Конспект НОД "Приключение Карандаша и Гвоздика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Старостина Ольга Васильевна

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Систематизировать представления детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_priklyuchenie_karandasha_i_gvozdika.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Конспект НОД

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика».

Выполнила воспитатель

Старостина О.В.

р.п. Шаранга – 2015 г.

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Систематизировать представления детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и закреплять представление детей о предметах, сделанных из разных материалов.

2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.

3. Развивать способность сравнивать предметы по характерным признакам.

4. Содействовать формированию желания изучать свойства материалов опытным путем.

5. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

 1. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, способность сравнивать, анализировать и делать выводы.

2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

3. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

4. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, способность правильно высказывать свои предположения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.

2. Воспитывать желание слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Словарь:

Активиный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.

Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.

Материалы и оборудование:

2 коробки, большой гвоздь, карандаш, мешочки на каждого ребенка,

молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя;

таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей,

картинка с изображение реки, костра,

металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей;

металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.

картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит (игра «Рыбалка»), разные металлические предметы.

                                               Ход НОД:

1. Организационный момент и введение в тему занятия.

Загадки детям.

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.

Как вы думаете, кто их сюда положил?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Молодцы ребята загадки отгадали.

Проблемная ситуация.

-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

А по запаху можно различить?

Как же нам узнать? (посмотреть).

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик (куклы- игрушки)

«Здравствуйте, ребята,

Мы с карандашом большие друзья,

Но не можем никак решить, кто из нас прав? »

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

2. Основная часть

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.

Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав! Ребята, а вы хотите, чтобы наш карандаш и гвоздик превратились в настоящих? Тогда давайте скажем волшебные слова «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в, сказку попадем».

2. Карандаш и гвоздик предлагают детям поиграть в игру «Чудесный мешочек».

Дети  опускают руку в «Чудесный мешочек», на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол.

В результате на столе появляются металлические и деревянные предметы. (металлический шар, деревянный кубик и т.п)

3. Сравнение дерева и металла.

Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность — гладкая! Вот! »

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)

А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).

Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)

Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

И Карандаш гордится этим.

А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

4. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый) .

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (палочка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный) .

Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

5. Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).

Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся! ».

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

6. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)

-Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)

-Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш, плот) ребенок показывает.

Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху.

Карандаш: Я пойду рыбу ловить!

Гвоздь: И я пойду.

Карандаш: А кто будет костер разводить?

- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.

(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)

-Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздик достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)

-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность — от слов «проводить тепло». Ребята, давайте хором скажем слово теплопроводность. (дети говорят хором 2 раза, индивидуально)

7. Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет)

Это свойство называется теплопроводность,

-Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло) .

Как затушить костер? (Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь). Так они и сделали.

8. Опыты с магнитом

«Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком»,- сказал Гвоздик.

1. Воспитатель кладет на стол линейку, расческу, гвоздь. Уточняет с детьми, из какого материала они сделаны (дерева, пластмассы, железа). Достает магнит и предлагает испробовать все эти предметы — магнит притягивает только железные предметы.

2. Опыт с металлическими предметами с помощью большого магнита, который передвигается под столом, можно заставить металлические предметы передвигаться.

3. Опыт с водой. Предложить детям проверить, действует ли магнит в воде? Для этого положить на дно тазика с водой различные металлические предметы и попробовать их вынуть с помощью магнита, подвешенного на веревочке. (игра рыбалка)

Вывод. Магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, через стекло, дерево

Но на этом приключение Гвоздя и Карандаша не закончилось, что было с ними дальше, я вам завтра расскажу.

Вечером мы с вами нарисуем города, в которых живут деревянный карандаш и металлический гвоздь.

3. Заключительная часть

Итог нод:

- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. (Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается)

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. На память мы хотим с вами сфотографироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель этого занятия систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности....

Тема НОД: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Возрастная группа  - старшая, дети 5-6 лет.Воспитатель Алексеенко Н.Г.Тема: «Свойства и качества дерева и металла».Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе....

Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет

Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

laquo;Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;Задачи:учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;развивать речь дет...

Конспект ООД познавательному развитию (окружающий мир) "Приключения карандаша и гвоздика"

Конспект для старшего дошкольного возраста по окружаюшщему миру...

Конспект дидактической игры (экспериментирование) «Приключения Карандаша и Гвоздика» подготовительная группа

Цель НОД: создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.Задачи:1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах м...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Конспект открытого занятия в старшей группе :"Приключения Карандаша и Гвоздика"...