Игра – путешествие по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гудимчик Елена Владимировна

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Задачи:

•        Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных  и людей  в  пустыни;

•        Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (пустыня) через использование игровых проблемных ситуаций; вопросов проблемного характера, опытно-экспериментальную деятельность.

•        Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, обобщать,  выдвигать гипотезы и  предлагать способы их проверки или подтверждения.

•        Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, пробуждать эмоциональную отзывчивость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_pustynyu.docx105.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

(МАДОУ «Сказка»)

Игра – путешествие по разделу

«Ребенок познает мир»

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ»

Выполнила: Кучугура Е.В.

 слайд 9

                                         февраль 2012 год

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных  и людей  в  пустыни;
  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (пустыня) через использование игровых проблемных ситуаций; вопросов проблемного характера, опытно-экспериментальную деятельность.
  • Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, обобщать,  выдвигать гипотезы и  предлагать способы их проверки или подтверждения.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

Словарные слова: виртуальный,  барханы, песчаная буря,

Методы и приемы:

  • Игровые проблемные ситуации
  • Вопросы проблемного характера
  • Сюрпризный момент
  • Опыты
  • Игровые (игра –путешествие)
  • Исследовательские методы  в обучения (развивать индивидуальный путь развития ребёнка, развитие личного интереса у детей учить видеть проблему и пути её решения ).
  • Обучение в сотрудничестве (учить  ребят  решать  чётко поставленные задачи при взаимодействии со сверстниками).

Технологии: ИКТ (презентация) здоровье сберегающие (дыхательная гимнастика, физкультминутка, смена  видов деятельности, обучение безопасному проведению опытов).

Формы работы: в парах, фронтально, подгруппами

Материал к занятию: Ноутбук – 2 штуки, радиотелефон,картинки: пустыня, люди и караван верблюдов,  крупным планом следы верблюдов, движущиеся барханы; белый медведь.

Оборудование для опытов:

1. Пластиковые бутылки с песком, трубочки  на каждого ребенка, марлевые повязки.

2. Тарелочки (8 штук) с мукой, повязки марлевые, трубочки на каждого ребенка.

3.Кукольные туфельки и башмачки,емкости с песком.

Сюрпризы для детей: Сувениры – медальки

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, мы с вами уже знакомы, и за выходные дни я успела по вам соскучиться. У вас сегодня хорошее настроение?

Дети: Да!

- Давайте мы поприветствуем друг друга необычным способом, не говоря никаких слов, а просто передадим свою улыбку друг другу.

Воспитатель: - В наш век высоких технологий, лучшим помощником в получении информации является кто? (показываю ноутбук). Конечно же, компьютер.

Воспитатель: - Вот и я пришла сегодня со своим верным другом и помощником Компьютером - Мониторовичем.

Воспитатель: - Знакомьтесь! Ах да, ну конечно, каждый из вас  то же с ним знаком, и может играть в компьютерные..... (игры)

Дети: Игры!

Воспитатель:- А вы знаете, что с помощью компьютера можнопосмотреть мультфильмы?

Дети: Да!

Воспитатель: - А еще что  можно сделать с помощью компьютера?

Дети:

  • заказать билеты на самолет и поезд
  • купить продукты, и все необходимое для дома
  • задать любой вопрос и получить на него ответ
  • и, конечно же, отправиться в путешествие

Воспитатель:- Вот и мы с Компьютером - Мониторовичем приглашаем вас в путешествие. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель:- Но путешествие будет не простое, а виртуальное, а это значит – воображаемое.

Воспитатель: (называет по имени ребенка) в какое путешествие мы сегодня отправимся?

Ребенок: Виртуальное.

Воспитатель:- Молодцы ребята!

Воспитатель:- Пока я шла к вам в детский сад, так замерзла, что подумала: - Неплохо было бы нам с вами оказаться там, где тепло, и ярко светит солнышко.

Воспитатель:- Как вы думаете, куда бы могли отправиться?

Дети: Египет, Турция, на красное море, в Анапу, в пустыню.

Воспитатель:- Я все поняла. Ввожу запрос    Ж А Р К И Е   С Т Р А Н Ы

Слайд №1

На экране одна за другой появляются буквы (анимация)   Ж А Р К И Е   С Т Р А Н Ы

Воспитатель:- Делаю ввод.

Слайд №2

Поломка компьютера, шипение, волны как при сломанном телевизоре.

Воспитатель: Ой, ой, ой, что же случилось? Ну, и где же эти жаркие страны.

Слайд №3

В пустыне белый медведь.

Воспитатель:- Посмотрите ребята, мне кажется, что-то в этой картинке не так. А вы как считаете?

Дети: Медведь не может жить в пустыне, он погибнет.

Воспитатель:- Как же так! Мой Компьютер - Мониторович никогда меня не подводил. Так что же с ним могло случиться?

