Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Свойства воздуха и его значения для живых существ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шерстобитова Татьяна Михайловна

Познавательное развитие: Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

 -дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух для всего живого на Земле;

-научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека;

- познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, не имеет запаха, может двигаться, лёгкий и т.д.;

-развивать любознательность при проведении опытов, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_goda_nnod.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №2

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме:  «Свойства воздуха и его значения для живых существ»

Автор конспекта ННОД: 

Шерстобитова Татьяна Михайловна,

 воспитатель, без категории,

МКДОУ Венгеровский детский сад №2

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

 -дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух для всего живого на Земле;

-научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека;

- познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, не имеет запаха, может двигаться, лёгкий и т.д.;

-развивать любознательность при проведении опытов, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут: Т.М.

В: Встанем в круг, чтобы я вас всех увидела.

А теперь поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, когда я к вам шла в детский сад, вижу, летит шарик, поймала. Не из вашего садика он вылетел? Тогда он просто решил полетать. Вы не знаете, почему этот шарик летает? На дороге нашла ещё шарик, но он только почему то не круглый и не летает? Чего в нем нет? (Воздуха)

Правильно Воздуха

Воздух

Он прозрачный невидимка,              Летом он бывает теплым,

Легкий и бесцветный газ.                  Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой,                        Когда иней красит стекла

Он окутывает нас.                               И лежит на них каймой,

Он в лесу густой, душистый,              Мы его не замечаем,

Как целительный настой,                   Мы о нем не говорим.

Пахнет свежестью смолистой,           Просто мы его вдыхаем -

Пахнет дубом и сосной.                      Ведь он нам необходим.

   В: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Человек без воздуха  не может прожить больше 5 минут.

В:Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать.)

Воздух необходим для человека, животных, рыб, птиц, деревьям, растениям.

Я пришла к вам не просто так, хочу рассказать много нового и интересного. И мне очень понадобится ваша помощь.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга,  не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Чтобы всё получилась у вас вам надо внимательно слушать, а если ,что то не будет получаться я вам потихоньку помогу.

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(Поток воздуха)

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Возьмите корку апельсина и помните её. Что вы чувствуете? (Пахнет апельсином.)      

 - Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? (Этот запах идёт от корки.)                                                                                                           

 Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.                           

В: -Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (Пахнет чесноком.)                           

     -Как вы поняли. Что пахнет чесноком? (Запах дошёл до нас.)                                                     

Значит, запах передается по воздуху.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Физминутка «Ветерок».                                                                           

Дует ветер с высоты,                                                                                                                        

Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны).                                                                          

 Вправо-влево, влево-вправо                                                                                                        

 Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).                                                                   

  А теперь давайте вместе                                                                                                                     

 Все попрыгаем на месте (прыжки).                                                                                                   

Выше! Веселей! Вот так!                                                                                                                    

 Переходим все на шаг (ходьба на месте).                                                                                

  Вот и кончилась игра,                                                                                                                     

 Вернуться к делу нам пора.

Каким воздухом можно дышать? Какой он должен быть?

Всем существам на Земле необходим чистый воздух, т.е.с большим количеством кислорода. А сейчас, в современном мире, воздух сильно загрязняется. Из-за  большого количества фабрик, заводов, машин, Оседание частиц выхлопов автомобиля приводит к тому, что растения вдоль дорог накапливают значительное количество свинца. Поэтому экологи не рекомендуют есть овощи, грибы и ягоды, выросшие вблизи оживлённых дорог. Загрязнение атмосферы при сильных пожарах может распространяться на сотни километров, достигая соседних регионов. Повышенная задымленность атмосферы из-за  лесных пожаров неблагоприятно сказывается на здоровье людей.

Вредные частицы мы  не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья.

Сегодня мы выяснили, что воздух переносит запахи. А как вы думаете, откуда может идти неприятный запах. (от свалки) Несмотря на запреты некоторые люди сжигают мусор прямо на улицах, и приносят этим  вред.

Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух стал чище?

Предполагаемые ответы детей. Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т.д.

Воспитатель. Однако вот какая ситуация.  Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки, матрасы для детей и т.д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных частиц. Конечно, есть заводы и фабрики, которые не загрязняют   воздух вредными веществами, у них еже стоят очистительные сооружения. Чтобы не разлагался и не выделял вредных веществ мусор на свалке, нужно построить заводы по переработке мусора.

Учёные изобрели экологически чистый автомобиль - электромобиль. Есть безвредный вид транспорта, как велосипед. Во многих странах люди передвигаются на них.

Ученые стараются изобрести более экологически чистое топливо -использование  энергии солнечной батарее. Некоторые машины заправляют более экологически чистым топливом -газом.

Если в помещение стало душно, как вы думаете, что можно сделать?

Открыть форточку и проветрить помещение. Человек большинство времени проводит в закрытых помещениях. Для защиты воздуха в помещениях рекомендуют не применять химические освежители воздуха, чистящие средства; как можно чаще проветривать помещение, делать влажную уборку.

Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки легче дышится?

Ответы детей. Там свежий, чистый  воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.

Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода. Это заслуга различных растений и особенно деревьев. Важную роль в самоочищении воздуха от вредных веществ играют леса и зелёные насаждения в населённых пунктах

У вас на столах лежат два листа бумаги: Красный и голубой, и картинки. Подумайте и распределите картинки так, что плохо для воздуха, а что хорошо.

На красный лист мы что поместим? (Что плохо для воздуха?), А на голубой лист? (Что хорошо?)

Как вы думаете, куда мы можем  поместить наши плакаты? В уголок природы. (воздух это не живая природа) Использовать этот материал мы можем в дальнейшем как памятку.

Сегодня мне с вами было очень интересно работать, хочу подарить воздушный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме « Разноцветная осень»

«Познавательное развитие»:Ø  Познакомить детей со способом модульной аппликации – мозаики, вызвать интерес к созданию осеннего дерева адекватными  изобразительно – выразительными средствами....

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Синичкин день». (Конспект представлен в таблице).

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Домашние животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (аппликация). (ФГОС ДО п. 2.6)Предметно-пространственная развивающая среда:  группа в дошкольном отделении ГБОУ шко...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (лепка)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...