Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Кузнецова Татьяна Юрьевна

 Цель занятия-обобщать знания детей о насекомых, продемонстрировать схему развития бабочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 64

Приморского района  Санкт – Петербурга

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

Тема: « Знакомство с насекомыми»

Возрастная группа : подготовительная ( 6 - 7 лет )

Образовательная область : Познавательное развитие

Автор : Кузнецова Татьяна Юрьевна

Должность : воспитатель

Санкт – Петербург

2015

Тема: Знакомство с насекомыми.

Цель: Обобщать знания детей о насекомых, продемонстрировать схему развития бабочки.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:

  1. Дать представление об особенностях их внешнего вида и образе жизни.
  2. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики).
  3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
  4. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  2. Развивать музыкальный слух  
  3. Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения, умение делать простые умозаключения
  4. Развивать мелкую моторику, двигательную активность, умение сочетать речь с движениями.
  5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. Мотивировать детей к самостоятельной познавательной деятельности
  2.  Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  3. Формировать
  4. гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально – коммуникативное, музыкальное развитие.

Предварительная работа: Беседа на тему «Насекомые», знакомство  с насекомыми, чтение художественных произведений о насекомых, организация наблюдений на прогулке за разными насекомыми, просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, просмотр видео и фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение насекомого». 

Материалы и оборудование:

видеоролик «Чудесное превращение бабочки», звуки насекомых на СД диске, тазик с манной крупой, перчатки латексные и шерстяные, сок с трубочкой, иллюстрации насекомых, интерактивный стол, раздаточный материал к игре «Жизненный цикл бабочки».

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Здравствуйте, ребята!

 Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

- Ой, что это? Что за странные звуки?

Воспитатель включает магнитофон со звуками насекомых .

- Что вы услышали? Правильно, это звуки насекомых. Сейчас весна и многие насекомые проснулись.

- Давайте вспомним, каких насекомых мы уже знаем.

 Воспитатель показывает детям иллюстрации насекомых.

- Кто это? Правильно, водомерка. У нее очень длинные ноги, ее тело и кончики ног покрыты жесткими, не смачиваемыми в воде волосками, благодаря чему водомерки приспособлены к скольжению по воде.

А это кто?

- Правильно, жук – олень. Оленем его называют за эти неимоверно огромные челюсти самцов, похожие на рога настоящих оленей.

А это кто?

- Правильно, кузнечик. Голова у него крупная, глаза большие, а усики просто огромные, они у кузнечика длиннее тела.

Благодаря трем парам сильных ног, кузнечик может хорошо прыгать.

А это кто?

- Правильно, пчела. Пчелы получают мед, перерабатывая нектар цветов, и используют его не только для людей, но и для собственного питания, так как пчелы не спят зимой и всю зиму питаются им.

А это кто?

- Божья коровка. Она своей яркой окраской предупреждает об их несъедобности. Если птица или ящерица не считаются с этим предупреждением и ловят божью коровку, то сразу получают доказательство своей ошибки. Жук выпускает капельки едкой жидкости, обладающие неприятным запахом.

 Вот как много вы уже знаете о насекомых.

- Какую пользу приносят насекомые?

- Какой вред от насекомых?

- Давайте подойдем к столу.  Посмотрите, как много насекомых здесь живет. Давайте  внимательно рассмотрим их. Для этого их надо посадить на цветочки.

Воспитатель раздаёт детям цветочки .

-  Один человек будет сажать на цветочек только бабочек. Другой - только стрекоз, третий – божьих коровок, четвёртый – жуков, пятый – пчёл.

- Давайте теперь поиграем. У меня 1 бабочка, а у тебя?

  У меня 1 божья коровка, а у тебя?

- Молодцы, отлично справились, присаживайтесь на свои места.

- Ребята, а какое из насекомых, на ваш взгляд, самое красивое?

- Конечно, бабочка. Посмотрите, какое разнообразие бабочек можно увидеть на нашей планете.

Воспитатель развешивает на магнитной доске фотографии разных видов бабочек.

-  Мы с вами появились на свет очаровательными малышами.

 Мы росли (воспитатель показывает изображение ребёнка),

взрослели (воспитатель показывает изображение взрослого), а потом постареем (воспитатель показывает изображение пожилого человека) . Но на протяжении всей жизни мы оставались людьми. У нас есть голове, глаза, рот, уши, руки и ноги.

Воспитатель закрепляет этапы развития человека на ленте с липучками.

Ребята, а всегда ли бабочка была такой красивой?

- Правильно. Сегодня я хочу вам рассказать о чудесном превращении гусеницы в бабочку. Ведь вам нравятся чудеса?

- Тогда присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель показывает детям видеофильм « Чудесное превращение». Демонстрация фильма сопровождается рассказом о метамофрозе бабочки.

