Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Путешествие в лабораторию по изучению воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кадяева Оксана Александровна

Конспект НОД с проведением опытов по изучению свойств воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по экспериментированию в средней группе
Путешествие в лабораторию

по изучению воды.

Цель: формирование навыков экспериментирования с водой.

 Задачи:

актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: прозрачная, бесцветная, безвкусная, без запаха

 развивать  речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе         экспериментирования;

 воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 Интегрирование областей: ОО «Познание», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Труд», ОО «Физическая культура».

Предварительная работа:

       Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Снежная королева», изготовление цветных льдинок.

                                                              Правила безопасности:

При переливании воды соблюдать аккуратность.

Не сдавливать сильно пластиковый стаканчик, не переворачивать и не ронять его.

Оборудование:

 Ход НОД:

I  - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию, Снежной Королевы, где  она проводит опыты. Чтобы попасть в лабораторию и узнать,  с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить. Предлагаю вам внимательно послушать стихотворение и сказать, о чем в нем говориться. 

(Несколько детей читают стихотворение)

 « Если руки ваши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать,

    Без чего мы скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился  дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды  –  

    Жить нельзя нам без воды».

- О чем  говориться в стихотворении? (Ответы детей: о воде)

 - Вода необходима всему живому на земле. Без воды не было бы жизни на земле.

А что такое вода? Хотите узнать больше о воде. Для этого мы с вами отправляемся в лабораторию воды. Превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Закрываем глаза и переносимся в лабораторию.  ( Звучат звуки льющейся воды) 

II  -  Открываем глаза, мы в лаборатории по изучению воды. Предлагаю подойти к столу для проведения первого опыта.

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Вспомнить правило безопасности: при переливании воды соблюдать аккуратность, переливать на подносе.

В: Льётся вода? Почему?

Д: Потому, что она жидкая.

В: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Свойство 1: вода – это жидкость, чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа (на капле воды нарисовать символ)

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду.

 Есть у воды вкус?  Почему у воды нет вкуса?

Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Какой сок?  

Свойство 2: вода –  безвкусная, чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа ( на капле воды нарисовать символ)

Опыт 3. Дети нюхают воду.

В: Чем она пахнет?

Д: Совсем не пахнет.

В: Почему вода не пахнет?

Свойство 3: вода –  не имеет запаха, чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа ( на капле воды нарисовать символ)

Опыт 4.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, с чем они?

Д: один с водой, другой с молоком.

 - Ребята,  что вы можете сказать о воде? Какая она? Какого цвета? (Ответы детей:  вода не имеет цвета, прозрачная)

В: Почему вода прозрачная? (Потому что она не имеет цвета)

Правило безопасности:

Не сдавливать сильно пластиковый стаканчик, не переворачивать и не ронять его.

 -  Давайте проверим. Возьмите пуговицу и опустите в стакан с водой. Вы ее видите? (Да) Какого она цвета? (Дети называют цвет пуговицы) Значит, какая вода?  (Ответы детей: вода прозрачная)

- А молоко, какого цвета? (Ответы детей:  белого) Молоко прозрачное или нет? (Ответы детей: молоко  непрозрачное)

В: Почему молоко непрозрачное? (Потому что оно белого цвета)

- Давайте проверим. Закройте глаза, а я опущу в молоко пуговицы, ваша задача отгадать какого цвета пуговицы я опустила.

- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) Почему? (Ответы детей: молоко непрозрачное) Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить пуговицы. Можете, теперь сказать, какого они цвета? (Ответы детей)

 Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:  вода прозрачна. 

Свойство 4: вода прозрачная, чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа (на капле воды нарисовать символ)

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму. Какая форма у стаканчиков?

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой.

               Только вначале давайте вспомним Правило безопасности:

               При переливании воды соблюдать аккуратность.

Посмотрите, что происходит с формой воды?

Д: вода меняет форму.

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. А сейчас что произошло с водой?

Ответы детей. 

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Свойство 5:  не имеет собственной формы, чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа (на капле воды нарисовать символ)

- Вот нам и пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Снежная королева приготовила нам в  подарок бусины, из которых можно собрать красивые бусы, давайте возьмем их. (Открываем коробочку а там, бусины в кубике льда)

Что случилось, Снежная королева не хочет просто так отдавать их нам. Как же быть? Как их освободить?

 Обсуждаем, что нужно сделать (целеполагание) – растопить лед. Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать (выдвижение гипотез):

- согреть руками;

- «отковырять» бусинки;

- растопить на батарее;

- подождать, когда лед растает;

поместить в теплую воду.

Обсуждаем каждый способ: согреть – замерзнут руки, можно заболеть; «отковырять» - небезопасно; ждать, когда лед растает на батарее – долго. Будем использовать теплую воду.

 Не торопить детей, побуждать к анализу и обсуждению каждой гипотезы.

 Дети берут по одному кубику льда на тарелочку, воспитатель разливает теплую воду по одноразовым стаканчикам. Дети помещают кубики льда в воду, наблюдают за тем, как лед тает, трогают его ложкой.

Несколько кубиков остаются лежать на подносе. Дети замечают, что лед в теплой воде растаял быстрее.

Дети достают бусинки из стаканчиков ложкой и выкладывают их на тарелочки. Педагог и дети вместе нанизывают бусинки на леску. С

- Вот нам и пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Закроем глаза и вернемся обратно. (Звучат звуки льющейся воды)

III  – Где мы с вами побывали? ( Ответы детей: в лаборатории воды). О чем сегодня мы узнали? (О свойствах воды), давайте вспомним их, в этом нам помогут наши символы.

Ответы детей: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запах. Вода прозрачная, не имеет собственной формы.

 - За вашу помощь в опытах, на память о путешествии в лабораторию воды, дарю вам капельки воды.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в лабораторию по изучению воды

Актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель»...

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в лабораторию по изучению воды"

Данная  НОД  помогает актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает&r...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»Материал и оборудование: магниты н...

Конспект ООД Путешествие в лабораторию по изучению воды

Конспект проведения занятия в средней группе по ознакомлению свойствами и качествами воды. эксперименты с водой....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие....

Конспект ОД по экспериментированию для средней группы " Путешествие в исследовательскую лабораторию"

Конспект предназначен для детей средней группы. Интересные и занимательные эксперименты по очистке воды совместно с детьми....