Главные вкладки

    самообразование по теме: «Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».
    опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

    Самообразование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_samoobr.docx26.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 80 «Светлячок»

             самообразование по теме:

    «Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».

                                                                Воспитатель: Анисимова Н.Е.

                                                 

    г. Нижневартовск

    Прежде, чем давать знания,

    надо научить думать,

    воспринимать, наблюдать

    В. Сухомлинский

            Тема

    «Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».

    Целью работы является создание системы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью посредством использования метода экспериментирования.

    Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и предлагает решение следующих задач:

       - формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

      - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

      - расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

      - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

    Задачи воспитателя:

    - Сделать подборку и анализ литературы по данной теме.

    - Определить педагогические условия для экспериментирования.

    - Изучить методики формирования знаний, умений, навыков о явлениях окружающей действительности в процессе экспериментирования.

    - Оценить эффективность использования предложенной системы работы.

    Объект исследования  -  педагогические условия, способствующие формированию умений проводить экспериментирование. 

     Гипотеза  -  использование метода экспериментирования дает более качественные результаты в развитии представлений об окружающем мире дошкольников.

    Теоретическую платформу составили работы: Подъяковой Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Гончаровой Е.В., Колчановой, Р.Н.

    Программа «Детство» внедрила экспериментально – исследовательскую деятельность в практику работы с дошкольниками, тем самым обусловила актуальность и выбора моей темы по самообразованию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных способах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами, со средой обитания. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнений, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Вопросы экспериментирования в программе «Детство» проходят через такие разделы, как «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Первые шаги в математику», где в творческих играх практикуется игра – экспериментирование с разными материалами (водой, льдом, песком, магнитами, стеклом, бумагой), «Ребенок открывает мир природы», где дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, проводя опыты. Свою работу по самообразованию я начала с подборки литературы. Из региональных программ проработала и использую в работе программу «Северянка» под редакцией Р.Н. Колчановой. Содержание программы систематизировано с учетом нашего региона, возрастных особенностей детей, где каждый момент прописан через деятельность детского эксперимента. В работах Р.Н. Колчановой, Е.В. Гончаровой материал во многом переплетается с С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, но приближен к практической деятельности нашего региона. В моей работе хорошим помощником является опыт этих авторов.

    Следующим этапом моей работы было создание предметно – игровой среды, сделала подборку дидактических игр. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности администрацией д. сада выделено помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории». Я собрала весь материал для проведения  экспериментально – исследовательской деятельности, куда может привести детей любой воспитатель д. сада.                                            Оборудуя в группе уголок экспериментатора, я постаралась внести в его содержание знакомые предметы. Природный материал: коллекции камней, шишек, ракушек, семян, гербарий; разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т.д.; утилизированный материал: гайки, шурупы, скрепки, болты и т.д.; приборы – помощники: магниты, увеличительные стекла, песочные часы, весы; медицинские материалы: пипетки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, колбы; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, сыпучие предметы и т.д. В результате организации уголка экспериментирования у детей появился интерес к исследовательской деятельности.                                                      Далее я разработала несколько занятий, а также сделала подборку занятий с использованием методов экспериментирования для данного возраста. В своей работе с родителями я провела консультации на темы: «Домашняя лаборатория», «Оздоровление воздуха с помощью растений». Родители посещали «Дни открытых дверей», приняли активное участие в осенней ярмарке. Регулярно  участвуют вместе с детьми в международных, всероссийских, городских  конкурсах.

                   

                  Список используемой литературы                                                        

    1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д. саду» М. 2003г.

    2.Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей средней группы» ДОУ Екатеринбург 2002 г.

    3.Манасеина М.М. «О воспитании ума» М. 1990 г.

    4.Рыжова П.А. «Экологическое образование в детском саду»           М 2001 г. «Игра – экспериментирование» - метод. Пособие «Дошкольная педагогика – 2003 г. «Лаборатория природы» - дошкольное воспитание № 7 2004 г.

    5.Кондратьева Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2001 г.


    6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - методические рекомендации под общей редакцией Л.Н. Прохоровой  

    7.Колчанова Р.Н. «Северянка» - Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях крайнего севера – Екатеринбург 2001 г. –методические рекомендации к Программе экологического воспитания.

    8.Николаева С.Н «Методика экологического воспитания в детском саду» - Академия 1990 г. ; «Юный эколог» - Москва 2001 г..

    9.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом».

    10.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»

    11. Подъяков А.Н. «Исследовательское поведение»

    12.Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

    В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

    Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

    Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

    ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

    Сообщение из опыта работы « Ознакомление детей дошкольного возраста с экономической действительностью согласно с ФГОС ДО»

    Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема имеет большое значение в развитии современного общества.Целью проводимой работы...

    Наблюдение на прогулке как основной метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны неп...

    Элементарные опыты и эксперименты – практические методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих...