проект "Растения ХМАО-Югры"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Краткая аннотация проекта «Растения – ХМАО-Югры». Это про растения растущих  в Ханты-Мансийском автономном округе. В процессе работы над проектом у воспитанников подготовительной группы формируются понятия о разнообразии растений родного края, их жизни, приспособленности к условиям окружающей среды и быстрого исчезновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_hmao-yugry.docx137.27 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

ПРОЕКТ

«Растения ХМАО-Югры»

Воспитатель: Ширгаева Елена Гиффатовна

        г. Советский 2015 год

Пояснительная записка:

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Природа воспитывает у нас чувство ответственности, самосознания, терпения, патриотизм.

В основу моей работы по ознакомлению детей с растительным миром был положен проектный метод, который предполагает постановку проблемы, её обсуждение, работу над проектом, включающую поиск информации детьми, совместно с родителями и воспитателями и презентацию.

Поводом для разработки проекта послужила        ситуация, когда на прогулкедети увидели сломанную ветром большуюветку дерева. Удетей сразувозник спор:одни утверждали,чтозимойдеревьям не больно, другиенаоборот объясняли что все растения живые и даже зимой ощущают боль.

Для того чтобы решить эту проблему, я разработала данный проект, кратковременный, на один месяц, т.к. проектный метод, используемый в работе с детьми подготовительной группы, предполагает развитие у них таких качеств как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность.        Эти качества в        настоящее        время являютсячрезвычайноважными для успешного обучения детей в школе.

Тип проекта: познавательно-творческий

Длительность проекта:1 месяц.

Участники проекта:

  • Воспитанники подготовительной группы «Калинка»
  • Воспитатель Ширгаева Е. Г.
  • родители

Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.

Тема проекта: «Растения ХМАО-Югры»

Актуальность проекта:

        Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.

И исследовательская деятельность, бесспорно, это  один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни человеку необходимо не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Цель: совершенствовать и систематизировать знания детей о растениях родного края.

Задачи:

  • Развивать наблюдательность, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать совершенствованию мыслительных процессов.
  • Способствовать расширению словарного запаса, практическому овладению навыками словообразования, овладения сложноподчинёнными предложениями.
  • Воспитывать нравственные, эстетические, творческие навыки, патриотические чувства, заботливое, бережное отношение к природе.
  • Вовлекать родителей в активный процесс по накоплению материала по данной теме.

Ресурсы проекта:

Социальные:

  • Центральная детская библиотека.

Материальные:

  • Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
  • Уголок природы в группе;
  • Дидактические экологические игры;
  • Уголок экспериментирования  группе;
  • Современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда, включающая мультимедийные и технические средства, соответствующие современным гигиеническим требованиям для обеспечения образовательного процесса.

Время реализации проекта: март 2015 года

Ожидаемые результаты:

  • У детей появится интерес к самостоятельном пополнению своих знаний по теме проекта, через разнообразные виды взаимодействия с окружающей действительностью.
  • Дети будут более бережно относиться к природе.
  • Активное участие родителей в помощи по реализации проекта.
  • Обогащение словаря детей за счёт умения находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность.
  • Пополнится предметно-развивающая среда (альбомы, дидактические игры, гербарии, иллюстративный материал и др.)

Для педагога: повышение профессионализма;  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост;  самореализация.

Для родителей:  повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Продукты проекта: альбом рисунков,дидактические экологические игры.
Проблема: Растение – оно живое?
Гипотезапроекта: без растений не возможна жизнь на планете.

Работу над проектом начала с подбора научно-методической, художественной литературы, иллюстрационного материала. Затем разработала план мероприятий. Составила перспективный план наблюдений на прогулках, занятий, бесед, мероприятий с родителями в свободное время (рисование, дидактические игры, аппликация).

Итогом работы над проектом стала выставка рисунков, в которой приняли участие дети и родители. Так же были использованы альбомы, оформленные воспитателем совместно с детьми.

При разработке проекта возникли трудности в подборе наглядно-демонстрационного материала по проекту. С этой целью пришлось подбирать материал в соответствии с темой проекта и увеличивать его размеры, пришлось прибегнуть к помощи родителей. Это помогло мне качественно провести работу с детьми моей группы по данному проекту. Родители с интересом отнеслись к теме проекта, с которым я познакомила их через беседу, консультацию.

Все мои задания выполняли охотно вместе с детьми в домашней обстановке. Семья Крапивиных сделала подборку стихов и загадок о растениях, а семья Братушкиных оформили альбом ягод ХМАО-Югры. Семья Кобивник оформила дидактическую игру «Лекарственные растения». Остальные родители проводили домабеседы о бережном отношении к природе, о пользе растений в жизни человека. В выставке детских рисунков приняли участие все дети. Дети показали хорошие результаты по итогам проекта.

Существенным моментом в работе над проектом в перспективе является постановка новой проблемы, когда перед детьми ставится новая задача - собрать дополнительную информацию. Поэтому в продолжение работы над проектом высветилась новая проблема: как можно пополнить землю новыми растениями.

Формы работы:

1. Специально организованные:

  •  занятия
  •  экскурсии
  •  наблюдения

2. Совместная деятельность педагога и детей:

  • беседы
  •  чтение произведений художественной литературы.
  •  стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Содержание проекта

1 неделя

Тема: «Что такое растение?»

Цель: познакомить детей с особенностями строения растений: деревьев, кустарников, трав, их роста и развития.

  • Беседа «Что такое растение?»
  • Дидактическая игра «Строение растения»
  • Беседа «Комнатные растения»
  • Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»
  • Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

2 неделя

Тема: Растения ХМАО-Югры

Цель: дать общие сведения о растениях нашего округа, местах их произрастания.

