Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

               Конспект непосредственно- образовательной деятельности

                                  в подготовительной группе

                                      «Удивительный воздух»

  Используемые технологии: экспериментально – исследовательская деятельность, моделирование

  Составила воспитатель ГБДОУ №26 Пенкина Елена Викторовна                                                        

  Санкт-Петербург 2015 год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

-Познакомить детей с еще одним свойством воздуха- расширяться при нагревании.

- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

 -Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

-Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.

 -Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас.

 -Закрепить правила безопасности при работе с горячей водой.

Материал и оборудование: надутые воздушные шары, карточки с алгоритмом описания предмета, две стеклянных бутылочки, два воздушных шарика, две металлических емкости, два подноса.

Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; чтение художественной литературы, игры с воздухом, опыты и эксперименты; просмотр презентации «Свойства воздуха», просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Ход занятия.

I. организационный момент

Воспитатель:

Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться!

Воспитатель: Ребята, а вы любознательные? Вам интересно узнавать что-то новое и интересное?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы, наверное, задаете очень много вопросов: «почему», «как», «откуда», «бывает - не бывает». И это очень хорошо. Как вы думаете, что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?

Дети: Спросить у взрослых, посмотреть интересную передачу, прочитать в книге.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель:

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

 

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

 

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

 

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

II.Основная часть

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи и узнаем о нем кое-что новое. Вы хотите узнать, что происходит с воздухом, когда ему бывает жарко.

Дети: Да!

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в «чудесном мешочке». Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

(На фланелеграфе карточки с алгоритмом описания предмета:

1. геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.

2. кисть руки.

3. весы.

4. картинки кусочков материала: дерево и ткань.

5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.)

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». Можно спросить: какая форма предмета, какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Давайте поиграем в игру «Да – нет»

Проводится игра "Да - нет".

 

Дети: Этот предмет твердый?

Воспитатель: Нет.

Дети: Он мягкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Этот предмет гладкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.

Дети: Значит легкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

Воспитатель: Нет.

Дети: Предмет из резины?

Воспитатель: Да.

Дети: Он может летать.

Воспитатель: Да.

Дети: Он может прыгать (катиться)?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шарик!

Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Как можно с ним играть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать друг другу и ловить, можно просто учиться отбивать от стены, можно на него дуть и сбивать цель.

Воспитатель: А давайте мы все вместе поиграем с шариком.

Физкультминутка "Шарик"

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа непослушный!   («подкидываем» шарик то левой, то правой рукой)

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю, (описываем руками круг, «трогаем» шарик, «гладим, нажимаем»)

Из под рук он вылетает вверх.

Но я его поймал,

нитку к пальцу привязал.   (поднимаем кверху руки, «ловим» шарик, «наматываем нитку»)

Вправо -шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!   (руки параллельно вправо и влево)

Дай, тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

 Будь со мной, не улетай!  («обнимаем» шарик. «прижимаем» к щеке).

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?

Дети: Потому, что он легкий.

Воспитатель: А почему он такой легкий?

Дети: Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила игры, следующие:

- отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

- «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает"

- Воздух бывает теплый?  (Бывает).

- Воздух бывает чистый? (Бывает).

- Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

- Воздух бывает легкий? (Бывает).

- Воздух бывает грязный? (Бывает).

- Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

- Воздух бывает холодный? (Бывает).

- Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

- Воздуху бывает жарко? (…).

Воспитатель: На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом опять воздушный шарик.

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

Воспитатель: Для нашего эксперимента нам понадобится: поднос, стеклянная бутылочка, металлическая емкость, шарик.

На горлышко стеклянной бутылки мы наденем воздушный шарик (шарик свисает). Бутылку поставим в металлическую ёмкость, в которую нальем кипяток.

Воспитатель: Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

Воспитатель: Что произошло, когда мы налили в емкость кипяток?

Дети: Шарик стал подниматься.

Воспитатель: Почему это происходит?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Воздух в бутылке от горячей воды стал нагреваться, ему стало жарко, и он начал расширяться. Воздуху становится мало места, и он начинает «переходить» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

 Зарисовка эксперимента.

III.Итог занятия

 Воспитатель: Ребята, расскажите, что больше всего понравилось, запомнилось? А что вас удивило? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня нам помогал воздушный шарик, и я хочу, напоследок, поиграть с вами в игру, в которую вы можете научить играть маму и папу.

Проводится игра «Ладонь в ладонь»

  Дети становятся парами, прижимая ладонями воздушный шарик между друг другом. Соединенные таким образом, они должны повторять движения, которые показывает ведущий (поднять руки вверх и опустить вниз, развести в стороны и свести вместе, нарисовать руками круги). Затем можно предложить детям передвигаться по комнате по определенному маршруту (приседая, обходя стулья, перешагивая через что-нибудь и т. д.). Главным условием является успешное прохождение маршрута без потери воздушного шарика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenn1.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект непосредственно- образовательной деятельности

                                  в подготовительной группе

                                      «Удивительный воздух»

  Используемые технологии: экспериментально – исследовательская деятельность, моделирование

  Составила воспитатель ГБДОУ №26 Пенкина Елена Викторовна                                                        

  Санкт-Петербург 2015 год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

-Познакомить детей с еще одним свойством воздуха- расширяться при нагревании.

- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

 -Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

-Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.

 -Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас.

 -Закрепить правила безопасности при работе с горячей водой.

Материал и оборудование: надутые воздушные шары, карточки с алгоритмом описания предмета, две стеклянных бутылочки, два воздушных шарика, две металлических емкости, два подноса.

Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; чтение художественной литературы, игры с воздухом, опыты и эксперименты; просмотр презентации «Свойства воздуха», просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Ход занятия.

I. организационный момент

Воспитатель:

Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться!

Воспитатель: Ребята, а вы любознательные? Вам интересно узнавать что-то новое и интересное?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы, наверное, задаете очень много вопросов: «почему», «как», «откуда», «бывает - не бывает». И это очень хорошо. Как вы думаете, что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?

Дети: Спросить у взрослых, посмотреть интересную передачу, прочитать в книге.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель:

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

II.Основная часть

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи и узнаем о нем кое-что новое. Вы хотите узнать, что происходит с воздухом, когда ему бывает жарко.

Дети: Да!

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в «чудесном мешочке». Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

(На фланелеграфе карточки с алгоритмом описания предмета:

1. геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.

2. кисть руки.

3. весы.

4. картинки кусочков материала: дерево и ткань.

5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.)

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». Можно спросить: какая форма предмета, какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Давайте поиграем в игру «Да – нет»

Проводится игра "Да - нет".

Дети: Этот предмет твердый?

Воспитатель: Нет.

Дети: Он мягкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Этот предмет гладкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.

Дети: Значит легкий?

Воспитатель: Да.

Дети: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

Воспитатель: Нет.

Дети: Предмет из резины?

Воспитатель: Да.

Дети: Он может летать.

Воспитатель: Да.

Дети: Он может прыгать (катиться)?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шарик!

Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Как можно с ним играть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать друг другу и ловить, можно просто учиться отбивать от стены, можно на него дуть и сбивать цель.

Воспитатель: А давайте мы все вместе поиграем с шариком.

Физкультминутка "Шарик"

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа непослушный!   («подкидываем» шарик то левой, то правой рукой)

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю, (описываем руками круг, «трогаем» шарик, «гладим, нажимаем»)

Из под рук он вылетает вверх.

Но я его поймал,

нитку к пальцу привязал.   (поднимаем кверху руки, «ловим» шарик, «наматываем нитку»)

Вправо -шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!   (руки параллельно вправо и влево)

Дай, тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

 Будь со мной, не улетай!  («обнимаем» шарик. «прижимаем» к щеке).

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?

Дети: Потому, что он легкий.

Воспитатель: А почему он такой легкий?

Дети: Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила игры, следующие:

- отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

- «да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает"

- Воздух бывает теплый?  (Бывает).

- Воздух бывает чистый? (Бывает).

- Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

- Воздух бывает легкий? (Бывает).

- Воздух бывает грязный? (Бывает).

- Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

- Воздух бывает холодный? (Бывает).

- Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

- Воздуху бывает жарко? (…).

Воспитатель: На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом опять воздушный шарик.

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

Воспитатель: Для нашего эксперимента нам понадобится: поднос, стеклянная бутылочка, металлическая емкость, шарик.

На горлышко стеклянной бутылки мы наденем воздушный шарик (шарик свисает). Бутылку поставим в металлическую ёмкость, в которую нальем кипяток.

Воспитатель: Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

Воспитатель: Что произошло, когда мы налили в емкость кипяток?

Дети: Шарик стал подниматься.

Воспитатель: Почему это происходит?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Воздух в бутылке от горячей воды стал нагреваться, ему стало жарко, и он начал расширяться. Воздуху становится мало места, и он начинает «переходить» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

 Зарисовка эксперимента.

III.Итог занятия

 Воспитатель: Ребята, расскажите, что больше всего понравилось, запомнилось? А что вас удивило? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня нам помогал воздушный шарик, и я хочу, напоследок, поиграть с вами в игру, в которую вы можете научить играть маму и папу.

Проводится игра «Ладонь в ладонь»

  Дети становятся парами, прижимая ладонями воздушный шарик между друг другом. Соединенные таким образом, они должны повторять движения, которые показывает ведущий (поднять руки вверх и опустить вниз, развести в стороны и свести вместе, нарисовать руками круги). Затем можно предложить детям передвигаться по комнате по определенному маршруту (приседая, обходя стулья, перешагивая через что-нибудь и т. д.). Главным условием является успешное прохождение маршрута без потери воздушного шарика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Семь чудес света или удивительное число семь»

На занятии детям понадобяться не только математические знания  для того чтобы проходить испытания, но и предётся окунуться в окружающий мир (знакомство с семи чудесами света)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух- невидимка».

  Образовательные задачи: Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Удивительная новогодняя история». Увлекательное рисование методом тычка.

Задачи: Углублять представления о временах года (зима), расширять знания о праздниках. Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению, используя метод тычка. Учить передавать в рисунке строе...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Воздух в жизни человека».

Познавательное развитие: 1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.3. Развивать способности уст...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...