Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации прогулок для детей подготовительного возраста.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Зосик Наталия Дмитриевна

    Осень – Зима - Весна

     

    Методические рекомендации по организации прогулок для детей подготовительного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progulka_podgotov._gr.docx43.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Осень – Зима - Весна

    Методические рекомендации по организации прогулок для детей подготовительного возраста.

    Прогулка на 1 и 2 неделю сентября.

    Нахождение осенних примет.

    Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились жёлтые листья.)

    Наблюдение за дождём.

    В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекают струйки воды по стёклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Определить характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.; сравнить.

    Приметы: тёплая осень к долгой зиме; если с дерева лист не чисто упадёт, будет холодная зима; если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы; после дождя похолодало – к ясной погоде; дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

    Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, и рвёт, и льёт, и снизу метёт»; «День с дождями – гриб пойдёт полками»; «Весной дождь парит – осенью мочит»; «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».

    Дидактические игры: «Природа и человек», «Наоборот», «Что растёт в лесу?», «Назови три предмета», «Назови растение с нужным звуком», «Добавь слог».

    Индивидуальная работа.

     Потренировать ребёнка в узнавании клёна, дуба, берёзы, рябины, тополя, осины по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорить с ребёнком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

     Например: алые листья клёна, золотые листья берёзы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Уличные тени».

    Показать на опыте, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

     Опыт «Полёт семян одуванчика».

    Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на неё, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.

    Трудовые поручения.

    Вместе с воспитателем дети наводят порядок на своём участке и возле него: убирают мусор, веточки, упавшие листья. В цветниках убрать вместе с воспитателем засохшие растения, отцветшие стебли и цветы. Рассмотреть созревающие семена, на самые красивые экземпляры повесить красные ленточки, для того чтобы позже собрать семена.

    Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Красочки», игра – забава «Узнай по звуку», русская народная игра «Пчёлки и ласточка».

     Спортивные игры.

     Катание на самокате.

    Обучать технике движения по начерченным линиям, тренировать вестибулярный аппарат.

    Спортивная игра баскетбол.

    Упражнять в разнообразных действиях с мячом, предоставить возможность свободно играть в баскетбол.

    Прогулка на 3 и 4 неделю сентября.

    Рассматривание травянистых растений.

    Воспитатель, выйдя на прогулку, спрашивает ребят, вся ли трава высохла. Все вместе ищут подорожник, одуванчик. Эти травы не боятся холодов. Корень остаётся в земле, тогда как все наземные части отмирают, а весной на этом месте вырастет новое растение. Этим они отличаются от деревьев и кустарников, которые не теряют свои наземные части.

    Сравнить кустарники с травой, найти видимые отличия и сходство для всех растений.

    Наблюдение за поведением птиц.

    Воспитатель просит назвать перелётных и зимующих птиц, рассказывает о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, поясняет, что вечером голоса становятся всё тише и тише, потому что птицы готовятся ко сну (они находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или в ветвях деревьев).

    Приметы: с сентября и лист на деревьях не держится; чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; воробьи собираются в густой листве и шумно «митингуют» - к ясной погоде; ласточки высоко летают – к ясной погоде.

    Поговорки и пословицы: «От осени к лету – ворота нету»; «Без воды зима не станет»; «Всякая птица своим пером гордится»; «Всякая птица своим клювом сыта».

    Дидактические игры: «Отгадай, что за растение»; «Похож – не похож»; «Что за птица?»; «Угадай, что в мешочке»; «Придумай сам»; «Отгадай – ка!».

    Индивидуальная работа.

     Заучивание четверостишия, которое поможет детям запомнить названия месяцев осени.

    Сентябрь, октябрь, ноябрь

    С дождём и листопадом.

    И птицы улетают,

    И детям в школу надо.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Пар – это тоже вода».

    Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

    Опыт «Летающие семена».

    Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени (например, фасолину и семя клёна). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

    Трудовые поручения.

     Вместе с воспитателем начать сбор семян, красивых веточек и листьев для гербария и поделок из природного материала.

    Вместе с воспитателем вскопать землю под кустарниками и деревьями на своём участке.

    Подвижные игры: «Жмурки», «Пустое место», «Гуси – лебеди», «Хитрая лиса», «Медведь и пчёлы», игра – забава «Где звук?», русская народная игра «Мячик кверху».

    Спортивные игры.

    Спортивная игра в бадминтон.

    Учить выполнять удары по летящему волану, подачу.

    Спортивная игра городки.

