проект "Берёзка русская моя"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Галина Александровна

проект "Берёзка русская моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Березка русская моя»

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

Н. Рубцов.

Актуальность

Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил

русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?

Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к

Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной

вьюги, от белоствольных берез?

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени

Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного дерева – березы.

В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает

особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому

его встречали не елью, а березой.

Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи: для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы

птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело

назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ – береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она вызывает в нас чувства, созвучие щедрой  и отзывчивой русской души.

Белоствольная красавица во все времена является гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает

традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.

Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то на Руси березу считали священным деревом.

Ожидаемые результаты.

Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.

Задачи:

1.  Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами.

4.  Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский.

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)

        По содержанию: интегрированный.

        По срокам реализации: среднесрочный (декабрь 2013 - май 2014)

        Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

        Форма представления: демонстрация презентации проекта « Березка русская моя».

Совместная деятельность

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Ответственный

Подготовительный

Педагоги – дети

- Беседа «Что я знаю о березе»;

- Какую роль играет береза в жизни человека?

- Почему береза называется березой?

- Рассматривание альбома с иллюстрациями березы;

- Беседы о березе;

- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, приметы, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, д/игры)

- Комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу»

- Укрыть березу снегом;

Педагоги группы

Педагоги - родители

Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта

Оформление альбома для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство»;

Педагоги группы

Деятельность педагогов

Обсуждение целей и задач проекта. Подбор наглядного материала, пособий.

Педагоги группы

Основной

Педагоги – дети

- Чтение сказок о березе:

- «Мудрость дерева»;

- К. Паустовского «Подарок»;

- Т. Закипная «Весенняя история»;

- Акция «Посадим березку на своем участке»;

- Лепка- барельеф «Березка из пластилина»;

- Рисование «Белая береза»;

- Аппликация «Ветка березы»;

- Оформление уголка «Береза символ – России»

- Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);

- Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;

- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;

- Разгадывание кроссвордов;

- Исследование бересты под лупой;

Воспитатели группы

- Разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических движений.

- Слушание «Ах, ты березка» С.М. Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»

Музыкальный руководитель

- Разучивание подвижных игр.

- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

- Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;

Инструктор по ФК

- Заучивание стихов, загадывание загадок, примет о березе.

Воспитатели группы

Педагоги - родители

- Альбом с иллюстрациями «Люблю русскую красавицу»;

- Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»;

Родители – дети

- Оформление альбома «Придумаем и сделаем вместе с ребенком»;

- Придумывание сказки о березе

Заключительный

Педагоги – родители – дети

- Альбом «Что можно сделать из бересты» - природные дары.

- Оформление альбома «Люблю березу русскую»;

- Поделки из бересты;

- Оформление выставки творческих работ

Деятельность педагогов

- Презентация проекта на педагогическом совете

- Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).

Воспитатель группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная

область

Вид деятельности

Содержание деятельности

«Познавательное развитие»

Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный

Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);

Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;

Разгадывание кроссвордов;

Исследование бересты под лупой;

Оформление паспорта березы (имя, возраст, высота, ширина, местонахождение, семена, рисунок коры, листьев)

«Речевое развитие»

Коммуникационный

- Чтение К. Паустовского «Подарок»;

- «Сказка о двух березках»;

- Сказка-быль «Мои три березы»;

- Сказка «Березка»;

- «Полевая березка»;

- Поучительная сказка «Весенняя история»;

- Н.И. Птухина «Ода березе»;

- Л.Н. Сурнина «Песнь березе»;

- Разучивание пословиц, поговорок;

- Заучивание стихов о березе П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза»

«Художественно-эстетическое развитие»

Творческий, музыкально-художественный,

- Слушание «Ах, ты березка»

С.М. Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»

Лепка - барельеф «Березка из пластилина»;

Рисование «Белая береза»;

Аппликация «Ветка березы»;

Оформление уголка «Береза символ – России»

«Физическое развитие»

физический

Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»;

«Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;

«Социально-комуникативное развитие»

Игровой, познавательный, коммуникационный

- Укрыть березу снегом;

- Снять с погибшего дерева бересту;

- Акция «Посадим березку на своем участке»;

- Беседа «Береги березу»;

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат

Форма представления:  Презентация проекта «Березка русская моя»

Выводы. По итогам работы было отмечено:

  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2.  Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3.  Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя».

