Экологическое воспитание дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx57.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвиващего вида детский сад № 31

поселок Мирской МО Кавказский район

Принято: педагогическим советом

МБДОУ д/с № 31 п.Мирской

Протокол № ____ от «____»__________

Утверждено: приказом заведующего

МБДОУ д/с № 31 п.Мирской

Приказ № _____ от «____»__________

Опыт работы

«Экологическое воспитание дошкольников»

Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации 1 год

                                           Воспитатель МБДОУ д/с № 31 п.Мирской

                                           Таранова Ю.Н.

п.Мирской 2013 год

«Экологическое воспитание дошкольников»

Содержание.

1.  Литературный обзор .

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике  .

1.2. История изучения темы педагогического опыта в  образовательном

 учреждении.  

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющейся базой для формирования представляемого

педагогического опыта .

3.Педагогический опыт.

3.1.Актуальность опыта работы.  

3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми,

используемые в проведении и описании педагогического опыта.  

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте  .

 

3. 4 Результаты  .

3. 5. Новизна  .Проектная деятельность.

3. 6. Технологичность  .

3. 7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта .

3. 8 Работа с родителями.

Вывод.

Литература.

Приложения.

 Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И. В. Гете

1.Пояснительная записка.

1.1.История   темы педагогического опыта в педагогике.

Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

- биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

-  прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

-  всё связано со всем;

-  всё куда-нибудь девается;

-  всё что-нибудь да стоит;

-  природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, которые преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.


1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми  я  решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена , что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Над проблемой экологического воспитания  я работаю с 2014г. За это время было реализовано  3 проекта  , в который входили экологический паспорт, схемы и комплексы занятий. Была создана экологическая тропа. В   рамках этих проектов в групповых комнатах были созданы природные уголки и уголки для детского экспериментирования. На территории детского сада существует огород, на котором ребята и воспитатели выращивают овощные и декоративные растения. Воспитатели вместе с родителями и детьми занимаются озеленением клумб и групповых площадок.

В своей  работе я стараются использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.

Замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование , особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

Проанализировав программу обучения и воспитания под редакцией М.А. Васильевой «Обучение и воспитание детей в детском саду», которая является базовой в нашем учебном заведении пришла  к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределила подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей младшего и среднего возраста, обобщила и систематизировала материал по опытнической деятельности.



Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе « ромашка» был создан уголок детской научной лаборатории «  почемучек». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Так же в рамках этой работы мы с детьми выполнили проект « Огород  на окошке». На окне выращивали лук, зелень и огурцы. Самым интересным для ребят оказалось выращивание  лука. Все данные были занесены в календарь наблюдений.  

1.3.  Основные понятия, термины   в  описании педагогического опыта.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения мы использовали следующие:

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие:

- Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

- Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

- Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

 

 

 

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

  1. Название группы: « Ромашка»
  2. Возраст детей: от  5  до 6 лет
  3. Количество воспитанников: 26 человек
  4. Коммуникативность  детей группы: Общение детей между собой носит добровольный, доброжелательный характер. Воспитанники самостоятельны.
  5. Психолого-педагогический портрет  группы   .

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

К 6 годам у малыша постепенно увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте малышу необходимо много читать: он это очень любит и легко запоминает прочитанное. Малыши в 4 года очень любят отгадывать загадки, поэтому пополните вашу библиотечку книжкой с загадками.

С  5 лет ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует животных и другие предметы, окружающие его. Полезно  5-летнему ребенку и раскрашивать познавательные рисунки (например, про животных). Дошколятам необходимо готовить руку к письму, развивать координацию движений

  1. Оборудование группы (психолого-педагогические материалы). Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Предметы-заместители: комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно соответствующее возрасту и росту детей собственно игровое оборудование (игровая мебель, модули и т.п.). В группе есть уголок релаксации, в котором находится магнитофон и аудиотека, включающая в себя классическую музыку, аудиосказки в прочтении профессиональными актерами.  
  2. Работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка          возраста.                                                                                                             

3.Педагогический опыт .

 3 .1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:

  • Словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, экологических загадок, сказок.
  • Наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты.
  • Практические: ориентированы на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности.
  • Игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают, объединяются в группы:
  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей, самостоятельные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные игры экспериментирования).
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические, подвижные, досуги  ).

Игры народные.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Исследования Комаровой И.А. показали, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации. Они делятся на три типа:

  1. Использование игрушек, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Присутствие игрушек уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе получения в процессе наблюдения конкретных знаний. Они эффективны, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки таких животных исключена. Или наоборот, они мало обращают внимания наигрушечного котенка, если на занятии присутствует живой котенок, которого можно погладить, взять за лапку.
  2. Второй тип обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. И.А. Комаровой было сделано предложение, что куклы-персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях.
  3. Третий тип игровых обучающих ситуаций – это различные варианты игры в путешествие («Поездка в лес»), экскурсия по территории детского сада и экологические проекты, которые включают в себя практическую деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты, а так же театрализованные игры с участием детей. В каждом конкретном случае дети посещают новые места, знакомятся с явлениями и объектами.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические (настольно-печатные, словесные).

