Проект "Юные овощеводы, травники и цветоводы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Канева Людмила Игоревна

Экологические изменения на планете побуждают людей глубже вникать в сущность происходящих природных и социальных явлений, вырабатывать экологически правильное отношение к природе во всем ее многообразии, осознавать ценности жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx36.95 КБ
Файл yunye_ovoshchevody.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

 совместно с родителями

«Юные овощеводы, травники и цветоводы»

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Экологические изменения на планете побуждают людей глубже вникать в сущность происходящих природных и социальных явлений, вырабатывать экологически правильное отношение к природе во всем ее многообразии, осознавать ценности жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Вопросы формирования экологической культуры в системе дошкольного образования отражены в правительственных документах. «Концепции модернизации российского образования  на период до 2020 года». В приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» № 655 от 21.02. 2010 г. «Концепции экологического образования ХМАО - Югры до 2015 года».  

Экологическое образование как приоритетное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений было утверждено в 2013 году в связи с  Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2189-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». И это не случайно, так как решение это «наболевшее».  Большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны стало заниматься вопросами экологического образования, обращая особое внимание на старших дошкольников, так как они являются звеном преемственности в системе непрерывного образования, переходящей ступенькой к экологическому образованию младших школьников.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы  нравственно – экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает иные подходы к образованию в области окружающей среды. «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами ДОУ задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект. Данный проект хорошо восполняет пробел воспитательно–образовательной работы с детьми в летний период в дошкольных программах.

Основной целью своей  работы я определила:

  • создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей    старшего возраста в  летний период к обучению основам экологии, природопользования.
  • формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
  • познавательную;
  • ценностно - ориентированную;
  • творческую (художественно – эстетическую)
  • коммуникативную

         В воспитании и обучении детей дошкольного возраста я использую много приёмов и методов для решения  задач  по проблеме экологического воспитания, но наиболее перспективным вижу метод проектной деятельности. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

В экологическом проекте участвовали дети и их родители, педагоги. Для решения поставленной цели использовала знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, считаю, что это способствует всестороннему развитию ребенка, формирует навыки сотрудничества, и как следствие является составным для будущего успешного обучения ребёнка в школе.

Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли  взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение, экспериментирование в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Для этой цели на территории нашего детского сада был разработан огород для выращивания овощей, цветов и лекарственных трав.

У детей появилась  возможность наблюдать, как из семечка появляются всходы, как развивается растение, которое  будет хорошо плодоносить, если за ним будут правильно ухаживать. Узнавать, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу родного края, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для здоровья человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.

 Необходимо подвести к пониманию что, правильное питание – это залог нашего здоровья. В пищу мы должны употреблять, свежие овощи,  выращенные в экологически благоприятных условиях.

А если заболеем, то не бежать сразу в аптеку за дорогими лекарствами, а применять лекарственные растения, растущие рядом с нами на огороде, в лесу.

Экологический проект

 совместно с родителями

«Юные овощеводы, травники и цветоводы»

      Участники проекта: педагоги, дети - участники кружка экологической направленности «Росточек», музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, медсестра, родители  дошкольников, дворник.

 Тип проекта: Долгосрочный (с мая по сентябрь), групповой, познавательно – исследовательский, творческий.

Цели  проекта:  Вовлечение детей,  родителей и сотрудников детского сада в практическую деятельность по выращиванию овощных культур, лекарственных растений и цветов.

 Расширение и формирование знаний детей об овощах и лекарственных  растениях, их ценности для здоровья человека. Воспитание трудолюбия в природе.

Задачи проекта:

  • Создать условия на приусадебном участке детсада  для занятий огороднической деятельностью  в летний период;
  • Привлекать  детей и родителей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур и лекарственных растений на приусадебном участке;
  • Поощрять стремления оказывать посильную помощь воспитателям,   родителям в работе на приусадебном участке и активности в садово – огородных делах на территории ДОУ;
  • Учить детей ухаживать за растениями в комнатных  и уличных  условиях;              
  • Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Развивать познавательные и творческие способности                                 детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  •  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к родной природе.
  •  Привлечь к работе в проекте родителей воспитанников, педагогов.

Для реализации проекта был разработан план мероприятий, состоящий из трёх  этапов.

