Занятие - по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «Освобождение из ледового плена»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гудимчик Елена Владимировна

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Но природе иногда требуется помощь человека. "Ледовый плен" – явление нередкое в холодных водах. В борьбе со льдами обессиливают многие (особенно мелкие) живые существа,  обитающие в  северных водах, на Балтике, в морях Дальнего Востока и даже в Азовском море. Морские млекопитающие заселили Мировой океан, включая самые трудные для жизни полярные акватории, окутанные холодом и покрытые льдами. Море с ледовым панцирем – смерть для животного, если оно не сможет выставиться на поверхность для дыхания. Спасение для них в том, чтоб пробить лед, сделать продухи, поддержать полыньи; найти незамерзающие "окна" в воде,  либо своевременно покинуть опасные места. Именно эта проблема стала причиной побудившей нас исследовать одно из состояний воды (твердое), чтобы в дальнейшем помочь животным оказавшимся в таких условиях.

Объект исследования - проблема животных попавших в «ледовый плен» и способы ее решения.

Предмет - изучение одного из состояний воды (лед) влияющего на решение проблемы «ледового плена»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvobozhlenie_iz_ledovogo_plena.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

(МАДОУ «Сказка»)

Занятие - по разделу

«Ребенок познает мир»

Тема: « Освобождение из ледового плена»

Выполнила:  воспитатель Кучугура Е.В.

Описание: http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/7061/2407060.jpg                                                                                       

Программное содержание: Познакомить с понятием «ледовый плен», экспериментальным путем закрепить   представления детей о твердом состоянии воды (лед),  которая реализуется через решение следующих задач:

  1. Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о твердом состоянии воды (лед).
  2. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  3. Учить накапливать опыт  гуманного отношения к  живым существам.
  4. Развитие логического мышления при выборе способа действия;
  5. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
  6. Развитие эмпатии, желание помочь другим;
  7. Воспитание аккуратности в работе. 

Словарь терминов и понятий

Вода - прозрачное жидкое вещество без  цвета, вкуса и запах. Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя  снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озера,  в смеси  солями -моря. [3. С. 89]

Лед -твердое состояние воды.  [3. С. 319]

Ледовый плен - явление происходящее зимой, когда - многие моря и заливы покрываются прочным ледяным панцирем, а в высоких широтах обоих полушарий лед не тает круглый год. [4. С. 1]

Состояния воды - существует только один полноценный критерий, по которому можно оценивать любую систему (среду обитания, организм, способ существования организма в окружающей среде) и, в частности, Воду. Это способность положительно воздействовать на любые системы и среды, обеспечивая непротиворечивость их существования, выживание и развитие как системы в целом, так и отдельных её элементов. Это качество мы назвали “ состояние среды ” (состояние воды) или “ качество состояния среды ” (качество состояния Воды)  [4. С. 1]. Вода бывает каменная, замороженная, кристаллизационная.

Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, салфетки на каждого ребенка.

Введение

     Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Но природе иногда требуется помощь человека. "Ледовый плен" – явление нередкое в холодных водах. В борьбе со льдами обессиливают многие (особенно мелкие) живые существа,  обитающие в  северных водах, на Балтике, в морях Дальнего Востока и даже в Азовском море. Морские млекопитающие заселили Мировой океан, включая самые трудные для жизни полярные акватории, окутанные холодом и покрытые льдами. Море с ледовым панцирем – смерть для животного, если оно не сможет выставиться на поверхность для дыхания. Спасение для них в том, чтоб пробить лед, сделать продухи, поддержать полыньи; найти незамерзающие "окна" в воде,  либо своевременно покинуть опасные места. Именно эта проблема стала причиной побудившей нас исследовать одно из состояний воды (твердое), чтобы в дальнейшем помочь животным оказавшимся в таких условиях.

Объект исследования - проблема животных попавших в «ледовый плен» и способы ее решения.

Предмет - изучение одного из состояний воды (лед) влияющего на решение проблемы «ледового плена»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Этапы работы

Воспитатель  читает статью, опубликованную в газете « Комсомольская правда» и показывает фотографию "Ночью в районе острова Итуруп подул сильный ветер и погнал льды на берег. На рассвете сторож Курильского рыбозавода увидел, как на льдинах барахтаются какие-то черные фигуры. Оказалось, что это были дельфины. Целое стадо, застигнутое врасплох. Льды прижали животных ко дну у берега, и они никак не могли выбраться из западни.