    Совершенствовать умение детей принимать и сохранять стойку игрока, правильно держать биту.

    Прогулка на 1 и 2 неделю октября.

    Наблюдение за изменением температуры воздуха и его причинами.

    Воспитатель подводит к выводу, что температура воздуха с каждым днём понижается, становится холоднее. Это связано с тем, что солнце меньше освещает, следовательно, меньше прогревает землю и воздух, поэтому становится прохладно.

     Наблюдение за способом падения листвы и семян.

    Воспитатель обращает внимание детей на способ падения листьев и семян у разных деревьев. Листья падают по–разному: у сосны – стремительно и прямо вниз; у клёна – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опустятся на землю; у ясеня – как будто засохшие листья. Опавшие листья защищают корни от вымирания, а разлагаясь, превращаются в прекрасное удобрение для растений.

    Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; если берёза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя.

    Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холодно будет»; «Плод дерева ешь, а кору не снимай»; «Яблоко от яблоньки недалеко откатится».

    Дидактические игры: «Бывает – не бывает»; «Узнай, чей лист»; «Расскажи без слов»; «Похож – не похож»; «Найдите, что опишу»; «Летает – не летает».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить названия овощей. Закрепить знания о труде взрослых на полях и огородах.

    Закрепить названия фруктов. Закрепить знания о труде взрослых в садах.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

    В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло – коричневая), полить землю из лейки, предложить детям опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой.

    Трудовые поручения.

    Уборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы.

    На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.

    Подвижные игры: «Угадай, что поймал», «Лягушки», «Замри», «К названному дереву беги». Русская народная игра «Волк», «Большой мяч».

    Спортивные игры.

     Элементы спортивной игры футбол, шуточное соревнование «Игра парами».

    Обучать детей выполнять движения с мячом к воротам соперника в паре.

    Игра – эстафета «Донеси – не урони».

    Упражнять детей в передаче эстафеты, выполнении движений в быстром темпе.

    Прогулка на 3 и 4 неделю октября.

    Наблюдение за насекомыми.

    Обратить внимание, что после первых заморозков насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать их на участке. Насекомые забираются в укромные места: под кору, под сухие листья, в щели домов и стволов растений и засыпают до весны – их не надо трогать.

    Наблюдение за небом, воздухом.

    Обратить внимание на небо: там плывут облака, летают самолёты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли. Небо – это воздух, который окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

    Приметы: облака идут низко – возможен дождь; на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю; поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.

    Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка октябрь, да ноябрь и его переходил»; «У каждой пташки - свои замашки»; «Вороне соколом не быть».

     Дидактические игры: «Что растёт в лесу»; «Отгадай, что за растения»; «Назови три предмета»; «Что за птица»; «Отгадываем загадки»; «Расскажи без слов».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить названия насекомых. Закрепить знания о подготовке насекомых к зиме.

    Закрепить названия перелётных птиц. Закрепить знания о подготовке птиц к отлёту.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт с воздухом.

    Потихоньку выпускать воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.

    Опыт «Необходимость воздуха для дыхания человека».

    Закрыть нос и рот и попробовать не дышать некоторое время.

    Трудовые поручения.

     Вместе с воспитателем собрать самые красивые по окраске листья для гербария, букета в группе и панно.

    Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.

    Подвижные игры: «Пробеги тихо», «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы», «Гуси – лебеди», «Космонавты», «Медведь и пчёлы». Русская народная игра «Мячик кверху».

    Спортивные игры.

    Игра – эстафета «Бег парами».

    Развивать скоростные качества, ловкость, способствовать закаливанию организма.

    Спортивная игра городки.

    Совершенствовать умение детей принимать и сохранять стойку игрока, правильно держать биту.

    Прогулка на 1 и 2 неделю ноября.

    Наблюдение за голубями.

    Воспитатель предлагает рассмотреть повадки птиц, их полёт. При помощи чего птицы летают? Из чего состоит перо? (Маховое – для полёта, пуховое – для согревания тела птицы.)

     Наблюдение за одеждой взрослых и детей.

    Воспитатель обращает внимание детей на одежду людей. Просит назвать части одежды, сравнить её с летней, рассказать, почему она изменилась.

    Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий; в ноябре зима с осенью борется; ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь.

    Поговорки и пословицы: «Ноябрь – сумерки года»; «Ноябрь осень замыкает»; «Ноябрь – поворот на зиму»; «Ноябрь – ледостав и кузнец».

    Дидактические игры: «Вспомни разные слова»; «Лесник»; «Кто где живёт»; «Стоп! Палочка, остановись»; «Назови птицу с нужным звуком»; «Третий лишний».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о поздней осени, названия грибов и ягод.

     Закрепить знания о домашних животных и их детёнышах.

     Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт по полёту пёрышек.

     Показать какие перья лучше летают в воздухе и почему.

     Опыт «Воздух невидим».

    Взять ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и предложить детям, закрыть глаза, последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся вокруг.

    Трудовые поручения.

    Назвать садовый инвентарь и правила безопасной работы с ним. Вместе с воспитателем уборка опавшей листвы на участке и возле него, помочь детям младшей группы.

    Подвижные игры: «Шофёры», «Жмурки», «Стоп!», «Стайка», «Кот на крыше». Игра народов Севера «Перетяни».

    Спортивные игры.

     Игра – эстафета «Не урони мешочек».

    Упражнять детей в передаче эстафеты, учить выполнять игровые действия в быстром темпе.

    Игра – эстафета «Точно в цель».

    Совершенствовать умение детей выполнять замах и бросок при метании.

    Прогулка на 3 и 4 неделю ноября.

    Наблюдение за изменением цвета неба.

    Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось; хорошо видно, что вверху оно тёмно – голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из - за того что деревья стоят без листвы и сквозь их ветви просматривается небо.

    Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха.

    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать его можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

    Приметы: птицы запели в дождь – к ясной погоде; птицы хохлятся – к ненастью; если синичка с утра начинает пищать, ночью будет мороз; галки собираются стаями и кричат – будет ясная погода; грач улетает – скоро пойдёт снег.

    Поговорки и пословицы: «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забираются»; «Ноябрьские ночи до снега темны»; «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются».

     Дидактические игры: «Птицы (звери, рыбы)»; «Кому что нужно»; «Кто больше знает»; «Какая? Какой? Какое?»; «Где что можно делать»; «Когда это бывает?»; «Какое время года».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о диких животных и их детёнышах.

    Закрепить знания об осенней одежде, обуви, головных уборах.

     Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Здравствуй, ветер!».

    Показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым (с помощью кораблика, который плывёт по луже).

    Опыт «Прозрачность льда».

    В прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и выставить на ночь за окно. Утром рассмотреть: через лёд видны замёрзшие предметы.

    Трудовые поручения.

     Помочь дворнику убрать опавшую листву в специальную яму, приготовленную для перегнивания листвы.

    Подкармливание зимующих птиц (насыпать корм, подбирать его в соответствии с тем, какие птицы прилетают на участок).

    Подвижные игры: «Жмурки», «Пустое место», «Лягушки и цапля», «Ловушка». Русская народная игра «Ключи». Игра – забава «Где звук?»

    Спортивные игры.

    Упражнение «Мы меткие».

    Упражнять детей в метании мешочков с песком, правой и левой рукой на дальность.

     Упражнение «Вот как я могу!».

     Упражнять детей в прыжках через большой обруч, используемый как скакалка.

    Прогулка на 1 и 2 неделю декабря.

    Наблюдение за долготой дня.

    Воспитатель обращает внимание детей на положение солнца, на то, что дни становятся короче, а ночь длиннее. Вместе с детьми делает вывод, что чем короче день, тем меньше светит и греет солнце, тем температура воздуха ниже и тем становится холоднее.

     Наблюдение за погодой.

    Воспитатель обращает внимание детей на погоду, просит охарактеризовать её (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов; сравнивает погоду со вчерашней, выясняет, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы.

    Приметы: зимой солнце садится в облака – к снегопаду; солнце всходит красное – на метель; звёзды ярко блещут – к морозу; яркие звёзды -  к морозу, тусклые – к оттепели.

    Поговорки и пословицы: «Зима лето пугает, да всё равно тает»; «Зима без снегу – не быть хлебу»; «Зима лето строит».

    Дидактические игры: «Наоборот»; «Природа и человек»; «Назови три предмета»; «Добавь слог»; «Не ошибись»; «Найди предмет той же формы».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить названия зимних месяцев, зимующих птиц, диких животных зимой.

    Закрепить названия мебели, частей мебели.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

     С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить на участке, несколько принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

    Опыт «Вода и снег».

    Внести в группу снег и лёд и выяснить, где вода быстрее растает. В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье лёд.

    Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.  

    Трудовые поручения.