4.  Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

         Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева»  Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

        Литература:

1. М. И. Нагибина. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль 1977.

2. И.А.Бойчук. Т.Н.Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.Санкт – Петербург. Детство – Пресс.

3. Т.А.Шорыгина. Беседы о русском лесе. Творческий центр. Москва.2010

4. Н.А.Рыжова. Деревья: От акации до Ясеня. Карапуз – дидактика. Т. Ц. «Сфера» 2006.

5. Е.А.Сыпченко. Инновационные педагогические технологии Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2013

Работа с детьми

Работа с родителями

Образовательная область

«Познавательное развитие»

  1. Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);
  2. Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;
  3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;
  4. Разгадывание кроссвордов;
  5. Исследование бересты под лупой;
  6. Оформление паспорта березы (имя, возраст, высота, ширина, местонахождение, семена, рисунок коры, листьев)

  1. Оформление альбома для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство»;
  2. Альбом с иллюстрациями «Люблю русскую красавицу»;
  3. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»;
  4. Оформление альбома «Придумаем и сделаем вместе с ребенком»;
  5. Оформление альбома «Знакомство с народной культурой «Троица»;
  6. Альбом «Что можно сделать из бересты» - природные дары.

Образовательная область

«Речевое развитие»

- Чтение К. Паустовского «Подарок»;

- «Сказка о двух березках»;

- Сказка-быль «Мои три березы»;

- Сказка «Березка»;

- «Полевая березка»;

- Поучительная сказка «Весенняя история»;

- Н.И. Птухина «Ода березе»;

- Л.Н. Сурнина «Песнь березе»;

- Разучивание пословиц, поговорок;

- Заучивание стихов о березе П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Лепка- барельеф «Березка из пластилина»;
  2. Рисование «Белая береза»;
  3. Аппликация «Ветка березы»;
  4. Оформление уголка «Береза символ – России»

Образовательная область

«Музыка»

- Слушание «Ах, ты березка» С.М.

Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская

народная мелодия «Во поле березонька стояла»

Образовательная область

«Физическое развитие»

  1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;
  2. Подвижная игра «Беги к березе»,

«Кто больше соберет подберезовиков»;

«Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;

Образовательная область

«Социально-комуникативное развитие»

- Укрыть березу снегом;

- Снять с погибшего дерева бересту;

- Акция «Посадим березку на своем участке»;

- Беседа «Береги березу»;

Заключительный этап:

  1. Оформление альбома «Люблю березу русскую»;
  2. Поделки из бересты;
  3. Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).

Выводы. По итогам работы было отмечено:

  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2 Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям

 3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя»

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева»  Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

        Литература:

М. И. Нагибина.»Природные дары для поделок и игры».Ярославль 19977.

И.А.Бойчук. Т.Н.Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.

Санкт – Петербург. Детство – Пресс. 2009

Т.А..Шорыгина. Беседы о русском лесе. Творческий центр. Москва.2010

Н.А.Рыжова. Деревья: От акации до Ясеня. Карапуз – дидактика. Т. Ц. «Сфера « 2006.

Е.А.Сыпченко. Инновационные педагогические технологии

Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2013

Паспорт дерева

Название дерева                                                                                    Береза

Место «Прописки» (название города или района, улица)  

       п. Новогорный,Ул.Южно-Уральская,6  ДС «Полянка»

Краткое описание места, где растет дерево,                ДС «Полянка»

Примерный возраст                                                                            54 года

Окружность ствола на высоте 1 метра (см)                                         135 см

Диаметр ствола на высоте 1 метра                                                      67,5 см

Примерная высота дерева                                                               22 метра

На какой высоте дерево начинает ветвиться                                5 метров

Ширина кроны                                                                                 8 метров 

Форма кроны                                                                               ветвистая

Состояние почвы                                                           покрыта травой

Состояние дерева  в мае 2014 г                                                    отличное

Дополнительные сведения о дереве:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...