  • Просмотр презентации «Растения нашего округа»
  • Дидактическая игра «Растения тайги»
  • Экскурсия в музей-заповедник «Малая Сосьва»
  • Рассматривание иллюстраций «Растения нашего города»
  • Дидактическая игра «С какого дерева листок»

3 неделя

Тема: Роль растений в нашей жизни.

Цель: познакомить детей с охранной деятельностью. Дать представления о их  необходимости в жизни человека.

  • Беседа «Правила поведения на природе»
  • Экскурсия в Центральную детскую библиотеку «Знакомство с Красной книгой»
  • Дидактическая игра «Человек и природа»
  • Беседа «Лекарственные растения ХМАО - Югры»
  • Дидактическая игра «Лекарственные растения нашего округа»

4 неделя

Тема: Живые растения.

Цель: закрепить знания о растениях и растениях ХМАО-Югры.

  • Рисование на тему «Растения нашего округа»;
  • Оформление выставки рисунков «Растения нашего округа»;
  • Оформление альбома «Растения ХМАО-Югры»;
  • Рисование на тему «Лекарственные растения нашего округа»;
  • Оформление альбома «Лекарственные растения ХМАО-Югры».

Этапы проекта

I Этап. Целеполагание

Цель: совершенствовать и систематизировать знания детей о растительном мире ХМАО-Югры.

Задачи:

  1. Развивать наблюдательность, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные знания.
  2. Способствовать совершенствованию мыслительных процессов.
  3. Способствовать расширению словарного запаса, практическому овладению навыками слоеобразования, овладение сложноподчиненными предложениями.
  4. Вовлекать родителей в активный процесс по накоплению материала.
  5. Воспитывать нравственные, эстетические, творческие навыки, патриотические чувства, заботливое, бережное отношение к природе.

IIЭтап.  Разработка проекта.

Проведение мероприятий с детьми и родителями.

Работа с детьми на НОД и в режимные моменты:

- развлечения;

- наблюдения;

- экскурсии.

III Этап.  Выполнение проекта.

Выполнение плана мероприятий.

Работа с детьми по формированию практических навыков, знаний и умений.

IV Этап.  Подведение итогов.

Подготовка к выставке рисунков по темам «Растения нашего округа» и «Лекарственные растения нашего округа».

Воспитанники изготавливали рисунки по  данным темам.

V Этап.  Определение задач для новых проектов.

Цель: Как можно пополнить Землю новыми растениями.

Задачи:

  1. Продолжать поддерживать интерес по данной теме.
  2. Совершенствовать речевые навыки детей при оформлении своих высказываний.

С детьми продолжить разработку нового плана действий по данной проблеме.

Работа с родителями

  1. Родители подобрали иллюстрации с изображением профессий, связанных с природоохранной деятельностью человека. Был оформлен альбом.
  2. Родители подобрали и засушили листья, травы, произрастающие в нашей местности. Составили гербарий.
  3. Подобрали материал о природоохранных мероприятиях. Составили список растений, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры.
  4. Подобрали стихи, пословицы, поговорки. Из данного материала была составлена папка-передвижка «Об растениях в стихах».
  5. Родители вместе с детьми подготовили рисунки к выставке детских рисунков по темам «Растения нашего округа» и «Лекарственные растения нашего округа».

Выход на перспективу

Определение задач для нового проекта с использованием материала данного проекта.

Цель: как можно украсить землю растениями.

Задачи:

  •  Собрать дополнительную информацию.
  •  Продолжать поддерживать интерес к данной теме.
  •  Совершенствовать речевые навыки детей при оформлении своих высказываний.

        

Приложение

схема строения растения

Системная паутинка особенностей растений.

        

Системная паутинка по проекту

«Растения ХМАО-Югры»

        

        

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Конспект беседы

подготовительная группа:

 «Что такое растение?»

Воспитатель Ширгаева Е. Г.

г. Советский-2015г.

Растения – это живые существа. Они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев.

Помимо прочего, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света. Животные этого не умеют, поэтому они едят растения или других животных.

Без растений не было бы ни мяса, ни сыра, ни молока – ведь растения основная пища коров.

Для жизни и роста растениям нужны воздух, вода и пища, и они размножаются – то есть воспроизводят себе подобных. Это доказывает, что растения живые, как и мы. Скажем, камни не питаются, не растут и не размножаются, потому что они неживые.

Листья – это «живые заводы» по производству еды. В них содержится клейкое зеленое вещество – хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и дает силы для роста.

Весной и летом, когда много света, листья вырабатывают питательные вещества, необходимые растениям для жизни. Осенью растениям уже не хватает света, чтобы сделать достаточно пищи, и они питаются за счет своих «кормовых запасов». А чтобы не тратить их еще и на питание листьев, деревья сбрасывают их осенью – тогда им точно хватит еды на всю зиму.

Образование питательных соков в листьях растений называется фотосинтезом. В это время растение впитывает углекислый газ, содержащийся в воздухе, и отдает кислород.

Хлорофилл, содержащийся в листьях, окрашивает их в зеленый цвет. Но осенью, с наступлением холодов, хлорофилл разрушается, и поэтому листья меняют цвет – желтеют или краснеют.

Деревья, у которых осенью опадают листья, называются лиственными, или листопадными. Иголки у вечнозеленых хвойных растений – это тоже листья, но они небольшие и жесткие и спокойно переживают зиму. Вечнозеленые растения тоже теряют листья, но не все сразу, а постепенно.