Бабочка отложила много яиц на тыльной стороне листика. Они невзрачные на вид, но не смотря на это часть их склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть и уцелеет. Из них появятся гусеницы, которые начнут поедать листья растений. Гусеница увеличится в размерах и поменяет кожу. Посмотрите на её окрас. Теперь гусеничка может защитить себя. Она выделяет ядовитое вещество, которым обмазывает всё тело, а красные точки на её спине показывает врагам, что он несъедобная. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Но на самом деле в этот момент и начинают происходить настоящие чудеса. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке кожица и  появится на свет бабочка. Её крылышки подсохнут на солнце, расправится и полетит красавица-бабочка по свету. Но живёт она совсем недолго: от 2 - 3 дней до нескольких месяцев. И за это время она должна снова отложить яйца, чтобы продолжилась жизнь.

- Теперь давайте  подойдем к столу и повторим жизненный цикл бабочки.

- Напомните, пожалуйста, какой первый этап жизни бабочки.

- Правильно, давайте закрепим на ленте листочки с яйцами.

  - Что происходит потом?

- Правильно, давайте закрепим гусеницу на ленте.

 - В кого превращается гусеница?

- Кто появляется из куколки?

- Правильно, давайте закрепим нашу красавицу- бабочку на ленте.

- Послушайте стихотворение.

Бабочка на травку села,

Я поймать ее хотела.

На нее я погляжу,

На цветочек посажу.

Мне домой пора идти

Лети, бабочка! Лети!

- Скажите, пожалуйста, почему бабочка летает от одного цветка к другому?

- Правильно, собирают нектар с растений. Теперь я вам предлагаю тоже собрать нектар.  Подойдите к столу с цветочками.

- Давайте попробуем представить себе, что мы бабочки. Расправьте свои крылышки – это ваши руки. Выберите себе цветочек.

Когда бабочка садится на цветок, она складывает крылышки. Сложите ваши руки за спиной и попробуем собрать нектар.

- Не получается? А как же бабочка это делает? Оказывается, у нее вместо рта хоботок и с его помощью она собирает нектар.

- Как же нам это сделать?

- Правильно, нам нужна трубочка. давайте попробуем это собрать нектар с помощью трубочки. Какой вкусный нектар. Теперь бабочка сыта.

Сейчас немного отдохнём.

 Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – улетела.

- Теперь предлагаю подойти к следующему столу. Посмотрите, сколько здесь бабочек, но что-то с ними не так.

- Давайте поможем нашим бабочкам стать красивыми.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим бабочки приносят пользу. Давайте попробуем и мы это сделать.

- У бабочек совсем не такая кожа, как  у нас. Потрогайте вашу кожу. Какая кожа на ощупь.

- Наденьте на руку кожаную перчатку и попробуйте, опустите её в тазик.

 Прилипла ли к ней крупа? Почему?

 - Давайте попробуем надеть варежку и опустить её в тазик.

- Что у вас получилось?

- Правильно, на кожаной перчатке крупа не осталась, а на вязанной осталась. Давайте подумаем, почему? Как вы считаете?

Вот так происходит и с пыльцой на лапках у бабочки.

- Молодцы, давайте подойдем к доске и еще раз полюбуемся разнообразием бабочек. Какая красота, когда мы можем любоваться их разнообразием! Скоро мы увидим их пробуждение в природе.

- Теперь поиграем.

- Давайте на правую руку посадим бабочку, а не левую – цветочек. Слушайте внимательно музыку. Когда высоко музыка – бабочка летит высоко. Когда низко – садится на цветок.

Воспитатель вместе с детьми под музыку изображает полёт бабочек.

- Теперь присаживайтесь на свои места.

- Что интересного мы узнали о бабочках?

Здравствуйте!

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети рассматривают иллюстрации и дают ответы.

Дети подходят к столу и рассматривают насекомых.

Дети берут по цветочку и выполняют задание.

Дети дают ответы:

-А у меня много бабочек.

-А у меня много божьих коровок.

Дети садятся за столы.

Ответы детей.

Дети рассматривают иллюстрации бабочек.

Дети рассматривают таблицы.

Ответы детей.

Дети присаживаются на стульчики.

Дети смотрят на экране видеофильм «Чудесное превращение»

Дети подходят к столу и выкладывают жизненный цикл бабочки на ленте с липучками.

Ответы детей.

Дети слушают стихотворение.

Ответы детей.

Дети подходят к столу.

Дети складывают руки за спиной и пробуют попробовать нектар.

Ответы детей.

Дети с помощью трубочки пробуют нектар (сок)

Проводится физминутка.

Дети подходят к интерактивному столу.

Дети раскрашивают бабочек в разные цвета на интерактивном столе.

Дети подходят к столу, на котором стоит таз с крупой.

Дети надевают резиновую перчатку и пробуют собрать крупу.

Ответы детей.

Дети надевают вязанную варежку и пробуют собрать крупу.

Ответы детей.

Дети подходят к доске и рассматривают иллюстрации бабочек.

Дети берут в руки бабочку и под музыку выполняют различные движения.

Дети присаживаются на свои места.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...