Сценарий НОД С использованием метод ТРИЗ-ТР в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое телефона"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сошникова Анна Витальевна

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_telefona.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ.

Задачи:

Область «Познание»: познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи, закрепить знание геометрических фигур, цветов. Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Область «Коммуникация»: развивать связную речь детей. Формировать умение вести диалог с воспитателем. Воспитывать умение слушать, не перебивая ответы сверстника.

Область «Социализация»: закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

Предварительная работа: д/и «Хорошо – плохо», игры с морфологической таблицей, фантазирование с помощью метода фокальных объектов.

Оборудование: письмо, телефоны (из трубок, дисковый, кнопочный, сотовый, предметные картинки, мяч, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, морфологическая таблица.

Ход занятия:

- Ребята, к нам в группу пришло письмо из краеведческого музея. Давайте прочтем это письмо. «Здравствуйте, пишет вам экскурсовод из музея. «У меня зазвонил телефон… » - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но не всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Приглашаем вас принять участие в выставке телефонов будущего. Ждем ваших работ. Всем удачи. До свидания».

- Ребята, мы будем принимать участие в выставке? (Ответы детей.) А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать? (Ответы детей).

- Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона. Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? (Нет, телефона тогда еще не было).

- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей).

- Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН».

Показываю телефон из трубок. Вместе с детьми его рассматриваем.

- Что необычного для нас в этом телефоне? (Ответы детей) .

- Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.

- Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск.

Показываю детям дисковый телефон. Рассматриваем его.

- Давайте подумаем, что хорошего в телефоне с диском? (ответы детей) .

- А что плохого в телефоне с диском? (уставал палец, диск вращался медленно) .

- Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас.

Рассматриваем телефон с кнопками.

- Давайте определим, что хорошего в телефоне с кнопками? (ответы детей) .

- А что плохого в телефоне с кнопками? (таким аппаратом можно пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя и т. д.) .

- Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон.

Предлагаю рассмотреть настоящий мобильный телефон.

- Ребята, а что хорошего в мобильном телефоне? (его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился) .

- Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.

- А что плохого в мобильном телефоне? (можно его потерять, вредный для здоровья, может сломаться, может сесть батарейка и т. д.) .

- Вот так появился телефон, но и сейчас ученые придумывают новые виды телефонов.

- А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)

Дети становятся в круг. Бросаю мяч и называю любой предмет, например, книга. Ребенок бросает мяч обратно и говорит деревом и т. д.

Велосипед – железом;

Шкаф – деревом;

Хлеб – мукой;

Дуб – желудем;

Корова – теленком;

Лягушка – головастиком;

Бабочка – гусеницей;

Дом – кирпичами;

Ботинки – кожей.

- Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в выставке. В этом нам поможет волшебная таблица (морфологическая таблица).

С помощью морфологической таблицы составляем изображение телефона, задаю детям параметры внешнего вида телефона (форму корпуса, цвет корпуса, форму экрана, материал, количество и цвет кнопок). Сообщаю детям, что последняя строка в таблице обозначает дополнительные детали телефона, но она осталась не заполненной. Поэтому ребятам необходимо самим пофантазировать и дорисовать детали своим телефонам.

- Внешний вид своих телефонов вы придумали. А сейчас мы придумаем свойства нашим телефонам, какими они будут. Нужно выбрать четыре картинки и назвать к предметам, изображенным на этих картинках по два свойства. Затем эти свойства мы будем переносить на слово телефон. Дети называют свойства, обозначаю их схематично, например, свойство веселый – улыбка и т. д. (Метод фокальных объектов).

Предлагаю каждому ребенку выбрать для своего телефона любое свойство (например, веселый) и рассказать про свой «веселый» телефон так, чтобы захотелось его приобрести.

Дети по очереди рассказывают про свой телефон.

- Молодцы, ребята, вы все придумали очень необычные, интересные телефоны.

- Дети, что нового вы сегодня узнали? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?

- Может быть, в будущем такие телефоны будут продаваться в магазинах?

- А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующей встрече.

- А сейчас давайте организуем в группе выставку телефонов будущего, на них посмотрят взрослые, дети из других групп. Потом мы отправим их на выставку в музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в прошлое телефона»

Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовате...

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Программное содержаниеЗакрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать тип...

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона»в рамках недели "Наука и экспериментирование"  Цел...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию связной речи с использованием методов ТРИЗ- ОТСМ-РТВ "Перчатки"

С помощью системного оператора учитель- логопед закрепляет навыки детей в использовании речи-рассуждения, речи-доказательства; развивает умение детей формулировать вопрос и вступать в коммуникацию с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»

Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...