Предположения детей:

  • компьютер завис
  • все перепуталось
  • он сломался
  • в него попал вирус

Слайд №4

Картинка: компьютер заболел.

Воспитатель:- Правильно ребята, ведь вирусом может заразиться не только человек, но и компьютер. Вот и мой помощник заболел.

Воспитатель:- Как же нам вылечить его и помочь медведю вернуться к себе домой?

Дети: Вызвать мастера по ремонту компьютеров.

Воспитатель:- Да, вы правы. У меня есть знакомый, который ремонтирует компьютеры, сейчас я ему позвоню.

Слайд №5

Доктор лечит компьютер

Воспитатель:- Александр Степанович, здравствуйте! Помните моего друга Компьютера - Мониторовича? Он заразился вирусами и нам нужна ваша помощь. Сейчас не сможете? Хорошо, мы подождем.

Воспитатель обращается к детям:

-Александр Степанович уехал в командировку, когда освободится, он починит компьютер.

Воспитатель:- Ребята, белый медведь не сможет выжить в пустыне. Лето  там очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так  сильно, что нагревается песок.

Воспитатель: - Как же нам быть? Что же нам делать, как помочь медведю в столь суровых для него условиях?

Дети: Построить шалаш, чтобы солнце не пекло; обложить льдом; вырыть глубокую яму и опустить туда медведя; помочь медведю вернуться домой.

Воспитатель: - Сколько интересных предположений.

- Я думаю, что наше путешествие будет очень увлекательным.

- Вы со мной согласны?

Дети: Согласны!

- Тогда отправляемся в путь.

Слайд №7

Пустыня, барханы.

Воспитатель: - Посмотрите, земля в пустыне  холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы.

Воспитатель: - Так что же такое барханы?

Дети: Большие холмы из песка.

Слайд №8

Барханы

Воспитатель:- Барханы могут перемещаться.

Воспитатель:-Как вы думаете, что может поднять лежачий песок?  (Ветер)

Дети:Ветер.

Воспитатель:- А если поднимется очень сильный ветер, что может произойти?

Дети: Песок поднимется очень высоко и будет кружиться. Произойдет буря, ураган.

Воспитатель:- А вы знаете, что в пустыне это явление называется - песчаная буря?

Дети: Да.

Слайд №9

Песчаная буря.

Воспитатель:- Как вы думаете, а мы сможем создать песчаную бурю? (Подуть в трубочку)

Дети: Да.

Воспитатель:- А я вас сейчас научу, и  как это происходит, давайте посмотрим.

Воспитатель: - Но прежде чем мы приступим к опыту,  давайте научимся правильно дышать.

Делаем глубокий вдох – руки поднимаем вверх

Делаем выдох – руки опускаем вниз   (2-3 раза)

Опыт №1   С песком в банке.

Воспитатель: - Приступаем к проведению опыта. Посмотрите пожалуйста на меня. Я вставляю трубочку в бутылку, надеваю повязку, делаю глубокий вдох и изо всех сил выдыхаю в трубочку. А теперь вы сделайте то же самое.

- Опустите трубочку в бутылку с песком. Наденьте повязки. Сделайте глубокий вдох и изо всех сил выдохните в трубочку.

- Что произошло с песком? (Песок зашевелился)

Дети: Песок закружился, поднялся вверх.

Воспитатель: - Таким образом, в пустыне поднимается песчаная буря.

Воспитатель: - А песчаная буря это что?

Дети:Когда сильный ветер поднимает песок.

Воспитатель:- А как же наш знакомый медведь.  Пойдемте,  посмотрим. (подходите к монитору).

Слайд №10

Медведь в пустыне.

Воспитатель: - Он тоже боится песчаной бури. Как же мы можем ему помочь?

Дети: Построить ограждение.

Воспитатель: - Правильно ребята, мы спрячем его за забор.

Слайд №11

Испуганный медведь.

Воспитатель нажимает мышкой - вокруг медведя выстраивается забор.

Воспитатель:- Таким образом, мы спрятали медведя от песчаной бури.

Слайд №12

В пустыне караван и люди.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Пустыня, верблюды, люди).

Дети:Люди на верблюдах.

Воспитатель: - А почему у людей закрыто лицо и видно только глаза?

Дети: Чтобы солнце не сильно грело, и песок не попадал в рот.

Воспитатель: - Во время песчаной бури песок поднимаетсявыше головы, поэтому нужна повязка, которая надежно защищает лицо.  

Воспитатель: - Как вы думаете, неужели, песок совсем не попадает в рот и в нос, если их завязать?

Дети:Не попадает.

Воспитатель: -  Хотите это проверить на себе.

Дети: Да!

Опыт №2

Воспитатель: - Для проведения этого опыта нам потребуется тарелка с мукой, повязка и трубочка. Я надеваю повязку, трубочку держу над тарелкой с мукой и делаю неглубокий вдох.

Воспитатель: - Теперь попробуйте вы.

