НОД "Поможем капельке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД учит детей бережному отношению к воде, знакомит с понятием "круговорот воды в природе", "акватория", с экосистемой, учит экспериментальной деятельности. Работа над экологическим воспитанием детей проводится в интересной и познавательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_kapelke.doc | 56 КБ |
puteshestvie_vody_shema.doc | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
«Поможем капельке»
НОД по экологии в старшей группе.
Программные задачи
Обучающие:
- Ознакомление с понятиями: «круговорот воды в природе», «акватория»;
- Обучение умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Формирование представлений об искусственных причинах нарушения баланса в экосистеме;
Развивающие:
- Расширение знаний о различных видах водоёмов (родники, реки, моря, озёра и т. д.), воде, её роли в жизни человека и живых организмов;
- Развитие умения ориентироваться в условиях цветовых обозначений на глобусе;
- Развитие экологического мышления в процессе опытнической деятельности;
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу;
- Закрепления желания правильно вести себя в природе.
Материалы и оборудование:
Письмо с рисунком; картина-схема; картинки живой и неживой природы; глобус; макет «Круговорот воды в природе»; баночки с воронкой; марля; вата для фильтра; знаки «Правила поведения в природе».
Ход занятия.
1-ая часть. Организационный момент.
Воспитатель приносит в группу письмо с рисунком.
Воспитатель | Мы получили странное письмо с рисунком. Давайте прочитаем. «Текла по равнине чистая, прозрачная река. Построили на берегу завод игрушек. Стало много новых игрушек, что радовало малышей. А завод начал брать чистую воду из реки и спускать в неё грязную. Было много воды в реке, а стало мало – завод расходует. Рыба в реке заболела. Птицы и звери перестали пить воду из неё. Погибает река! Помогите! Капелька». Поможем Капельке и всему живому вернуть чистую речку! Но прежде давайте вспомним, кому и зачем нужна вода? |
2-ая часть. Дидактическая игра «Кому нужна вода?» | |
Дети подходят к картине-схеме. Из картинок живой и неживой природы выбирают только те объекты, которым вода необходима. Прикрепляют картинки к картине-схеме и объясняют, зачем нужна им вода. | |
3-я часть. Работа с глобусом. | |
Воспитатель. | Как вы думаете, на Земле много воды? Очень хорошо видно на глобусе, сколько места занимают на земле вода и суша. Каким цветом обозначена суша? Вода? |
Дети | Зелёным, коричневым, жёлтым выделена суша, голубым – вода. |
Воспитатель | Можно сказать, чего больше - воды или суши на Земле? |
Дети | На Земле больше воды, чем суши. |
Воспитатель | Всё это голубое пространство на глобусе называется акваторией. Она состоит из водоёмов. Какие водоёмы вы знаете? Какие водоёмы занимают больше всего места на глобусе? |
Дети | Есть реки, озёра, ручьи, океаны и моря. Больше места занимают океаны и моря, а меньше – ручьи, реки, озёра. |
Воспитатель | Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках, озёрах? Какую воду больше всего использует человек? |
Дети | Человек использует пресную воду. |
Воспитатель | Расходует человек пресную воду в огромном количестве, а её запасы на Земле постоянно пополняются. А хотите узнать как? |
4-я часть. Круговорот воды в природе. | |
Воспитатель | Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма. Много-много капелек – подружек играют, резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки – подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Они летят всё выше и выше. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекают в водоёмы. Вот так пополняются запасы воды на Земле. Этот процесс называется круговорот воды в природе, от слова «круг», т. е. вода движется по кругу. С земли на небо, с неба на землю. Кто сможет повторить, как движется капелька? Как это называется? |
5-ая часть. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». | |
Воспитатель | Давайте тоже превратимся в капельки и поиграем в их путешествие. |
Звучит музыка, напоминающая дождь. | |
Воспитатель | Я – мама Тучка, а вы – детки-капельки. Вам пора отправляться в путь. |
Под музыку «капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. | |
Воспитатель | Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. |
Дети капельки составляют ручейки, взявшись за руки. | |
Воспитатель | Встретились ручейки и стали одной большой рекой. |
Ручейки соединяются в одну цепочку. | |
Воспитатель | Плывут капельки в большой реке. Текла – текла река и попала в океан. |
Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. | |
Воспитатель | Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке. |
Присевшие на корточки дети поднимаются и вытягивают руки вверх. | |
6-ая часть. Опыт. | |
Воспитатель | Нашей капельке плохо живётся в грязной реке. Как ей помочь? Может, остановить завод игрушек и другие заводы и фабрики? |
Дети | Нельзя, не будет игрушек, машин, тканей, посуды… |
Воспитатель | Тогда давайте научим директора завода, как очистить воду, которую сливает завод. Мы это умеем? Процесс очистки воды Наталья Анатольевна снимет на камеру, а кассету мы отправим директору завода. С помощью чего можно очистить воду? |
Дети | С помощью фильтра. |
Воспитатель | Из чего сделаем наш фильтр? |
Дети | Из марли, ваты. |
Дети разделяются на пары, занимают свои места и начинают фильтровать воду. | |
Воспитатель | Что произошло после фильтрования грязной воды? Посмотрите, у всех ли получился опыт? Почему у этих детей вода чище, чем у всех? Что осталось на фильтре? |
Дети | У их фильтра больше слоёв. Чем тоще фильтр, тем чище вода. На фильтре осталась грязь. |
Воспитатель | Какой совет мы можем дать директору завода, чтобы из труб не вытекала грязная вода? |
Дети | Поставить фильтры на трубы. |
7-ая часть. Дидактическая игра «Выбери знак «Правила поведения в природе»» | |
Воспитатель | Вернёмся к рисунку, полученному в письме. Сточную воду очистят фильтрами. Достаточно ли этого, чтобы нашей Капельке и другим жилось в водоёме уютно? Что ещё можно сделать для реки? Давайте выберем знаки из «Правил поведения в природе», которые подходят к нашему рисунку. Объясните свой выбор. |
Дети рассматривают изображения консервной банки, бутылки, сачка для бабочек, сломанного камыша, фильтра. | |
Дети | Дети, в природе нельзя мусорить, рвать цветы, ломать камыш, бросать бутылки. Все люди должны сохранять и беречь природу. |
Воспитатель | Сейчас мы соберём наши предложения по охране природы и отправим директору завода. А вы сегодня отлично поработали. Помогли маленькой Капельке, которая попала в беду, узнали, кому и зачем нужна вода. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...