    Вместе с воспитателем расчистить дорожки от снега, помочь дворнику снег собрать в лунки деревьев, кустарников, и цветников. Сказать, для чего это делается (защита системы то морозов, запас воды для корней).

    Подвижные игры: «Стоп!», «Мороз, Красный нос», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк». Русская народная игра «Ключи». Игра – забава «Узнай по звуку».

    Спортивные игры.

     Игра – эстафета «Передал садись».

    Закреплять правильное выполнение детьми основных видов движений.

    Оздоровительная ходьба по территории детского сада.

    Катание на санках.

    Прогулка на 3 и 4 неделю декабря.

    Наблюдение за снегопадом.

    Выйдя на прогулку вместе с детьми, воспитатель любуется красотой этого зимнего явления. Определяет силу ветра по кружению снежинок. Вместе рассматривают снежинки на тёмной поверхности, пальто, варежках, куртках.

    Наблюдение за следами птиц на снегу.

    Воспитатель обращает внимание на следы птиц на свеже – выпавшем снегу. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у неё ноги длиннее, чем у воробья и голубя).

    Приметы: в начале зимы шёл сильный снег – в начале лета пойдёт сильный дождь; зима холодная – лето тёплое; дым от труб идёт вверх – к морозу; если зимой сухо и тепло летом будет сухо и жарко.

    Поговорки и пословицы: «Снежок подпал и следок застлал»; «Снега нет, и следа нет»; «Декабрь – месяц лютый, спрашивает как обутый»; «Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвёт».  

     Дидактические игры: «Летает – не летает»; «Придумай сам»; «Найдите, что опишу»; «Отгадай – ка!»; «Что это за птица?»; «Третий лишний».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить названия видов посуды. Закрепить знания из каких материалов сделана посуда.

    Закрепить знания по теме «Новый год».

    Отгадывание загадок по темам.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Таяние и замерзание воды».

    Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лёд растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд.

    Опыт «Защитные свойства снега».

    Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

    Трудовые поручения.

     Уборка участка от снега. Напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников. Учить детей работать слажено, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.  

    Подвижные игры: «Мяч водящему», «Рыбак и рыбки», «Горелки», «Волк во рву», «Не попадись!». Игра – забава «Успей подхватить».

    Спортивные игры.

    Игра – эстафета «Хоккеисты».  

    Упражнять детей в прокатывании шайбы клюшкой в заданном направлении.

    Катание на санках.

    Скольжение по ледяным дорожкам.

    Учить детей энергично отталкиваться, скользить, вынося одну ногу вперёд, сохранять равновесие.

    Прогулка на 1 и 2 неделю января.

    Наблюдение за снежинками.

    Рассмотреть снежинки. Какие они? На что похожи?

     Наблюдение за скрипом снега.

    Воспитатель просит детей послушать, как скрипит снег под ногами. Сказать, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твёрдых снежинок.  

    Приметы: сильные холода сулят надёжный урожай; если в январе висит много частых и длинных сосулек, урожай будет хороший; если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

    Поговорки и пословицы: «Зима резвится не только в лесу, но и у нас на носу»; «Готовь зимой телегу, а летом сани»; «Всё зимой сгожается, что летом урождается».

    Дидактические игры: «Отгадай – ка!»; «Кому что нужно?»; «Что это такое»; «Кто ты?»; «Не зевай»; «Дополни предложение».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о транспорте, видах транспорта, профессиях на транспорте.

    Отгадывание загадок по темам.

     Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт 1 «Свойства снега».

     Опыт 2 «Слепи снежок».

     В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещении и вновь предложить слепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

    Трудовые поручения.

    Стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада. Объяснить детям, для чего это надо делать.

    Дети совместно с воспитателем посыпают дорожки песком.

    Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Пузырь», «Повар», «Совушка». Игра – забава «Кто быстрее?». Русская народная игра «Волк».

    Спортивные игры.

     Хоккей с мячом.

    Продолжать знакомить детей с правилами и атрибутами игры.

    Игра – эстафета «Кто первый?»

    Учить детей соблюдать правила эстафеты.

    Прогулка на 3 и 4 неделю января.

    Наблюдение за красотой деревьев.

    Обратить внимание детей на красоту деревьев в любую погоду. В солнечный день приятно смотреть на ярко – голубое небо сквозь кружевные сплетения веток, освещённых лучами солнца.

    Наблюдение за погодой.

    Выйдя на прогулку, обращает внимание на погоду, как она изменилась по сравнению со вчерашней. Употребляет как можно больше эпитетов. Солнце стало раньше всходить, день увеличивается, значит, скоро пройдут морозы.