Подойдите к этому столу. Наденьте повязку и неглубоко вдохните через трубочку из блюдца муку.

(дети надевают повязки и через трубочки вдыхают)

Воспитатель: - Посмотрите на повязки друг у друга. Что произошло?

Дети: На повязках осталась мука.

Воспитатель: - Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Маска защищает лицо от песка.

Воспитатель:- Правильно. На повязках осталась мука. А в рот и в нос не попала. Значит, повязка защищает органы дыхания от песка.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Встаньте в круг и повторяйте за мной движения.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь?                        вот так

А плывешь?                        вот так

Как бежишь?                        вот так

Вдаль глядишь?                        вот так

Ждешь обед?                        вот так

Машешь вслед?                        вот так

Утром спишь?                        вот так

А шалишь?                                вот так

Все слова сопровождаются показом движений.

Воспитатель: - А как же себя чувствует наш друг медведь? Вам интересно?

Дети: Да!

Воспитатель: - Тогда пойдемте смотреть.

Слайд №13

Медведь за забором.

Воспитатель:- Посмотрите, медведю трудно дышать, как мы сможем ему помочь?

Дети: Одеть маску.

Воспитатель: - Правильно ребята.

Слайд №14

Медведь за забором, на морду падает маска.

Воспитатель: - Теперь мы смогли и медведя защитить от песчаной бури.

Воспитатель: - На первый взгляд может показаться, что в пустыне не может быть животных.  Но посмотрите, что за чудеса!

Слайд №15

Идет верблюд

Воспитатель: - Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд).

Дети: Верблюд.

Воспитатель: - Верблюда называют «кораблём пустыни». Почему. Как вы думаете?

Дети: Он может перевозить тяжелый груз.

Воспитатель: - Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему это большое, величавое животное, шагая по пустыне, не проваливается в песок?

Дети: Потому что у него большие, широкие подошвы.

Слайд №16

Следы верблюда на песке

Воспитатель: - Давайте проведём опыт и убедимся в правильности ваших ответов.

Опыт №3  С туфлями.

(в мисках с песком лежат заранее приготовленные предметы: кукольные туфельки или карандаши; кукольные кроссовки или крышки от пластиковых бутылок)

Воспитатель: - Для этого опыта мы разделимся на пары.

Воспитатель обращается к детям:- Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках, а вы гуляете в больших ботинках на широкой подошве без каблука. Что вы заметили? А вы?

Дети:Каблуки проваливаются в песок и на них неудобно ходить, а ботинки не проваливаются.

Воспитатель:  - Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому ступни у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.

Воспитатель: - Ребята, мы совсем забыли про нашего друга. Как же он там? Вам интересно узнать?

Дети: Да!

Воспитатель: - Тогда давайте пройдем к Компьютеру-Мониторовичу и  посмотрим.

Слайд №17

Падает конвертик

Воспитатель: - Ой, что это? Письмо?  Да это сообщение от Александра Степановича. Воспитатель читает сообщение:

«Через главный компьютер я смог вылечить ваш ноутбук от вирусов».

Слайд №18

Смешное  изображение компьютера. Машет рукой и появляется слово «СПАСИБО!»

Слайд №19

Продолжение сообщения от Александра Степановича:

«А ваши сообразительные ребятишки помогли медведю выжить в суровых условиях пустыни».

Воспитатель: - Ну-ка давайте посмотрим.

Слайд №20

Пустыня (медведь исчез)

Воспитатель: - Что изменилось на картинке?

Дети:Медведь исчез.

Воспитатель: - А где же медведь?

Дети: Вернулся домой.

Слайд №21

Медведь на льдине

Итог путешествия.

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Оно вам понравилось?

- А какое оно было?

- А что интересного вы узнали?

- Какие трудности мы преодолели?

- С какими новыми словами вы познакомились?

- А как вы думаете, во время путешествия мы совершили добрый поступок? Какой?

- Куда бы вы хотели отправиться путешествовать в следующий раз?

- Спасибо ребята! Мне было интересно с вами путешествовать. И я хочу подарить вам на память вот эти сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Путешествие в пустыню".

Данный конспект предназначен для детей подготовительной группы.С целью продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой в рисовании....

Игра-путешествие (НОД Познание) тема: "Познай свой организм"

Формирования у детей знания об организме....

Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы

Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для  детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл...

Занятие - по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «Освобождение из ледового плена»

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Краткосрочный проект по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «Что такое лёд»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «лёд». Экспериментальным путем закрепить   представления детей о твердом состоянии воды – лёд (выявить что лед – твердое вещество, плавае...

Квест-игра «Путешествие со Светофором» в детском саду Тема: Путешествие со Светофором

Цели:формирование навыков безопасного поведения на дороге;развивать мышление, формировать желание соблюдать правила дорожного движения;воспитывать у детей культуру поведение на дороге, чувство уважени...