А сейчас вам расскажу для чего нужны и что выполняют разные части растения.  Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит. Стебель удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит. Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород. Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.  Ребят теперь вы знаете, что растение Живое.
В природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни.

Ребята сегодня мы с вами много говорили о растениях их строении, том какие они разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение.

        

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Конспект беседы

подготовительная группа:

 «Комнатные растения»

        

Воспитатель Ширгаева Е. Г.

г. Советский-2015г.

Отгадайте загадку:»Дышит, растет, а ходить не может».(растение).Какие группы растений вы уже знаете и что о них можете рассказать? Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями. Отгадайте загадки и покажите картинку:

                                Очищают воздух,

                                 Создают уют,

                                 На окнах зеленеют,

                                 Круглый год цветут.(комнатные растения).

                                 На окне зимой и летом

                                 Вечно зелен и красив.

                                 Ярко-красным цветом

                                  Горит нежно…..(бальзамин).

                                  Накрыт бокал в водицей

                                  Ежовой рукавицей. ( Кактус).

                                   С молоком, а не коза,

                                   С корой, а не лоза.  ( фикус).

-- Какие еще комнатные растения, кроме вышеперечисленных, вы знаете?( фиалка, традесканция, герань, аспидистра). Действительно, эти растения выращивают только в помещении, потому что родина большинства из них—жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Вспомните, что для растений необходимо? ( почва, вода, свет, тепло, воздух). Помощников растений 5—как 5 пальцев на руке. Растениям нужна вода—поэтому комнатное растение нужно поливать. Как это надо делать?(поднять листочки аккуратно и поливать потихоньку на землю). Растениям также нужна почва—поэтому растения растут в горшках с землей.

Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол? ( им нужен свет). Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (им нужно тепло). Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо расли?( Воздух).Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать? ( нужно деревянной палочкой осторожно рыхлить почву).Можно также мыть комнатные растения влажной тряпочкой, но не все, а только с гладкими листьями., тонкие—можно сухой кисточкой. Растение ставят в тазик, землю накрывают целлофаном. Моют их , поливая теплой водой, вытирая каждый листик. Мыльной водой растения мыть нельзя, корни этого не выносят. Прежде чем растение поставить на подоконник, его нужно сначала протереть. Растения размещают так, чтобы на подоконнике им было просторно. Лучше всего на каждый подоконник поставить разные растения по величине и высоте. Красиво оформленное окно придает праздничный вид комнате.

Вспомните, какие помощники нужны растениям, чтобы расти? (ответы детей). Скажите, что нужно человеку, чтоб расти? ( пища). Как вы, думаете, растению нужна пища, чтоб оно расло, развивалось? Где растение возьмет пищу? ( оказывается растение можно удобрять).Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать удобрением для корней и для листьев.

        

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Конспект беседы

подготовительная группа:

 «Правила поведения

на природе»

        

Воспитатель Ширгаева Е. Г.

г. Советский-2015г.

Каждый раз, выезжая из города на природу, мы надеемся отвлечься от серых будней, увидеть что-нибудь необычное, получить порцию новых приятных впечатлений. Но в реальности отвлечься на сто процентов не удается, так как куда бы мы ни поехали, мы гарантированно встретим следы пребывания своих предшественников: пластиковые бутылки, вытоптанные полянки, обгоревший лес...
        Некоторые приспособились не замечать негативных моментов, игнорировать нежелательные элементы в пейзаже. Однако для большинства истинных любителей природы дисгармония, внесенная человеком, не останется незамеченной. Чтобы помочь сохранить существующие ценности мы призываем вас соблюдать и пропагандировать следующие правила поведения на природе.
        Даже брошенные банановые и апельсиновые шкурки портят окружающий вид. И будут портить его не менее года. Пластиковая бутылка или банка из-под пива вообще сама не исчезнет. Когда место пустынное и надежды на исчезновение мусора нет, не поленитесь унести с собой чужую бутылку или полиэтиленовый пакет. Не исключено, что вы придете сюда еще раз, и в этом случае будет надежда, что место встретит вас первозданной чистотой.

        На часто посещаемых стоянках нынче можно увидеть гору мусора в одном месте. Не уподобляйтесь тем "любителям" природы, которые считают такой способ утилизации мусора в одном месте культурным. Никто его оттуда не уберет. Не вносите свою лепту в уничтожение природы. Забирайте свой мусор с собой и оставляйте посещенное место хотя бы в таком состоянии, в каком оно было до вашего прихода, а еще лучше - прихватите мусор, оставленный до вас. В крайнем случае, его можно сжечь. Сжигание убирает мусор из поля зрения, но надо помнить, что сгоревший пластик приводит к
отравлению почвы, воздуха и воды в месте сжигания.

       

Будьте осторожны с огнем.

        Если вам пришлось развести костер (обсохнуть или для
шашлыка), то не оставляйте его непотушенным. Тщательно залейте его водой перед уходом, чтобы не осталось ни одного тлеющего уголька. В сухую и ветреную погоду с костром надо быть предельно осторожным. Помните - последствия лесного пожара остаются надолго. И место, которое дарило вам радость, будет выглядеть мрачным и неуютным несколько лет.

               Не оставляйте следов своего пребывания.
        Не надо увековечивать факт своего посещения данного места на скалах, камнях или в коре дерева. Поверьте - за такой "подвиг" добрым слово вас никто не помянет. Получите в свой адрес, хоть и анонимно, много нелестных посланий.
       