    Приметы: если январь был в прошлом году тёплый, то январь этого года будет холодный; если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое; морозный январь – урожайный год.

     

    Поговорки и пословицы: «Январь – году начало, зиме середина»; «Январь – вершина зимы»; «Солнце на лето, зима на мороз»; «В январе что ни ночь, то тьма короче».

     Дидактические игры: «Где я был?»; «Так бывает или нет?»; «Найди противоположные слова»; «Это правда или нет»; «Надо сказать по-другому»; «Вспомни разные слова».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о профессиях взрослых.

    Закрепить знания о труде на селе.

    Отгадывание загадок по темам.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

     С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить на участке, несколько принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

    Опыт. После снегопада интересно измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр. Показать детям и промерить глубину выпавшего снега.

    Трудовые поручения.

     Расчистка дорожек от снега и перенесение снега в лунки деревьев, цветников и кустарников.

    Помочь дворнику посыпать дорожки песком, напомнить, для чего это надо делать. Прививать уважение к любому труду.

    Подвижные игры: «Охотники и звери», «Ключи», «Два Мороза», «Замени предмет». Игра – забава «Снежная карусель». Русская народная игра «Снежная баба».  

    Спортивные игры.

    Игра – соревнование «Кто самый меткий?»

    Учить детей выполнять метание на дальность правой и левой рукой.

    Скольжение по ледяным дорожкам.

    Учить детей энергично отталкиваться, скользить, вынося одну ногу вперёд, сохранять равновесие.

    Прогулка на 1 и 2 неделю февраля.

    Наблюдение за солнцем.

    Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светлого дня (чем выше солнце, тем день длиннее).

     Наблюдение за силой ветра.

    В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить ребят, откуда дует ветер, определить его силу по качающимся веткам деревьев.

    Приметы: холодные северные ветры – к урожаю; безоблачно, ветер северный – морозы усилятся; дует ветер, а инея нет – быть бурану; если ночью был иней – к ветру.

    Поговорки и пословицы: «Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет»; «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».

    Дидактические игры: «Отгадай слово»; «Стук да стук, найди слово, милый друг»; «Какое время года?»; «Какая? Какой? Какое?»; «Кто больше вспомнит»; «Придумай другое слово».

    Индивидуальная работа.

     Учить детей соотносить орудия с профессией людей.

     Закрепить знания о животных жарких стран, повадках, детёнышах.

     Отгадывание загадок по темам.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Лёд – твёрдая вода».

     Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине сосульки растают через разные промежутки времени.

    Опыт «Прозрачность льда».

    В прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и выставить на ночь за окно. Утром рассмотреть: через лёд видны замёрзшие предметы.

    Трудовые поручения.

    Помощь детям младшей группы в постройке снеговиков.

    Вместе с воспитателем расчистить дорожки от снега, сгребая его в лунки деревьев, кустарников и цветников.

    Подвижные игры: «Мороз, Красный нос», «Зайцы и медведь», «Пустое место», «Стоп», «Догони свою пару». Русская народная игра «Стадо». Зимняя забава «Снежная карусель».

    Спортивные игры.

     Спортивная игра хоккей с мячом.

    Совершенствовать умение детей выполнять броски по воротам: короткие броски и броски с широким замахом.

    Игры – эстафеты с санками.

    Совершенствовать умение выполнять разнообразные действия на санках и с санками.

    Прогулка на 3 и 4 неделю февраля.

    Наблюдение за следами птиц.

    Воспитатель обращает внимание на следы птиц на снегу. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у неё ноги длиннее, чем у воробья и голубя).

     

    Рассматривание деревьев.

    Рассматривание и сравнение веток деревьев. Уточнить знания детей о расположении веток разных деревьев, как умеют определять названия деревьев и кустарников, которые стоят без листвы.

    Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель; если воробьи собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели; если ночью был иней – к ветру; ветер подул зимой северной стороны – к большим холодам.

    Поговорки и пословицы: «В феврале зима с весной встречается впервой»; «Вьюги да метели под февраль полетели».

    Дидактические игры: «Путешествие»; «Кто где живёт?»; «Третий лишний»; «О чём я сказала?»; «Как сказать по-другому?»; «Что это значит?».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о комнатных растениях, размножении, уходе.

    Закрепить знания о жизни животных рек, озёр, прудов, морей и океанов.

     Отгадывание загадок по темам.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт со следами.