На помощь дельфинам поспешили рыбаки местного агропромышленного комплекса. Они взяли трактор, лошадь, двое саней и двинулись в путь. С трудом, добравшись до места, люди принялись шестами расталкивать льдины, освобождая дельфинов из плена. Это было не так-то легко. Льдины оказались тонкими и неустойчивыми. Всего из ледовых объятий удалось вызволить 15 дельфинов. Вначале их временно "поместили" под пирсом, где была чистая вода, а затем, как только позволили обстоятельства, привезли в бухту «Оля» и выпустили в родную стихию" [4. С. 2].

Вопросы воспитателя: Что, по вашему мнению, произошло с дельфинами?

Чем их прижало ко дну берега?

Кто и как  пришел на помощь животным?

"Ледовый плен" – явление нередкое в холодных водах. Морские млекопитающие заселили Мировой океан, включая самые трудные для жизни полярные акватории, окутанные холодом и покрытые льдами. Море с ледовым панцирем – смерть для животного.

А как вы думаете, почему для морских животных это опасно?

Задаются вопросы характеризующие состояние воды [2. С. 44]

Как вы думаете, в какое время года может это произойти?

Почему зимой?

В каком состоннии находится вода, когда она превращается в ледовый плен.

  Воспитатель: - Ребята, посмотрите, я принесла бусинки, которые находятся в «ледовом плену». Как же нам быть? Что делать?

- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

Дети выдвигают предположения. [1.С.28 ]

Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» (для краткости предполагаемые суждения приводятся в скобках рядом с гипотезой):

  • Можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
  • Можно отогреть в варежках (хорошо – лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
  • Можно положить на батарею (долго ждать придется);
  • Есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
  • Можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то можно пораниться;
  • Можно положить в теплую воду, там лед растает;
  • Можно оставить просто в группе – у нас тепло.

Выбираем три гипотезы и проверяем их:

- поставить на батарею;

- погреть в руках;

- положить в теплую воду.

        Воспитатель помогает детям разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.

Проводится опыты.

Выводы:

По окончании экспериментальной деятельности получены  следующие выводы:

- быстрее всего бусинки оттаивали в  теплой воде;

- если отогревать бусинки в руках  результат положительный (бусинки оттаяли),   только  руки замерзли;

- на батарее бусинки оттаивали дольше, чем в воде и руках.

  Воспитанники осмыслили понятие «ледовый плен» и проблему животных, оказавшихся в нем. Усвоили представления о том, как человечество решает эту проблему, помогает животным выйти из «ледового плена». Расширили и углубили свои представления об окружающем мире, развили свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, накопили опыт гуманного отношения к  живым существам.

В данном исследовании использовались и применялись следующие методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, вопросы проблемного характера, экспериментальная деятельность (опыты), элементы. По окончании работы получены следующие выводы: быстрее всего бусинки освободила теплая вода.

Выводы:

      Воспитанники осмыслили понятие «ледовый плен» и проблему животных, оказавшихся в нем. Усвоили представления о том, как человечество решает эту проблему, помогает животным выйти из «ледового плена». Расширили и углубили свои представления об окружающем мире, развили свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, накопили опыт гуманного отношения к  живым существам.

По окончании экспериментальной деятельности получены  следующие выводы:

- быстрее всего бусинки оттаивали в  теплой воде;

- если отогревать бусинки в руках  результат положительный (бусинки оттаяли),   только  руки замерзли;

- на батарее бусинки оттаивали дольше, чем в воде и руках.

     

                   

                                                                                       

Список литературы

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общей редакцией Л Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля /Сост. Н.В. Шахматова и др.- Спб.: ИД «Весь», 2004.
  4.  Популярная морская энциклопедия Ю.Г.Глотов и В.А.Семченко                                      http:// www.  randewy.ru/gml/Ied.htmI, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.

На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в  группу письмо и  посылка, а затем появляетс...

Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы

Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для  детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл...

Игра – путешествие по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ»

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.Задачи:•        Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животны...

Краткосрочный проект по разделу «Ребенок познает мир» Тема: «Что такое лёд»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «лёд». Экспериментальным путем закрепить   представления детей о твердом состоянии воды – лёд (выявить что лед – твердое вещество, плавае...

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» Тема: «Маленькие ученые»

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»  Тема:  «Маленькие ученые»...

Перспективное планирование занятий по разделу "Ребенок и окружающий мир" в средней группе детского сада 2017-2018г.

Составлен перспективный план работы в средней группе по ознакомлению с окружающим миром, который включает в себя такие разделы  - программы воспитания и обучения в детском саду  под ред. М.А...