Правила для таких игр являются фактором развивающего воздействия на ребенка. Правила побуждают быть активным: быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам, сосредотачивать свое внимание на игровой задаче. В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдения, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков: сравнивать, анализировать, классифицировать.

Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики.

Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Словесно-дидактические игры могут украсить досуг, прогулку в дождь. Эти игры развивают мышление, гибкость и динамичность представлений.

Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.

                 

   3.2.  Актуальность педагогического опыта.                                                              

 Изучив теоретический материал по данному вопросу я  сделала  вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы проектов , развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в  образовательный процесс.

 

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод  проектов.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи, - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду.

 

3.3.Научность в предоставляемом педагогическом опыте.

        Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.

        Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях  отводится  должное внимание.

           Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:

 -  цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

-  дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

-  знания -   помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

-  у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

-  содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;

-  содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

-  экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

-  нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

-  ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природо -использования.

           Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Детям нужны экологические знания, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

         Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть  из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

           Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.  

 

3.4.Результативность педагогического опыта.

-  расширились и закрепились знания детей;

-  дети и взрослые получили большой эмоциональный настрой;

-  проявился интерес родителей к совместной деятельности.

      В дальнейшем, дети сами подталкивали меня к экспериментальной деятельности своими вопросами, родители также показывали свою заинтересованность в экологическом воспитании детей.

          В отчёте я представила опыт реализации трёх проектов:

-  «Огород на окошке »

-  «Первоцветы – какие они?»

-  « Лекарственные растения»

 3.5.  Новизна (  проекты. представляемого педагогического опыта.

 . Новизной данного опыта является комплексное использование   ранее известных и современных методик детского экспериментирования  ,проекты.

  Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

           “…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.

 

            Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Поэтому  одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

            Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

  3.6.Технологичность предоставляемого педагогического опыта.

Педагоги других дошкольных учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы.

Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего детского сада.

Игры разработаны так, чтобы любой воспитатель мог бы ими воспользоваться, адаптируя каждую игру для своих детей, но при этом сохраняя смысл.

В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с воспитателем поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:- Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.

В детском саду организована «Экологическая тропа», по которой проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ, собирается материал: камешки, веточки, шишки.

На прогулке дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега и др. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о животных».

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу.

3 .7.  Описание основных  элементов  предоставляемого   педагогического опыта  .

           Экологическое воспитание  - является  темой моего опыта работы с детьми.

            Педагогический опыт показал мне наиболее успешную  технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.    

 Цель проводимой мною работы:

-  формирование у детей «экологического чувства», привитие экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом.

  Задачи:

-  расширять и углублять представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы;

-  систематизировать и обобщать представления детей о цикличности роста и развития живых организмов;

-  формировать гуманное отношение к природе, умение сочувствовать представителям растений и животных мира.

         В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Зачем нужны проекты?

         Проекты помогают развивать:

-  активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;

-  осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-  творческие способности детей;

-  умение наблюдать;

-  умение слушать;

-  навыки обобщения и анализа;

-  мышление;

-  видение проблемы с разных сторон, комплексно;

-  воображение;

-  внимание, память, речь.

         Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

     Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В своей работе я стараюсь активизировать исследовательскую, творческую   деятельность.

 

 3.9. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.

Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание ,я учу  каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю , что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Формы работы с родителями:

-  Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советы, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные видеофильмы.

-  Привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

-  Участие родителей в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление  кормушек и т.д.)

-  Оформление стенда по экологии, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

-  Консультации для родителей,

-  Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".

- Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование. Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

    Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

     Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.

      К организации поисковой и творческой деятельности детей я подключаю родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, я их тщательно продумываю. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могу предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

     

    ВЫВОД.

      Для экологического образования  дошкольников крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Напомним, что под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

-  формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

-  развитие познавательного интереса к миру природы;

-  формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-  воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

-  формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

-  формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

-  освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

-  формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

-  формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

      В результате работы мы добились положительных результатов и выяснили:

-  Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.  

-  Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

         Метод проектирования   позволил    МНЕ  изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Список  литературы.

 1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва 2005

2. Белоусова Л.Е. Весёлые встречи. Санкт-Петербург 2003

3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург 2000

4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада  Воронеж 2005

5. Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.

6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург 2002

7. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Санкт-Петербург 2010

8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов       в детском саду. Москва 2004

9. Иванова А.И. Мир животных (естественно-научные наблюдения и эксперименты     в детском саду). Москва 2009

10. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду  Волгоград 2009

11. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва 2010

12. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: чудо-всюду (мир животных и   растений). Ярославль 1998

13. Павленко И.Н. Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Москва 2006

14. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Москва 2006

15. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург 2001

16. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Москва 2008

17. оспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...