Не рвите цветы, не обдирайте цветущую сирень.
        Этим вы наносите вред природе. Особенно в часто посещаемых людьми местах. Каждый считает, что можно взять "чуть-чуть", но результат будет очень плачевный, если это "чуть-чуть" будет проделано несколько тысяч раз. Даже в глухих местах, срывая несколько цветков с лесной полянки, вы лишаете других людей возможности насладиться истинной и полной красотой природы. Так как в природе все гармонично, а вы нарушаете эту гармонию.
       
Не пытайтесь близко подойти к дикому животному (особенно крупному) или, тем более, преследовать его. Это опасно! Дикие звери стараются избегать людей, но, иногда, люди застают их врасплох. Например, можно нарваться на лося или стаю кабанов, увлеченных процессом еды. Если вы первым заметили животного, то не проявляйте панику - не бегите. Спокойно, без проявления страха, отходите. У большой компании риск неожиданно встретить дикое животное намного ниже, так как большая компания издает больше шума и у зверей больше шансов услышать их заранее и ретироваться. В местах, где заведомо есть звери, надо шуметь специально: привязать колокольчик к рюкзаку, или любые бренчащие железныепредметы котелок, ложку, кружку.
       
Не стесняйтесь проводить поучительные беседы с детьми и подростками.

        Правила поведения на природе (а особенно, правила культурного поведения на природе) сами не выработаются. Они должны быть воспитаны и доказаны
личнымпримером.
        Получая удовольствие от общения с дикой природой, не наносите ей вреда. Вносите в нее как можно меньше изменений фактом своего существования. Помните о будущем. Вы здесь не в последний раз и от вас зависит то, как будет выглядеть выбранное вами место в следующий раз. Берегите природу!

        

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Конспект беседы

подготовительная группа:

 «Лекарственные растения ХМАО-Югры»

        

Воспитатель Ширгаева Е. Г.

г. Советский-2015г.

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли травники.

Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т.д.)

Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Правильно – это ромашка.

– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)

Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Сейчас я вам расскажу какие лекарственные растения растут в нашем округе.

Багульник

Среди растений, которые могут использоваться в качестве источников эфирных масел, в округе наиболее распространён и удобен для сбора без какого-нибудь заметного ущерба для популяции багульник болотный (Ledum palustre). Несколько менее распространён багульник стелющийся (Ledum decumbeus).

Багульник очень полезен при кашле, при ушибах и при укусе насекомых.

Брусника обыкновенная

Брусника – маленький, до 25-30 см вечнозеленый кустарничек с ярко- или темно-красными сочными ягодами. Брусника - долгожитель, может жить до 100 – 300 лет. Плодоносить начинает с 10 – 15 лет. Растет в сухих сосняках, по окраинам каменистых россыпей и на гольцах, в осветленных ельниках.

Брусника, как и многие другие ягоды, содержит огромное количество витаминов. В частности, в ней содержатся витамины группы В, аскорбиновая кислота, бета-каротин, витамин Е и другие. Также немало в составе брусничных ягод  минеральных веществ, которые так необходимы человеческому организму для нормальной жизнедеятельности. Калий, магний, марганец, кальций, фосфор, медь и железо – вот неполный перечень микроэлементов, которые можно найти в этих удивительных кислых ягодках.

Голубика (гонобобель)

Голубика - листопадный кустарник высотой от 30 см до 1,7 м. Ягоды черно-сизые, с синим налетом. В естественных условиях встречается ряд форм голубики, различающихся размерами кустов, величиной и вкусом ягод. Растет на сфагновых болотах, в заболоченных лесах, на гарях, в горах у краев россыпей.

Ягоды голубики обладают рядом уникальных свойств: защищают от воздействия радиоактивного излучения, укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу сердца, поддерживают здоровье кишечника и поджелудочной железы, замедляют старение нервных клеток, а значит - головного Листья голубики так же содержатся полезные вещества, но немного в меньшем количестве. В народной медицине отвар веток с листьями пьют при болезнях сердца, отвар листьев - как мягкое слабительное.

При регулярном употреблении ягоды снимают напряжение глаз и способствуютвосстановлению зрения.
Сок голубики дают при лихорадке, болезнях желудочно-кишечного тракта, а также для усиления выделения желудочного сока. Ягоды голубики рекомендуются людям, работающим во вредных условиях, так как пектиновые вещества способны связывать и выводить из организма радиоактивные металлы.

Иван-чай (кипрей)

Многолетнее травянистое растение, с мощным ползущим корневищем. Стебель 1-1,5 м, цветы лилово-красные, розовые, собранные на верхушке стебля в длинную кисть. Иван-чай растет по гарям, вырубкам, опушкам, светлым лесам, осушенным болотам, вдоль дорог, насыпей, около поселков, на сухих песчаных местах, галечных отмелях, поднимается в горы на высоты более 2000 м. На вырубках и гарях его можно заготавливать в неограниченном количестве. Кроме того, сейчас это очень активно распространяющийся вид, быстро занимающий новые подходящие места. Запасы иван-чая практически неисчерпаемы и могут достигать нескольких десятков центнеров на гектар.

О нем знали еще на русичи, которые употребляли настой из Иван-чая как напиток и лекарство от различных хворей. Эта невзрачная на вид травка по лечебному воздействию и оздоравливающим свойствам, учитывая неповторимое химическое содержание, многократно превосходит даже морскую капусту.

Выпив Иван-чай после захода солнца, вы даете своему организму шанс подготовиться на оздоровление, на мягкое успокоение сердцебиения, снижение давления артериального и нормализацию общего состояния здоровья. Это состояние ночного «анабиоза» - реальная возможность продлить или увеличить периоды активной жизнедеятельности не менее четверти ее цикла в среднем. А это уж точно немало.