     Рассмотреть следы птиц. Найти следы вороны и определить, где она взлетела.

     Опыт «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры».

    Внести сосульку в тёплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

    Трудовые поручения.

     Ремонт кормушек.

    Помощь дворнику в посыпании дорожек песком. Уборка участка от опавших веток.

    Подвижные игры: «Ловишки на одной ноге», «Два Мороза», «Крепость», «Бездомный заяц», «Ловишки». Игра народов Севера «Перетягивание». Зимняя забава «Кто дальше».

    Спортивные игры.

    Игровое упражнение «Кто дальше бросит?»

    Упражнять детей в метании снежков на дальность.

    Скольжение по ледяным дорожкам.

    Учить детей энергично отталкиваться, скользить, вынося одну ногу вперёд, сохранять равновесие.

    Прогулка на 1 и 2 неделю марта.

    Наблюдение за таянием снега и льда.

    Воспитатель вместе с детьми определяет, где снег и лёд тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лёд, а днём он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет? Устанавливает связь с температурой воздуха.

     Наблюдение за весенним небом и облаками.

    Наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Найти на ясном голубом небе лёгкое облачко и предложить детям проследить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и меняет форму.

    Приметы: снег быстро тает и воду быстро бегут дружно – к мокрому лету; вороны на снег садятся – к оттепели; если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной.

    Поговорки и пословицы: «Март - не весна, предвесенье»; «Иногда и март морозом хвалится»; «В марте день с ночью меряется, равняется»; «В марте мороз скрипуч, да не жгуч».

    Дидактические игры: «Когда это бывает?»; «Закончи предложение»; «Какое что бывает»; «Скажи по-другому»; «Придумай сам»; «Отгадай-ка».

    Индивидуальная работа.

     Закрепить знания о ранней весне, весенних месяцах, первых весенних цветах, мамином празднике.

    Закрепить знания о России.

    Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Вода и снег».

    Внести в группу снег и лёд и выяснить, где вода быстрее растает. В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье лёд.

    Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.  

    Опыт «Прозрачность льда».

    В прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и выставить на ночь за окно. Утром рассмотреть: через лёд видны замёрзшие предметы.

    Трудовые поручения.

    Помощь дворнику убрать оставшийся снег с дорожек.

    Сгребание оставшегося снега в лунки деревьев, кустарников и цветочных клумб.

    Подвижные игры: «Мышеловка», «Сделай фигуру», «Хитрая лиса», «Ловишки на одной ноге», «Удочка». Русская народная игра «Мячик кверху». Игра – забава «Успей подхватить».

    Спортивные игры.

     Игровое упражнение «Змея».

    Упражнять детей в ходьбе змейкой между предметами, учить выполнять плавные повороты.

    Упражнение «Гимнастическое бревно».

    Упражнять детей в ходьбе приставным шагом вправо и влево по бревну.

    Прогулка на 3 и 4 неделю марта.

    Наблюдение за деревьями (почками).

    Рассмотреть почки на деревьях и кустарниках. При наступлении тёплых дней почки начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки.

    Сравнить почки различных деревьев и кустарников.

    Наблюдение за насекомыми.

    Воспитатель учит детей различать насекомых по внешнему виду, отличать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности передвижения.

    Приметы: если снег тает от солнышка, буде урожайный год, от, дождя - жди засухи; облака идут против ветра- к снегу; облака движутся с севера на юг – хорошая погода.

    Поговорки и пословицы: «Март – весне брат и зиме не рад»; «Март зиму ломает, новому сезону дорожку даёт»; «Весна и червяка оживит»; «Вешний день – целый год кормит».

    Дидактические игры: «Придумай другое слово»; «Да-нет»; «Наоборот»; «Найдите, что опишу»; «Добавь слог»; «Отгадайте, что за растение».

    Индивидуальная работа.

      Закрепить знания по теме «Москва – столица России».

      Заучивание отрывка стихотворения Ф. Глинки «Москва».

      Закрепить знания по теме «Наш родной город».

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Таяние и замерзание воды».

    Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лёд растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд.  

    Опыт «Зависимость роста травы и деревьев от освещённости места обитания».

    Воспитатель обращает внимание детей что в местах, прогреваемых солнцем, растения появляются раньше, чем в тени, и растут здесь быстрее.

    Трудовые поручения.

     По мере загрязнения убирать участок группы и близлежащие дорожки, помочь в уборке детям младших групп.

    Вместе с воспитателем навести порядок на участке и дорожках на территории детского сада. Размести веником большие лужи.

