«К природе в гости»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Волкова Нина Александровна

 

  1. Познакомить детей с почвой, с её «Волшебными превращениями». Дать представления детей о многообразии грибов, их роли в образовании почвы, взаимосвязи с определёнными деревьями.
  2. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, дует холодный ветер, листья меняют свою окраску, начался листопад.
  3. Знакомить с правилами поведения детей в природе: не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не мусорить, не шуметь, не трогать животных, заботиться о них.
  4. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_osenniy_les.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №5»

Можайского района Московской области

Конспект занятия по экологическому воспитанию
с детьми средней группы

«К природе в гости»

подготовила

воспитатель средней группы №8

Волкова Нина Александровна

Можайск 2013

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с почвой, с её «Волшебными превращениями». Дать представления детей о многообразии грибов, их роли в образовании почвы, взаимосвязи с определёнными деревьями.
  2. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, дует холодный ветер, листья меняют свою окраску, начался листопад.
  3. Знакомить с правилами поведения детей в природе: не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не мусорить, не шуметь, не трогать животных, заботиться о них.
  4. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому.

Оборудование и материалы:

  1. Аудиозаписи: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского «Времена года».
  2. Осенние деревья (березка, осина, ёлка)
  3. Пень во мху.
  4. Засушенные осенние листья (упавшие)
  5. Муляжи грибов (подберезовик, подосиновики, опята, мухомор)
  6. Игрушечная белочка на березе.
  7. Игрушка - ёжик под осинкой.
  8. Небольшая песочница с землёй - почвой.
  9. Сухая трава, хвоя, шишки, мох, лупы.
  10. Картина        «Лесная» - «Грибная поляна».
  11. Грибы на липучках.

Какие виды деятельности использованы:

  1. Познание - развитие элементарных математических представлений.
  2. Изодеятельность.
  3. Развитие речи.
  4. Художественное слово, загадки, пословицы.
  5. Сказкатерапия, кинезиологическая гимнастика (упражнения на дыхание, минуты вхождения в день, словесная игра: какой гриб, где растёт, коллективная работа «Найди место грибу».

Минуты вхождения в день:

Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Как приятно, что к нам пришли гости, (здороваемся). Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте все обиды, беспокойства. Я желаю вам хорошего настроения!

Проходите за столы.

Место проведения занятия: групповая комната.

Звучит пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

 Воспитатель: Вот художник, так художник!

                        Все леса позолотил!

                       Даже самый сильный дождик

                       Эту краску не отмыл.

                       Отгадать загадку просим:

                       Кто художник этот? (Осень)

  • Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
  • Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)
  • Осень - чудесное время года, природа дарит деревьям разные краски.
  • Куда сейчас девались листья с деревьев? (Листья падают с деревьев)

-Это явление называется листопадом (индивидуальное и хоровое повторение)

  • Как красиво сейчас в лесу!
  • Вы хотите сходить в волшебный осенний лес? (Да)
  • Молодцы, дети. (Сказкатерапии)

Звучит спокойная музыка. А теперь представьте, что мы не дети, а осенние листочки. Я буду ствол, а вы листья. Подойдите ко мне ближе, все мы вместе большое, красивое осеннее дерево. Подул лёгкий ветерок, листья зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветер, листья стали отрываться от веток и лететь. (Дети имитируют движение под музыку). Они летят легко, красиво, ветерок играет

с ними, листочки кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо - тихо ложатся на землю.

Вот мы с вами оказались в волшебном осеннем лесу. Давайте тихо поздороваемся с лесом:

«Здравствуй, лес! Осенний лес!

  Полный сказок и чудес».

  • Как нужно правильно вести себя в гостях у леса?
  • Правильно, в лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев, шуметь, кричать, чтоб не нарушить покой лесных жителей.

«Лес да грибы - зелёное царство,

Воздух в лесу - лучшее лекарство» (Пословица)

Понюхайте, как свежо, хорошо пахнет грибами, прелыми листьями. (Кинезиологическая гимнастика - упражнения на дыхание).

  1. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
  2. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Дети, посмотрите вокруг как красиво! Подойдите к берёзке. Как вы догадались, что это берёза? (Белый ствол и черные черточки на стволе, по листьям). Посмотрите, сколько под ней листочков и под ними кто - то спрятался. Угадайте: «У кого одна нога, да и та без башмака?» (У гриба)

Что есть у гриба? (Ножка, шляпка)

Но это не весь гриб. У каждого растения в земле есть корни, чтобы растение питалось. А у гриба есть грибница. Оказывается, деревья и грибы с давних времен дружат. Их корни переплетаются между собой и они помогают друг другу питаться. Если повредить грибницу, погибнет гриб, может погибнуть и дерево. Поэтому грибы нужно срезать ножом. Попробуйте сами догадаться, какие грибы растут под берёзой? (Подберезовики).