Кедр сибирский

Один из видов рода сосна. Дерево, достигающее 35—44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни 800—850 лет.

Кедровое масло – кладезь всевозможных витаминов, микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот, антиоксидантов, является прекрасным средством при ожогах, обморожениях, придает силы. Прием этого масла внутрь способствовал лучшему росту волос, избавлял от ломкости ногтей, помогал при стрессовых условиях работы. Кедровое масло для детей прекрасно нормализует работу кишечника, укрепляет кости, повышает иммунную сопротивляемость организма.

Клюква

Вечнозеленый кустарник с очень тонкими плетевидными ползучими красновато-бурыми стеблями, длиной до 80 см. Если отдельные побеги живут лет до восемнадцати, то возраст всего растения может достигать нескольких сотен лет. Ягода темно-красная, с прочной кожицей, сочная, очень кислая. Ягоды созревают в августе-сентябре и могут сохраняться на растении под снегом до весны. Растет на моховых болотах, в заболоченных лесах, местами образуя зарослевые ковры.http://www.kmns.admhmao.ru/wps/wcm/connect/6c2c1aa2-5039-4b6b-b679-4575251c9e12/8/klucva.bmp?MOD=AJPERES&CACHEID=6c2c1aa2-5039-4b6b-b679-4575251c9e12/8

100 г клюквы содержат в себе практически суточную норму для детского организма витаминов С, А, Е и К, около трети суточной нормы витаминов группы В, богата она витамином РР, который принимает главную роль в усваивании витамина С в организме человека. Является ценным источником микроэлементов: калия, фосфора и кальция. В клюква содержит достаточном количестве железо.

Шиповник – кустарник, высотой до 2 м, побеги которого покрыты тонкими игольчатыми шипами. Цветки розовые с тонким ароматом. Плоды красные или оранжевые, продолговатые. Цветет с мая до июля, плоды созревают в августе-сентябре. Растет одиночно или группами на прогалинах и опушках среди кустарников, на склонах и в долинах рек. Живет куст шиповника 25-30 лет, хотя известны случаи, когда в результате обрезки и омоложения растения цветут и плодоносят в течение нескольких десятков лет.

Отвар шиповника для детей способен эффективно снабдить детский организм витаминами, столь необходимыми для сильного иммунитета. Разумеется, не стоит также забывать и о закаливании малыша.

И не нужно бежать в аптеку за синтетическими витаминными препаратами (весьма, кстати, дорогими). Просто старайтесь время от времени бросать в чайник несколько ягод шиповника. Такой чуть кислый чай выпивается детками быстро. Затем ягоды можно по-новому залить кипятком дать настояться. Таким способом можно заваривать шиповник до 3 раз, и нескольких его ягод хватит для всей семьи на сутки, чтобы покрыть потребность в витамине С.

Список растений, занесенных в

«Красную книгу

ХМАО-Югры»

Покрытосеменные растения

Прострел желтеющий.

Редкий вид. Травянистое растение с яркими жёлтыми цветами. Первоцвет. На территории Советского района встречается в сосновых лишайниковых лесах.

Пион уклоняющийся, Марьин корень.

Редкий вид. Травянистое высокое растение с крупными пурпурнорозовыми цветами. В Советском районе встречается в районе р. Конда, на р. Малая Сосьва. Растёт в осветлённых тёмнохвойных и смешанных лесах, по их опушкам.

Медуница мягонькая.

Редкий вид. Травянистое растение, яркие фиолетово-синие цветки которого появляются рано весной. В Советском районе очень редко встречается около р. Конда в разряжённых травянистых лесах, на лесных опушках. Башмачок капельный.

Редкий вид. Растение с невысоким стеблем на верху которого одиночный крупный цветок по форме напоминает туфельку или башмачок. В Советском районе встречается около г. Советский и г. Югорск.

Пал ьчатокоренник Траунштейнера.

Редкий вид. Растение имеет стебель высотой 10-40 см., соцветие состоит из крупных пурпурных 5-15 цветов. В Советском районе известен в бассейне р. Малая Сосьва, где растёт на берегах болот. Внесён в Красную книгу РСФСР.

Любка двулистная.

Травянистое растение 30 - 60 см. высотой, выше основания стебля с двумя овальными блестящими листьями, сильно пахнущими белыми цветками, собранными в соцветия. В Советском районе растёт в светлых хвойно-лиственных лесах с травяным покровом.

Надбородник безлистный.

Уязвимый вид. Невысокое растение, с крупными пахучими беловатыми цветками. В Советском районе встречается в долине р. Малая Сосьва на территории заповедника. Внесён в Красную книгу СССР (1978), РСФСР (1988), многие региональные Красные книги.

Папоротники

Гроздовник ланцетовидный.

Уязвимый вид. Многолетнее высокое растение с листом разделённым на вегетативную и спороносную части. Растёт на лугах, по опушкам тёмнохвойных лесов.

Гроздовник северный.

Уязвимый вид. Внешне похож на предыдущий, но в отличие от него вегетативная часть листа толстоватая. Встречается в лесотундре. Растёт на влажных лугах.

Телиптерис болотный.

Редкий вид. Корневище ползучее, шнуровидное, черноватое. Листья расставленные или скрученные. Растёт на болотах.

Плауны Баранеи обыкновенный.

Редкий вид. Побеги зелёные или желтовато-зелёные. Веточки густо облиственные. Растёт во влажных хвойных и смешанных лесах, в

редколесьях.

Мхи и лишайники.

Политрихум Йенсена.

Редкий вид. Дерновинки тёмно-зелёные, листья отстоящие, очень ломкие. Коробочка на красно-бурой длинной ножке, прямостоячая. Растёт на болотах.