    Подвижные игры: «Быстро возьми», «Кот Васька», «Не попадись!», «Гуси - лебеди», «Сделай фигуру». Игра – забава «Узнай по звуку». Русская народная игра «Пчёлки и ласточки».

    Спортивные игры.

    Игровое упражнение «Скок, поскок».

    Упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах через предметы.

    Упражнение «Баскетболисты».

    Упражнять детей в перебрасывании мяча друг другу разными способами.  

    Прогулка на 1 и 2 неделю апреля.

    Рассматривание растений.

    Обратить внимание детей на разнообразие растительного мира, формы растений, отличие деревьев от кустарников, травянистых растений. Полюбоваться красотой весенней природы, растительным миром, просыпающимся после зимнего сна.

    Наблюдение за дождевым червём.

    Воспитатель продолжает знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособленность к почвенной среде.

    Приметы: в апреле ясные ночи кончаются заморозками; солнце в туман садится – к дождю; днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.

    Поговорки и пословицы: «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет»; «Солнышко с апрельской горки в лето катится»; «Не ломай печи – ещё апрель на дворе».

    Дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем»; «Природа и человек»; «Бывает-не бывает»; «Птицы, звери, рыбы»; «Что за насекомое?»; «Да или нет?».

    Индивидуальная работа.

    Вспомнить названия произведений С. Я. Маршака («Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый – полосатый» и т. д.). Выучить с детьми отрывок из любого произведения С. Я. Маршака.

     Вспомнить названия произведений С. В. Михалкова («А что у вас?», «Дядя Стёпа», «Трезор», «Котята» и т. д.). Выучить с детьми отрывок из любого произведения С. В. Михалкова.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт «Солнце высушивает предметы».

     Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет.

    Опыт «Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли».

    В коробку с землёй, камешками, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и земле. Черви вылезают наружу из – за нехватки кислорода в почве.

    Трудовые поручения.

    Вместе с воспитателем начинать окапывать лунки деревьев и кустарников, находящихся на территории участка группы.

    По мере того как участок детского сада освобождается от снега, воспитатель организует с детьми уборку своего участка и помогает дворнику убирать дорожки.

    Подвижные игры: «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Быстро возьми», «Солнечные зайчики», «Бездомный заяц». Игра – забава «Узнай по звуку». Русская народная игра «Мячик кверху».

    Спортивные игры.

     Игровое упражнение «Тут прохожим не пройти…»

    Упражнять детей в выполнении прыжков через скакалку, развивать координацию движений.

    Упражнение «Партизаны».

    Упражнять детей в ходьбе «след в след», в беге змейкой.

    Прогулка на 3 и 4 неделю апреля.

    Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям).

    Рассказать детям о том временах, когда не было часов, метеорологов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду.  

    Наблюдение за воробьями.

    Воспитатель предлагает понаблюдать за воробьями. Как изменилось их поведение по сравнению с зимним временем?

    Приметы: солнечный день цветки одуванчика закрылись- быть дождю; одуванчик раскрывается в 5 – 6 часов утра, а закрывается в 16- 17 часов; сирень пахнет обычного сильней - к дождю; из березы течет много сока – к дождливому лету.

    Поговорки и пословицы: «Ни холодней марта, ни теплее мая не бывает апреля»; «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Вода на лугу – сено в стогу»; «Апрельский снежок ломает цветок».

    Дидактические игры: «Придумай сам»; «Похож - не похож»; «Кто больше слов придумает»; «Отгадай – ка!»; «Охотник»; «Лесник».

    Индивидуальная работа.

    Вспомнить названия произведений К. И. Чуковского («Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце» и т. д.). Выучить с детьми отрывок из любого произведения К. И. Чуковского.

    Вспомнить названия произведений А. Л. Барто («Помощница», «Снегирь», «Машенька», «В защиту Деда Мороза» и т. д.). Отгадывание строк из произведений А. Л. Барто.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт «Зелёный кузнечик на зелёной бумаге, белый кузнечик на зелёной бумаге».

    Сделать выводы: форма тела и окраска является защитными приспособлениями насекомого.  

    Опыт «Водопроницаемость песка и глины».

    Обратить внимание детей, что песок быстрее пропускает воду, чем глина.

    Трудовые поручения.

     Вместе с детьми подготовить грядки под посадку, разровнять землю, сделать грядки.

    После дождя убрать сломанные веточки, привести в порядок участок группы.

