, характерных особенностях.

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

    Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.

    Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.) .

    Воспитание бережного отношения к природе.

    Развивать эмоциональную отзывчивость.                                                                                          

    Проблема проекта:

    Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред?

    Этапы реализации проекта.

    I. Подготовительный этап:

    - подбор иллюстрированного материала по теме;

    - подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;

    - подбор материалов для изготовления поделок своими руками.

    II. Основной: 

    Перспективно-тематическое планирование проекта:

    1.ФЦКМ «Незнайка в стране насекомых»

    Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи.

    2.Конструирование Насекомые

    Цель: Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. Закрепить знания о насекомых, формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки.

    3.ИЗО «Паучок»

    Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования кистью и красками; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения.

    Аппликация «Насекомые»

    Цель: Расширить знания детей о насекомых. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности лепка. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом. Учить лепить различных насекомых из соленого теста, используя различные приемы.

    ИЗО «Бабочки летают над лугом»

    Цель: Учить детей отражать  сложный сюжет. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией {закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь- готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

    ФЦКМ «Насекомые»

    Цель: расширять и уточнять знания о  насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых о приспособлении к условиям; уточнять о пользе и вреде насекомых  для человека; устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; продолжать учить загадывать загадки.

    Лепка на тему «Гусеница» (коллективная работа). 

    Цели: учить раскатывать пластилин в тонкий жгут, сворачивать его в круг, скатывать маленький шарик и расплющивать его, соединять части в целое

    Конструирование из бумаги «Объёмные насекомые».

    Цель: Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Создавать из бумаги объемные фигуры. Развивать творческое воображение творческий вкус. Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.

    ИЗО «Не обижайте муравья»

    Цель: Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить продумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту сострадание, желание помочь в трудную минуту.

    Лепка. «Божья коровка»

    Цель: учить передавать в пластическом образе характерные особенности божьей коровки, соблюдать пропорции. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать знания детей по лексической теме. Воспитывать навыки аккуратности.

    Лепка Насекомые

    Цель: Развивать воображение, творчество

    при лепке насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности насекомых. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки.

    Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

    ИЗО Комарова «Сказочные насекомые»

    Цель: Продолжать формировать умение долепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-II мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных часам деталей. в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

    ФЦКМ Викторина «Насекомые и всё о них».

    Цель: закрепить представления детей о насекомых; создать у детей положительный эмоциональный отклик;

    развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;

    формировать коммуникативные умения детей в процессе взаимодействия;

    Конструирование (ручной труд) «Гусеница».

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
    Продолжать формировать интерес к изображению предметов из бумаги на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с бумагой. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.

    Дидактические игры

    1. «Собери насекомое» из многоугольников;

    2. «Четвёртый лишний»

    3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

    - Муравей сидел около….

    - Божья коровка полезла по …

    - Жук спрятался под…

    - Муха села на…

    - Гусеница сидела на…

    - Муха ползла по…

    4. Составление описательных загадок про насекомых.

    5.  «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

    6.  «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

    - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

    7.  «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

    «Насекомые»

    Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

    8.  Кто, что умеет делать?»

    Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

    9. «На полянке»

    Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».

    Чтение художественной литературы.

    1.Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

    2.Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

    3.Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

    4.Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.

    Театрализованные игры:

    1.Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

    Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения  насекомых, развивать выразительность речи.

    2.Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

    Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

    Беседы:

    Беседа «Что дети знают о насекомых?»

    Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.

    Беседа «Бабочки такие разные».

    Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.

    БЕСЕДА: «КАКИЕ БЫВАЮТ НАСЕКОМЫЕ» 
    Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

    Беседа «Муравьи и муравейники». 
    Цель: дать детям элементарные представления 
    о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнезда; 
    объяснить, что строительство муравейника – это большой труд многих тысяч шестиногих созданий; учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам; разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.

    Беседа: «Берегись насекомых». 

    Цель: Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

    Ситуации «Если тебя укусила оса…?» 

    Цель: дать представление детям о первой помощи, после укуса насекомого. 

    Беседа «В мире насекомых».

    Цель: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, закреплять умение выражать мимикой их движения.

    Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».

    Цель: Уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.

    Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».

    Цель: Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.

    Ситуация «В гости к хозяйке луга».

    Цели: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; учить отгадывать загадки о насекомых. 

    Игра-ситуация «Меня укусило насекомое». 

    Цель: пополнение знаний детей о первой помощи.

    Ситуативная беседа «Таинственный  мир насекомых».

    Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании,  передвижении; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.

    III. заключительный:

    1.Изготовление лэпбука о насекомых;

    2.Выставка поделок на тему «Удивительные насекомые».

    3. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка».

    4. Индивидуальная помощь родителям в подборе аптечки для оказания первой помощи детям при укусах насекомых.

    5. Предложить родителям конкурс рисунков «Насекомые».

    6. Создание папки передвижки: Оформление папки-передвижки «Первая помощь при укусах насекомых».

    7. Просмотр презентации «В царстве насекомых».

    Выводы

    В результате проекта дети научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети узнали для чего нужны насекомые в природе.

    На основании исследования дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Они наши друзья.

    У детей появился устойчивый интереса к живой природе.

    Дети научились применять полученные знания в продуктивной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

    Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

    Конспект музыкального занятия "Наши любимые игрушки" для детей старшей группы с ОНР

    Занятие направлено на обогащение музыкальных впечатлений детей, звуковысотный и тембровый слух....

    Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей группы.

    Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей  группы....

    Литературная викторина "Наши любимые сказки" для детей старшей группы

    Конспект занятия по развитию речи. Закрепления знаний о героях сказок....

    Сценарий праздника «Наша любимая Россия» для детей старших групп.

    Сценарий праздника «Наша любимая Россия»для детей старших групп....

    Педагогический проект «Маленький гражданин большой страны» для детей старшего дошкольного возраста

    Педагогический проект «Маленький гражданин большой страны», направлен на формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, как фактора гражданско-патриотического воспитания п...

    Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы

    Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....