Гипнум слабоскладчатый.

Редкий вид. Дерновинки густые, жёлто-зелёные. Стебель распростёртый, густо перисто-ветвистый. Стеблевые листья треугольно-ланцетные, обращённые в одну сторону. Коробочка жёлто-красная, наклонённая. Обитает во влажных условиях в основаниях стволов деревьев.

Лептогиум синеватый.

Редкий вид. Слоевище листоватое, тонкое, тёмно-серое. Влаголюбивый лишайник. Растёт в нижней части стволов деревьев, во влажных лиственных лесах.

Тукнерария Лаурера.

Редкий вид. Слоевище листоватое, кожистое, в центре прикреплённое к субстрату, с приподнимающимися по краям курчавыми лопастями. Верхняя поверхность слоевища соломенно или зеленовато-жёлтая, нижняя - светлая, слегка морщинистая. Встречается в тёмнохвойных лесах на стволах деревьев. Внесён в Красную книгу РСФСР (1988).

Грибы.

Фомитопсис лекарственный (лиственничная губка).

Уязвимый вид с сокращающейся численностью, плейстоценовый реликт. Плодовые тела многолетние, копытообразные, продолговатоцилиндрические. Поверхность шероховатая, грязновато-белая, мягкая, при высыхании растирающаяся в порошок, горькая, с мучнистым запахом. Встречается в старых лесах. Плодовые тела имеют уникальный химический состав, обладают целебными свойствами.

Гериций коралловидный.

Редкий вид. Плодовое тело древовидно разветвлено-компактное, мясистое, затем твердеющее, белое, при высыхании желтоватое. Встречается в достаточно увлажнённых берёзовых местах. Развивается в конце лета на усохших лиственных деревьях, обычно на берёзе. Включён в Красную книгу7 РСФСР, а также во многие региональные Красные книги.

Стихотворения про растения ХМАО-Югра

В.Волковец.

ВХОДИ В МЕНЯ, СОСНОВЫЙ ЛЕС

ПОЖАРОМ ОБОЖЖЁННЫЙ ,

С ЛОСКУТОМ СЕВЕРНЫХ НЕБЕС

В ОЗЁРАХ ОТРАЖЁННЫЙ.

ВХОДИ, КАК Я ВХОДИЛ ПОРОЙ

В НАСТОЙ СМОЛИСТОЙ ХВОИ,

ГДЕ МХАМИ ВЫСТЛАННСЫЙ ПОКОЙ

ЛЕЧАТ МЕНЯ ОТ ХВОРИ.

ЖИВИ ВО МНЕ , ШУМИ ,ТРЕВОЖЬ .

ВЕСНОЙ И ДНЁМ ОСЕННИМ...

ПУСТЬ НАПОЛНЯЕТ ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

МЕНЯ—ТВОИМ ВОЛНЕНЬЕМ.

И ПЕРЕЛЁТНЫМ ПЕНЬЕМ ДНЯ,

ЖАРОЙ  И СТУЖЕЙ СКОВАН СОСНОВЫЙ ЛЕС,

ВХОДИ В МЕНЯ НЕВЫСКАЗАННЫМ СЛОВОМ.

Брусника.

А. Богдарин

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Ели.

Ирина Токмакова

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучатка - ёлочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветения,
Плодоношения, старости порог,
Есть время сна и время пробуждения.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

Цветы живут в людских сердцах;
Читаю тайно в их страницах
О ненамеченных границах,
О нерасцветших лепестках.

Я знаю души, как лаванда,
Я знаю девушек мимоз,
Я знаю, как из чайных роз
В душе сплетается гирлянда.

В ветвях лаврового куста
Я вижу прорезь черных крылий,
Я знаю чаши чистых лилий
И их греховные уста.

Люблю в наивных медуницах
Немую скорбь умерших фей,
И лик бесстыдных орхидей
Я ненавижу в светских лицах.

Акаций белые слова
Даны ушедшим и забытым,
А у меня, по старым плитам,
В душе растет разрыв-трава.

Черемуховым холодом и мраком

Владимир Волковец

Черемуховым холодом и мхом,
И плесенью березовых проплешин,
И волей - пробираться напролом,
Оставленный уют уравновешен.

Податливые листья на ветру
Не глажеными выглядят и с ними
Зашевелились тени, а вверху -
Лоскутные проглядыванья сини.

В зеленой оживленной новизне,
Тревожен и насуплен для блезиру,
Ты, откровенно радуясь извне,
Стоишь внутри разбуженного мира.

По озеру гуляет пересверк,
Как щебета и свиста отраженье.
Здесь только с человеком человек
Сторонятся случайного общенья.

Тут за воспоминаньями кружа,
Прикинешь без тоски и междометий,
Что противостоит твоя душа
Не большему чем времени и смерти.

Вечерних электричек переклик
Вернет к необитаемой хрущевке,
Где встретит тебя в зеркале старик
В пыльце и паутине, как в обновке.