На подготовительном этапе  предстояло решить следующие задачи:

  • Изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
  • Скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно – развивающей среды;
  • Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Задачами основного этапа стали:

  • Осуществление практической, познавательно – исследовательской деятельности детей по выращиванию культурных растений.
  • Знакомство с основами здорового питания через овладение знаниями о пользе овощей и лекарственных растений.
  • Развитие творческих способностей.

Заключительный этап:

  • Сбор урожая
  • Праздник урожая
  • Презентация  

Результатом этого проекта стало следующее:

  • Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
  • Ценностно – ориентированная деятельность помогла детям  осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
  • Совместная проектная деятельность помогла родителям  освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей  и сотрудничать  с ними как с равноправными партнёрами.

Схема реализация проекта через разные виды деятельности

Образовательные области, деятельность

Виды детской деятельности

1

2

Познание, социализация, коммуникация; игровая деятельность

1.Дидактические игры: «Во  саду, ли в огороде», «Угадай, чей это плод» Лото «Наши любимые растения», «Цветы полевые, садовые, комнатные», «Вершки и корешки»

2. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин семян», «Защитники природы», «Готовим борщ из овощей», Кафе «Дары природы»

3. Коммуникативные игры; с мячом « Назови овощ, фрукт, цветок» «Сладкое, кислое, солённое», «Что нужно растению»

Познание, чтение художественной литературы, литературная речь и речевое развитие, музыка

1.Чтение х/л. Ю.Тувим «Овощи», сказка «Вершки и корешки»

2. Чтение и заучивание стихов об овощах. лекарственных  растениях и цветах.

3.Заучивание пословиц, поговорок  о труде.

4.Конкурс пословиц и поговорок о труде.

5. Разучивание частушек на экологическую тему.

6. Вечер загадок, загадывание загадок на  тему: «Овощи, цветы, лекарственные растения»

Художественное творчество; изобразительная деятельность

Рисование «Мой любимый овощ».

Лепка коллективная работа по сказке «Репка». Изготовление поделок из пластиковых бутылок для декорирования огорода. Изготовление поделок из сухоцветов. Аппликация «Огород в банке»

Театрализованная  деятельность

  Показ  сказки  кукольный театр «Репка».

Инсценировка сказки – стихотворения  Маршака «Спор овощей», « «Яблонька», «Калинушка» Экологическая сказка

Музыка, музыкальная деятельность

Разучивание песен «Антошка – Антошка пойдём копать картошку», «Урожайная», хороводная «Калинушка».

Разучивание частушек на экологическую тему. Танец «Эх, картошка». Проведение праздника урожая.

«Социализация», «Труд», «Безопасность»

Показ презентации  о профессии овощевода. Коллективная посадка, прополка, декор участка.

«Безопасность» «Коммуникация»

Закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения. Показ презентации «Ядовитые растения»

Правила поведения на нашем огороде

1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.

2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.

3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки

4. Нельзя вырывать растения с корнем

5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста

6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Труд, безопасность

Трудовая деятельность

1. Рыхление земли.

2. Утаптывание междурядий.

3. Посев семян

4. Полив, прополка.

5. Сбор урожая

Соблюдение правил безопасности во время пользования рабочим инструментом (лопаткой, граблями, лейкой)

«Здоровье» и «Физическая культура», «Коммуникация»

Подвижные игры «Что нам осень принесла» «Солнышко и дождик» Закаливающие процедуры  (загорание, ходьба босиком, мытьё  ног прохладной водой, после работы на огороде).  Снятие стресса, укрепление нервной системы (аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца).  Беседа с медсестрой « О пользе овощей и лекарственных трав»

Социализация, познание, здоровье

Экскурсия  в теплицу частного предпринимателя «Как живётся овощным культурам в теплице». Экскурсия в аптеку «В каждой травке, каждой ветке есть микстура и таблетки»

Познавательно- исследовательская деятельность

Экспериментирование, наблюдение, опыты:

Посадка растений в разных условиях:

почва удобренная и не удобренная,

полив умеренный и недостаточный,

солнечное место и в тени.

Соседи на грядке, хорошо ли им живётся рядом?

Работа с родителями

Изготовление буклетов  для родителей на тему: «Проектная деятельность в детском саду»

Обустройство  огорода совместно с родителями, декорирование участка конкурс «Мусорная фантазия» поделки из пластиковых бутылок.

 Акция «Удобрения для огорода».

Создание «Копилки семян».

 Оформление экологического стенда для  родителей, (консультации, домашнее задание, информация о пользе растений, овощей и т.д.)