    Подвижные игры: «Повар», «Охотники и утки», «Где мы были, не скажем». «Не дай мяч водящему», «Замри», «Стоп».

    Спортивные игры.

    Упражнение «Попади в цель».

    Упражнять детей в выполнении бросков в горизонтальную цель набивным мешочком.

    Игра – эстафета «С кочки на кочку».

    Совершенствовать умение детей выполнять прыжки с ноги на ногу из обруча в обруч.

    Прогулка на 1 и 2 неделю мая.

    Наблюдение за посадкой семя в клумбы.

    При посадки различны семян в цветники напомнить детям, какие условия необходимы для нормального роста и развития растения. Почему мы сажаем семена тогда, когда солнышко хорошо прогрело землю.

    Наблюдение за растениями.

    Воспитатель обращает внимание на растения, вспоминает формы, изменения, происходящие в живой природе с прибавлением светового дня, с увеличением количеством тёплых дней, прогревом почвы.

    Приметы: багровые зори – к ветру; во время восхода солнце духота – к ненастью; голуби разворковались к ясной погоде; майская травка и голодного кормят.

    Поговорки и пословицы: «Ай да месяц май: и тепел, и голоден»; «Где в апреле река, там в июле лужица»; «Кто весной трудиться рад, тот осенью будет рад».

    Дидактические игры: «Что это значит?»; «Вершки – корешки»; «Скажи, что ты слышишь?»; «Что происходит в природе?»; «Что это такое?»; «Хорошо – плохо».  

    Индивидуальная работа.

    Закрепление знаний о поздней весне, растениях и животных весной, перелётных птицах.

     Отгадывание загадок по темам.

    Опытно – экспериментальная деятельность.

     Опыт по выявлению движения солнца по небосводу.

     Измерить длину тени дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днём становится короче. Сделать вывод: солнце с каждым днём поднимается всё выше и выше.

    Трудовые поручения.

    Освобождение цветника от прошлогодних увядших стеблей и листьев, мусора и камней. Подготовка к посадке семян. Выдёргивать стебли надо аккуратно, чтобы не повредить корневую систему растения, находящуюся под землёй.

    Подвижные игры: «Картошка», «Волк», «Лягушки и цапля», «Пустое место». Игра – забава «Считайте ногами».

    Спортивные игры.

     Катание на самокате.

    Обучать технике движения по начерченным линиям, тренировать вестибулярный аппарат.

    Спортивная игра баскетбол.

    Упражнять в разнообразных действиях с мячом, предоставить возможность свободно играть в баскетбол.

    Прогулка на 3 и 4 неделю мая.

    Наблюдение за солнцем.

    Воспитатель уточняет у детей, когда солнце сильнее греет – утром, днём или вечером. Вместе с детьми думает, что будет если солнце перестанет светить. Подвести к значимости тела и света для всего живого на земле.

    Наблюдение за ветром.

    Воспитатель предлагает детям ответить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер, и как можно определить его силу.

    Приметы: подул северный ветер – похолодает; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; если, пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

    Поговорки и пословицы: «Пришёл май – под кустом рай»; «Май леса наряжает, в гости лето приглашает»; «Увидел скворца – весна у крыльца».

    Дидактические игры: «Что это за птица?»; «Кто знает, пусть продолжит»; «Что происходит в природе?»; «Назови три предмета»; «Помнишь ли ты эти стихи?».

    Индивидуальная работа.

     Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Закрепление знаний о школе, школьных принадлежностях.

     Отгадывание загадок по теме «Школа. Школьные принадлежности».

    Опытно – экспериментальная деятельность.

    Опыт с металлическими предметами.

    Проверить, где они на улице больше нагреваются – в тени или на свету – и в какое время суток. Перед заходом в группу потрогать землю руками в тени и на солнце. Сделать вывод, что на солнце земля теплее, поэтому и трава вырастает быстрее.

    Трудовые поручения.

     Поддерживать чистоту и порядок на своём участке и дорожках возле него. Помочь в уборке детям младших групп. Учить подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда, гордиться выполненной работой.

    Подвижные игры: «Жмурки», «Не намочи ног», «Карусель», «Ручейки и озёра», «Пятнашки». Игра – забава «Развиваем внимание».

    Спортивные игры.

    Спортивная игра в бадминтон.

    Учить выполнять удары по летящему волану, подачу.

    Спортивная игра городки.

    Совершенствовать умение детей принимать и сохранять стойку игрока, правильно держать биту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

    Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

    Методические рекомендации "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

    Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника....

    Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

    Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблем...

    Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

    Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...