Загадки про растения

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

**

Стоит Антошка на одной ножке.
(Гриб)

***

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

***

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)

***

Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)

***
Зимой и летом - одним цветом.
(Ель)

***

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица, 

Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? 
(Елка)

***

На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч ее наряд.
(Елка)

***

У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)

***

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)

***
Рос шар бел, ветер дунул - улетел.
(Одуванчик)

***

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Конец формы

        

Сказки рассказы про растения

Сказка про подснежник

      Здравствуй, дружок! Сегодня я расскажу тебе сказку про подснежник. Твои папа и мама давно просили меня рассказать сказку о растениях, и вот я начинаю именно с этой. Итак, садись удобнее и слушай.
     Давным-давно, когда людей на нашей земле было ещё очень мало и жили они не в городах, а в маленьких деревушках,  погода на земле была совсем другая, чем сейчас.         В том месте, где ты живёшь, рос большой зелёный лес. Разные деревья были в нём соседями: рядом с елями и соснами росли огромные баобабы и гордые секвойи, между берёзок и дубов были видны  различные пальмы и лавровые деревья.
        А цветов в том лесу было видимо-невидимо! Розы и ромашки, гладиолусы и орхидеи, георгины и папоротники росли вместе, радуя глаз немногим людям, которые могли это видеть. Так продолжалось очень и очень долго.
Но однажды с Севера подул очень холодный ветер, и погода с каждым днём начала становиться всё холоднее и холоднее. Наступало  великое оледенение. Ведь если до него погода круглый год стояла очень тёплая, летняя, то теперь появились времена года, которые стали сменять друг друга по очереди.  И не всем жителям леса понравились эти перемены.
        Первыми на юг стали уходить звери и улетать птицы, которые не могли без тепла оставаться и дня.  Но были и такие,  которые остались, и теперь они живут рядом с нами.
        У деревьев и растений, как ты знаешь, дружок, нет ног. И поэтому, они не могли, как животные, убежать на юг. Но, с каждым годом, те растения, которые больше всего любили солнце и тепло, стали расти всё южнее и южнее, пока совсем не оказались в тех тёплых странах, в которых  живут и поныне.
        Многие цветы тоже перебрались на юг, а среди тех, кто остался, загорелся нешуточный спор.
Ведь теперь, когда наступала зима, цветы не могли расти. Они появлялись только с приходом первого тёплого луча Солнца, который будил землю от долгой зимней спячки. А кто должен быть предвестником весны? Роза, василёк, гладиолус, ирис? А, может, гвоздика, герань, ромашка или одуванчик?
        Долго спорили растения, но так и не смогли выбрать достойного. И тогда они решили – следующей весной, как только на землю пробьются первые тёплые солнечные лучи, а снег чуть подтает, все цветы разом появятся на полянах. И тот цветок, который выдержит испытание, и станет первым предвестником весны.
На следующий год среди не растаявших ещё сугробов, когда ещё дул холодный зимний ветер, появились красивые цветы. Они очень гордились тем, что приняли участие в споре. Но, пришла ночь, другая, и цветы, не видя Солнца, не получая от него теплоты, стали жалеть, что ввязались в это дело. Роза, гладиолус, василёк, а затем и другие цветы, решили расти каждый в своё время.
И только маленький, хрупкий цветок с белоснежными лепестками продолжал стойко переносить все тяготы зимней ночи. В течение дня он пытался уловить любую частичку тепла, которую несёт Солнце, и ночью эта частичка согревала его до следующего дня.

        – Как зовут тебя, стойкий цветок? – спросили его другие цветы.
        – У меня ещё нет названия, – ответил он им.
        – Ну, поскольку ты единственный из нас, который не роптал на холод, снег и отсутствие тепла, то будь ты первым среди цветов, кто встречает весну, кто первым радует глаза людей небесной красотой, кто дарит людям надежду. И название тебе с этого времени станет – подснежник!
        Так и повелось с тех пор. Ранней весной, когда только подтает снег, появляются красивые цветы – подснежники – первые предвестники весны.  И если тебе, дружок, удастся увидеть подснежник, не срывай его. Пусть он несёт тепло и радость другим людям!

Сказка про дуб

     Однажды мне пришлось ехать по делам  в старую, удалённую от всех дорог деревню. От станции, на которой я вышел, я свернул на тропинку, проходившую через красивую берёзовую  рощу. Минут через пятнадцать я вышел на небольшую опушку, где увидел стоящий отдельно от всех деревьев дуб.
      Но это был не просто дуб, а дуб-гигант.       Крона его возвышалась над землёй метров на сорок. Кряжистый ствол дуба, покрытый грубой серо-коричневой корой с большими трещинами,  толщиной  был в несколько человеческих обхватов.
      Насладившись красотой и могуществом лесного великана, я решил немного отдохнуть под его кроной.  Я прилег и не заметил, как уснул. Во сне мне приснилось, что прилетела к этому дубу длиннохвостая сорока.  Она села на нижнюю ветку и стала мне рассказывать «Сказку про дуб».
      – Много веков тому назад на эту опушку упало несколько желудей.  Один схватила сойка и унесла в своё гнездо. Один нашла белка и спрятала его в лесной подстилке. Один унёс бурундук в свою нору. И никто из них не увидел маленький коричневый комочек, который спрятался под опавшим берёзовым листком.
      Это был жёлудь, который и дал жизнь могучему дубу. Но, прежде чем он стал таким, в первую весну из жёлудя появился маленький корешок, который стал пить воду и минеральные  вещества из земли. Затем появился на свет небольшой, совсем не похожий на могучий дуб, стебелёк.  Он радовался каждому восходу и заходу солнца, каждому дождику, который поливал его. Он радовался, что пробегавшие мимо дикие кабаны и олени не затоптали его тонкое тельце.
      Проходили годы. Стебелёк вытянулся,  и уже можно было видеть по его листьям и ветвям, что это растёт величественный и могучий дуб. Каждый год, когда наступал месяц май, дуб расцветал и становился всё краше и сильнее.
      Он стал уже таким высоким, что ветер застревал в его кроне, а сквозь его густую листву едва-едва проглядывало жаркое летнее солнце. И хотя дуб рос совершенно один, ему никогда не было скучно. Ведь его окружали те лесные жители, для которых он стал и домом и столовой.
      Дрозды и иволги, горлицы и грачи, сойки и зяблики защищали дуб от различных жучков и гусениц, а он давал им пристанище на всё лето. Дятел-красноголовик  стучал, не умолкая весь день, разыскивая в коре дуба жуков-короедов.
Трудолюбивая белка собирала  в дупло на зиму лесные орехи, жёлуди, грибы. Хорёк облюбовал нору в корнях дуба-великана, выходя каждую ночь на охоту.  Иногда к дубу подбегала дикая кошка – рысь и пряталась от преследующих её волков на его нижних ветвях.  А сколько вокруг дуба кружилось летом бабочек, мотыльков и разных мошек – и не сосчитать! Всех приютит старый дуб, всем даст еду и жильё.   Так и жили они вместе. И это в природе называется симбиозом. После этих слов сорока встрепенулась и улетела, а я проснулся.
       Посмотрел  на могучий дуб, поблагодарил его за приют, за уведенную во сне сказку и пошёл своей дорогой.   Шёл я и думал:
      – Как хорошо, что в природе есть такие  места, где можно отдохнуть, набраться сил, услышать интересную историю и увидеть мир другими глазами. И пусть таких мест на земле становится больше. Ведь это так нужно нам, людям!