оформление фотоальбома «Наш любимый огород». Анкетирование родителей.

Взаимодействие с педагогами, с медицинским работником

Подготовка и проведение праздника урожая, проведение закаливающих процедур в летний период.

Использовала «Вербально - ассоциативную  методику» Ясвина В. А. и Дерябо С. Д.  Эта методика диагностирования направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой. Отслеживание идёт по четырём категориям:

       К – эстетическая установка (природа воспринимается как объект красоты);

       И – когнитивная установка (природа воспринимается как объект изучения);

      О – этическая установка (природа воспринимается как объект охраны);

      П – прагматическая установка (природа воспринимается как объект пользы).

Результаты данной диагностика наглядно показали, что дети старшего дошкольного возраста воспринимают окружающую природу как объект красоты и возможности изучения. Этическая и прагматическая установка самопроизвольно не развиваются и их надо формировать срочным образом именно в этот возрастной период.

Методика показывает, что эмоционально-ценностный опыт гуманного отношения накапливается при формировании экологической культуры ребенка.

Итоги диагностики ЭЗОП (Ясвин В.А., Дерябо С.Д.)

старшие дошкольники д/с «Золотой ключик»

К – эстетическая установка.

И – когнитивная установка.

О – этическая установка.

П – прагматическая установка

Выводы:

Проведенная  работа в летний период  по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений,

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса  было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная  деятельность  позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности, в природоохранных акциях.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры стала не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Использовала  методическую  литературу:

 Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель,2013

Михеева Е.В .Современные  технологии обучения дошкольников  Волгоград: Учитель 2013 г.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду Лекции 1-8  Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2006г.

Шафигуллина Н.В. Хабарова Т.В. Планирование по экологии и педагогическая диагностика экологической  воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. СПб: ООО «Издательство « Детство – ПРЕСС» 2011.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект «Юные овощеводы, травники и цветоводы» Огород Поднялся наш огород, Всё под солнышком растёт. В огороде много гряд. Тут и морковь и салат. Тут и свёкла и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год Подготовила Канева Людмила Игоревна воспитатель д /с «Золотой ключик» п. Игрим

Слайд 2

РАСШИРЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ОВОЩАХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ, ИХ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ В ПРИРОДЕ. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Слайд 3

Создать условия на приусадебном участке детсада для занятий огороднической деятельностью в летний период, Привлекать детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур и лекарственных растений на приусадебном участке Поощрять стремления оказывать посильную помощь воспитателям в работе на приусадебном участке и активности в садово – огородных делах на территории ДОУ. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных и уличных условиях. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Привлечь к работе в проекте родителей воспитанников, педагогов. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Слайд 4

Тип проекта : групповой, познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный май - сентябрь Участники проекта: педагоги, дети, участники кружка экологической направленности «Росточек» музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, медсестра, родители воспитанников

Слайд 5

Изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса, Скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно – развивающей среды, Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия Подготовительный этап

Слайд 6

Осуществление практической, познавательно – исследовательской деятельности детей по выращиванию культурных растений. Знакомство с основами здорового питания через овладение знаниями о пользе овощей и лекарственных растений. Развитие творческих способностей Основной этап

Слайд 9

Беседа с медсестрой о пользе овощей Экскурсия в теплицу Праздник урожая

Слайд 10

Сбор урожая Праздник урожая Презентация : Заключительный этап

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЕКТА СТАЛО СЛЕДУЮЩЕЕ: Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно – ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная область познание экологический проект "Травник" старшая группа

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам д...

мастер- класс изготовление травника

совместная со взрослыми практическая деятельность малыша по изготовлению и выращиванию травы для домашнего питомца....

Экскурсия на овощевод

Экскурсия с детьми подготовительной группы на овощевод...

Алгоритм для составления рассказа про сельскохозяйственные профессии. Овощевод, садовод.

Алгоритм для составления рассказа про сельскохозяйственные профессии. Для дошкольников в картинках....

Сценарий занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Профессии – «Овощевод» и «Садовод» (старшая группа).

Цель; формирование представлений о труде  овощеводов и садоводов, закреплять и уточнять знания о заготовке  и хранении овощей и фруктов. Понятия; плантация, садоводы, овощеводы....

Мастер-класс для педагогов "Травник-оберег"

Изготовление оберега для участников СВО...