Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
 
Задачи: обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук, перец, фасоль, помидоры на окне?
Как на ветках березы, тополя, каштана, вишни смогут появиться листья?
Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
Развивать интерес к развитию и росту растений.
Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»
                                  «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
                                  «Как потопаешь, так и полопаешь»
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: для веток растений и лука – 1 месяц,
Для семян фасоли, помидор – 8 месяцев.
 
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
                                                                                          В.А. Сухомлинский
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
 
Проблема.
Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
 
Перечень форм и методов реализации проекта
Игры – путешествия:
Экскурсии в природу:  «Где растут растения?»
«Разноцветные плоды растений»
«Красота и разнообразие зимних деревьев»
«Зеленые растения зимой в природе»
Занятия в игровой форме
Подвижные, дидактические, творческие игры
Рассматривание иллюстраций, картин
Беседы
Чтение художественной литературы
Загадки, пословицы и поговорки
 
Этапы реализации проекта
1. Ознакомительный (подготовительный)
2. Основной (решение задач)
3. Заключительный (презентация)
 
1. Ознакомительный этап.
Деятельность педагога.
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
2. Составление плана работы над проектом.
3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
6. Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
1.Сбор семян, необходимых для посадки.
2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Примечание.
На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.
Тема: «Кто, где живет, где что растет»
Цель: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.
Предварительная работа: обсудить с родителями, какие растения можно вырастить на огороде. Почему их называют культурными?
Нарисовать свое любимое растение.
Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?».
Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».
Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.
 
2 этап проекта – решение задач.
Деятельность педагога.
1. Беседа с детьми познавательного характера.
2. Организация предметно – развивающей среды по теме.
3. Подготовка информации для родительских уголков.
4. Создание презентаций для занятий с детьми (Семена. Мир растений. Загадки об овощах и др.)
Деятельность детей.
1. Игровая, двигательная деятельность.
2. Участие в практической деятельности.
3. Посадка семян в землю.
Тема: «Пашню пашут, руками не машут»
Поговорка дня: «Дело мастера боится»
                                «Сей овес в грязь, будет овес князь»
                                «Не начавши думай, начавши делай»
Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.
Загадки:          Не заботясь о погоде,
                           В сарафане белом ходит.
                           А в один из теплых дней
                           Май сережки дарит ей (береза)
Здесь у нас разбиты грядки,
А на грядках по порядку
Дружно овощи растут:
Тут – морковь, а редька – тут (огород)
                           Здесь растут морковь, капуста,
                           И картофель здесь растет.
                           А зимой здесь будет пусто –
                            Отдыхает…(огород)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …(лук)
                             Он бывает, дети, разный –
                             Желтый, травяной и красный.
                            То он жгучий, то он сладкий,
                            Надо знать его повадки.
                            А на кухне – глава специй!
                           Угадали? Это… (перец)
В огороде стоит, ничего не говорит,
Сам не берет и другим не дает (пугало)
 
3 этап проекта - заключительный
Деятельность педагога.
1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).
2. Представление опыта
 
Деятельность детей. Взаимодействие с семьей.
1. Праздничное открытие «Огород на окне»
Ресурсное обеспечение
1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
3. Технические средства: компьютер, музыкальный центр и.т.д.
 
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Используемая литература:
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
 
 
                               Игра «Что сажают в огороде?»
Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»
Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

Обогатить и расширить представление детей о растениях. Как можно вырастить лук, перец, овес, помидоры на окне.Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных дл...

Познавательно-исследовательский проект на Тему " Огород на окне"

Познавательно - исследовательский проект детей старшей группы на тему " Огород на окне"...

Познавательно – исследовательский проект на тему «Огород на окне»

Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.Данный ...

Познавательно-исследовательский проект на тему «Огород на окне» 2018г.

в ходе исследования дети узнали о пользе лука, помидоры, петрушки их применении,-определили необходимые условия  выращивания растений,-развивались коммуникативные и исследовательские навыки, восп...

Познавательно-исследовательский проект на тему: « Огород на нашем окне».

Подготовительная к школе группа.Воспитатель: Романова О. В.Тип проекта: познавательно-исследовательскийВид проекта: групповой, краткосрочный ( март- апрель  2018г.)Участники проекта:- дети подгот...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе.В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малы...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа Воспитатели: Волобуева М.В.Поддубная Ю.В. Цель – расширить представле...