                                              Рассказы  о растениях  для детей

Автор: Павлова Н.

В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. На прогулку они пошли парами: впереди - красные, за ними синие, а сзади - жёлтая.

Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Ковыряла щепочкой в щёлке, вытащила оттуда кусочки коры, угольки, камешки - всё неинтересное, и вдруг - бусинка! Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки - пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных.

Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки - ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. В первой лодке ехала пара красных бусинок, во второй - пара синих, а в третьей - жёлтая. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама, и Галя пошла с ней гулять.

А вернулась - сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные - ничего: живы и здоровы, вынула синие - тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках, как мамины пальцы, когда мама стирает.

Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит.

А мама сказала:

- Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама.

Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.

Галя побежала показать её маме:

- Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.

А мама сказала:

- А мне она нравится. Оставь её у меня.

Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку - жёлтую бусинку.

Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.

Галя взглянула и закричала:

- У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький!

И правда, у бусинки кончик хоботка прорвал кожицу и вылез наружу, как зубок.

- Почему у бусинки зубок? - спросила Галя. - Разве она ожила?

- Да она всегда была живой.

- А когда жила в коробочке?

- И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.

- Нет, я так не хочу - живая горошинка, - сказала Галя, - лучше живая бусинка.

Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю.

Мама с Галей пошли её сажать. Вышли во двор. Холодно. Снег ещё недавно стаял. И свежая травка выросла только у самой стены. Тут, у дома, Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку.

Галя спросила:

- И палочка для живой бусинки?

- Да, для неё.

Тогда Галя засмеялась и сказала:

- Когда живая бусинка обо мне соскучится, она выберется из земли и влезет на палочку посмотреть, где я. Правда, мама?

В тот день Галя то и дело подбегала к палочке. Но живая бусинка не выглядывала из земли.

Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.

Но вот как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик. Подошла и удивилась: кустик держится за палочку. Своими листиками держится! На листиках - зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!

Галя побежала за мамой.

А мама говорит:

- Ведь это же горох - это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?

Галя очень обрадовалась и спрашивает:

- А зачем она в палочку вцепилась?

- А чтобы ей крепче стоять. Вот как твой братишка: сам стоять не может, а уцепится ручками за спинку кроватки и стоит.

Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое.

Вчера ничего не было, а сегодня среди листиков, внизу, что-то белеется. Галя подумала, это мотыльки. А это цветки! Живая бусинка расцвела. И у кого это она научилась? Два цветочка на одной ножке. Галя их сорвала. Один подарила маме, а другой - братишке.

А мама сказала:

- А когда ещё распустятся, ты не трогай.

- А почему?

- Они живой бусинке нужны. Вот увидишь, что с ними потом станет.

И Галя увидела: каждый цветок поцветёт немного, а потом белые лепестки завянут и отпадут. А из серединки цветка вырастет боб!

Боб на солнышке просвечивает, и в нём видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её бобов не трогала.

А бобы всё росли да росли. Стали большие и толстые. Потом пожелтели, и мама сказала:

- Ну, Галочка, поспел твой горох.

И позволила Гале все бобы оборвать.

В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну будто купленные и дорогие.

Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.

Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце - пара красных и синих.

Галя им сказала:

- Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд - это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать, и братишке, конечно, тоже. Одна мама может сосчитать.

Пословицы и поговорки про растения

Пословицы и поговорки о растениях

Зерно меряют мерою, а людей — верою.

Не срубишь дуба, не отдув губы.

Что глубже семя схоронится, то лучше уродится.

После нас хоть трава не расти.

Такая теснота, что яблоку пасть негде.

Тот и хорош, у кого родится рожь.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

Лес рубят — щепки летят.

Злое дерево, и плод его зол.

Не разгрызешь ореха, не съешь и ядра.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Ободрали как липку.

На бедного Макара все шишки сыпятся.

Не смейся, горох, над нами, сам будешь под ногами.

Где вода — там и верба; где верба — там и вода.

Где дубняк, там и березняк.

Ель да береза — чем не дрова? Хлеб да вода — чем не еда?

Лучше ивовый посох, чем золотой меч.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Интеллектуальные инновации. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Мишутка» города Сургута ХМАО – Югра.

 В статье речь идёт, о различных аспектах  программы разработанной и реализуемой на базе МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра.  На основании  приказа Министерст...

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...