Правильно, сколько под березой выросло грибов? (Один)

Давайте оставим этот гриб белочке. Она сушит себе грибы на зиму.

А под осинкой растут? (Подосиновики)

Правильно. Сколько грибов выросло под осиной? (Два, три)

Давайте эти грибочки оставим ёжику, он тоже любит грибы, ему нужно хорошо питаться перед зимней спячкой.

« Птиц и зверей оберегай,

   И всегда им помогай» (Пословица).

Дети, грибы растут не только на земле, под деревьями, но и на пнях.

Ребёнок: «Золотистые опята

                    Пень трухлявый облепили,

                    Словно шубою мохнатой

                    От мороза пень укрыли»

                   Сколько их на пне? (Много)

Слово «опенок» происходит от слова «пень». Они очень дружные ребята, всегда растут кучками.

Как вы думаете, на пне кто - нибудь живет? (В пне прячутся маленькие букашки и жучки) это их дом. Они помогают превращать грибам эти трухлявые пни в почву.

Почва - это верхний плодородный слой земли. Как же образуется почва? Подойдите к пеньку, потрогайте землю. Какая она на ощупь? (Черная, мягкая, влажная). Возьмите лупы и посмотрите, что вы видите не земле? (Опавшие листья, хвоя, сухие веточки, корни деревьев).

Дети, в земле происходят «волшебные превращения». Дело в том, что со временем эти опавшие листья, сухая трава, веточки сгниют и превратятся в почву. В этом им помогают грибы, жучки, червячки, которые живут в земле. Природа - настоящая волшебница, в ней все взаимосвязано и ничего не пропадает зря. Поэтому к природе надо относиться бережно, заботливо, помогать ей.

Выходит ребёнок - мухомор:

«Посмотрите на меня.

 Я красавец, хоть куда!

 Забирай меня в лукошко,

 Ох, и вкусен я с картошкой!»

Воспитатель: «В шапке красной - враг опасный

              Полюбуйся, погляди, да сторонкой обойди».

Не зря говорит пословица: «Всякий гриб в руки берут,

                                                 Да не всякий в кузовок кладут».

Грибов в лесу очень много и все они нужны природе. Даже мухомор - гриб нужный. Ими лечатся лоси. Он нужен и медведю, и сороке, и глухарю.

Ну, пора нам с лесом прощаться, в детский сад возвращаться.

Протяните руки над волшебным лесом, почувствуйте тепло, которое идёт от него. Давайте возьмём это тепло в свои ладошки и скатаем в шарик. Поднесите его к своему сердцу. Теперь все, чему мы сегодня научились, останется с нами.

Раз, два, повернись - в группе очутись!

Вот мы и в группе. Садитесь на стульчики.

Словесная игра «Какой гриб где растёт»

Подберезовик        (под березами)

Подосиновик        (под осинами)

Опёнок        (на пнях)

Моховик        (во мхах)

Молодцы, ребята! А сейчас нужно правильно найти место своему грибу.

Коллективная работа «Найди место грибу»

Посмотрите, сколько грибов выросло на лесной полянке. Получилась настоящая «грибная полянка». И каждый гриб на своем месте. (Взяться за руки):

«Жизнь прекрасна - Жизнь вокруг!

Человек - Природе друг!»

Список использованной литературы

  1. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».
  2. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа» ( блок «Почва – живая земля»)
  3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в д/с».
  4. Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников» (экологические праздники, викторины, игры, занятия).
  5. Издательство «Учитель» составитель Л.А. Владимирская «От осени до лета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по природе "В гости к Лесовичку."

Программное содержание:1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.2.    Формировать представления о сезонных изменениях в природе и состо...

Занятие по природе "В гости к Лесовичку."

Программное содержание:1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.2.    Формировать представления о сезонных изменениях в природе и состо...

Конспект НОД в подготовительной группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы».

Занятие предназначено для детей старшего  дошкольного  возраста, способствует  обогащению представления детей о многообразии природного мира родного края, формированию знаний о нормах и...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и  ознакомлению старших дошкольников с природой  «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...

Конспект ООД экскурсии в природу "В гости к деревьям"

показать детям, что природа хороша в любое время года...

Фотоотчет на тему:"Природа в гости к нам пришла"

В марте в нашем детском саду проходил конкурс "Природа в гости к нам пришла" Дети с удовольствием занимались посадкой семян, наблюдали за проращиванием, поливали растения, взрыхляли землю. В нашем ого...

Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы».

Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы»....