Конспект занятия в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»
план-конспект занятия (старшая группа)

Полухина Светлана Николаевна

 «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;

Задачи:

  • учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
  • развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет - потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?

Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»

Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

Цветной Ивашка

 

Деревянная рубашка,

 

Где носом проведёт

 

Там след кладёт.

 

(Карандаш)

 

Металлический Антошка

 

На очень тонкой ножке,

 

По головке постучишь

 

Что-нибудь да смастеришь.

 

 (Гвоздь)

 

Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)

(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).

Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут  решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

 

Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

 

Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

А где растут деревья? (В лесу.)

А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?

Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.

Воспитатель.Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.

Демонстрируется фильм.

Воспитатель комментирует.Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда - это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

Дидактическая игра «Из чего сделано»

На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

Воспитатель.Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!

Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

 

Физкультминутка

 

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

 

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

 

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

 

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – вправо, изображая руль)

 

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

 

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

 

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические

предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож - у педагога.

Опыт 1

Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)

Опыт 2

У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 3

У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 4

Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.

Опыт 5

Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому - отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.

Опыт 6

Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)

Опыт 7

Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)

Опыт 8

Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)

Опыт 9

Металл таким образом обработать невозможно.Нужно специальное оборудование для обработки.

Опыт 10

Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)

Опыт 11

Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.

Опыт 12

Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)

Воспитатель.Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла- притягивает магниты.

Воспитатель.Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)

Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;

Задачи:

  • учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;
  • развивать речь детей, составляя проблемные вопросы;
  • учить сравнивать предметы по характерным признакам;
  • развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к предметам

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями; д/и «Поплывет - потонет», д/и «Наоборот», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, тазики с водой; металлические и деревянные бруски, гвозди; мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?

Сначала найдите ответы на вопрос: «Что в этих коробках?»

Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти две коробки. На них надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы».

Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.

(Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

 (Гвоздь)

Как узнать, в какой коробке что находится? А если не смотреть, каким еще способом можно узнать? (Потрогать, понюхать, определить по звуку.)

(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке).

Воспитатель. Ребята, знакомьтесь, это Карандаш и Гвоздик, они большие друзья, но никак не могут  решить, кто из них прав, кто из них самый главный.

Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Воспитатель. Из чего сделаны карандаши? (Из дерева.)

А где растут деревья? (В лесу.)

А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?

Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу.

Воспитатель.Из чего сделаны гвозди? (Из металла.) А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?

Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.

Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берется металл.

Демонстрируется фильм.

Воспитатель комментирует.Железо - важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него орудия труда и оружие. Железная руда - это горная порода, содержащая железо. Его выплавляют из кусков камня при, очень высокой температуре. Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углем и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла.

Дидактическая игра «Из чего сделано»

На столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.

Воспитатель.Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)

А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)

Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?

Из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздик и Карандаш оба правы!

Вы хорошие сыщики - вы нашли ответы на вопросы, которые касаются дерева и металла. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (дети маршируют)

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – вправо, изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыт? (Это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы лучше изучить его.)

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические

предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож - у педагога.

Опыт 1

Дерево непрозрачное. (Рассматриваем предметы сквозь деревянный кубик или брусок.)

Опыт 2

У деревянного бруска шероховатая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 3

У металлического бруска гладкая поверхность. (Трогаем рукой, рассматриваем через лупу.)

Опыт 4

Дерево твердое на ощупь, но если провести по нему металлическим предметом — останется отпечаток. Значит, металл тверже дерева.

Опыт 5

Металл твердый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому - отпечатка не останется. Значит, дерево мягче, чем металл.

Опыт 6

Каждое дерево имеет свой рисунок. (Рассматривают на спилах через лупу.)

Опыт 7

Дерево плавает. Металл тонет. (Работа с емкостями воды — погружаем деревянные и металлические бруски.)

Опыт 8

Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, резать, строгать. (Опыт с перочинным ножом.)

Опыт 9

Металл таким образом обработать невозможно.Нужно специальное оборудование для обработки.

Опыт 10

Дерево хорошо окрашивается. (Кисть и краски.)

Опыт 11

Дерево поглощает влагу и от этого меняется в размере.

Опыт 12

Детям предлагается попробовать сломать гвоздь и спичку руками. (Дети пробуют, делают вывод.)

Воспитатель.Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились. Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздику и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!

Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).

После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла- притягивает магниты.

Воспитатель.Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: твердое, но мягче металла; дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере; после высыхания коробится и становится неровным; непрозрачное, хорошо окрашивается; дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.Металл: твердый, непрозрачный; тонет в воде, тяжелый; плохо поддается обработке, только при помощи специального оборудования, притягивается магнитом)

Гвоздик и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше навстречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»

Воспитатель. Вы, ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель этого занятия систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности....

Конспект занятий в старшей группе. Тема: «Приключение нитки»

Тема: «Приключение нитки»Задача: Познакомить детей с различными видами ниток (шелк, шерсть, хлопок), их производством и использованием человеком. Наглядно показать связь рукотворного мира с миром прир...

Конспект занятия в старшей группе "Приключение звездочки"

Цель:  Закрепить математические знания и умения детей посредством игры  «Приключение»....

Конспект занятия в старшей группе «Приключения по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»

В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и дома и на улице, и в б...

Конспект занятия в старшей группе по рисованию карандашами "портрет мамы"

Конспект занятия в старшей группе по рисованию карандашами "портрет мамы"...

Конспект ООД в старшей группе Аппликация на тему: «Гвоздики к 9 мая»

Конспект ООД в старшей группеАппликация на тему: «Гвоздики к 9 мая» Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне; Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Род...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Конспект открытого занятия в старшей группе :"Приключения Карандаша и Гвоздика"...