Познавательно-исследовательский проект на тему: « Огород на нашем окне».
методическая разработка (подготовительная группа)

Подготовительная к школе группа.

Воспитатель: Романова О. В.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: групповой, краткосрочный ( март- апрель  2018г.)

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);

- родители воспитанников.

АктуальностьМногие родители, которые имеют свои огороды, дачи, сады даже  не подозревают, что « Зеленое царство»  вызывает огромный интерес  у детей, если взрослые научат их  наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.  Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель: Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Учить наблюдать изменения в развитии и росте растений.
4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода, воздух ).
5.Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. 
6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадка , стебель, углубление, всходы,  условия). 
7. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
8. Формировать у детей понятие взаимосвязи природы и людей: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, а  растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
9.Воспитывать бережное отношение к своему труду, к труду взрослых .
10. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца, добиваться результата.
 

Гипотеза:
В условиях группы можно вырастить урожай на окне.

Предполагаемый результат:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их роста и ухода, наблюдать за красотой  растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.

Работа с родителями:

- Обсудить цели и задачи проекта. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

- Организовать сбор посадочного материала.

- Подготовить контейнеры и землю для посадки.

- Подготовка информации для родительских уголков

- Привлечение родителей  к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты)

- Консультация для родителей: «Помощь ребенка на огороде».
 

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы ( потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
 

2 этап. Реализация проекта:

беседы: «Что такое огород и что на нём растёт»,  «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Овощи и фрукты», «Полезные продукты», «Огород на окошке»;

просмотр с детьми мультфильма «Чиполино»;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;

- рассматривание семян (дать детям понятие о том, что форма и размер у  растений разные);

- посадка семян огурцов, укропа, лука, петрушки, помидоры, кабачков в землю;

- опыт «Наблюдение за ростом лука в различных условиях» (вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука);

- опыт « Прорастание семян кабачка во влажном ватном диске»

- практическая деятельность на «грядке»: продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями;

- сбор коллекций семян;

- отгадывание загадок про овощи и фрукты;

- инсценировка  сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»;

- опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»;

- лепка овощей из пластилина;

- дидактические игры: «Овощи и фрукты», « Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», « Узнай на вкус»;

- сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин»;

- наблюдение за ростом растений, полив и уход;

- составление описательного рассказа  детей на тему: «А у нас на огороде»;

- проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло;

- заполнение календаря всходов и роста растений: на протяжении проекта;

- итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

Заключительный этап: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Ведение дневника наблюдения.  Употребление зелени в пищу во время обеда.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта. Задачи: обогаще...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

Обогатить и расширить представление детей о растениях. Как можно вырастить лук, перец, овес, помидоры на окне.Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных дл...

Познавательно-исследовательский проект на Тему " Огород на окне"

Познавательно - исследовательский проект детей старшей группы на тему " Огород на окне"...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект на тему: «Масленичная неделя»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект по теме «Я расту здоровым!»

Цель проекта:Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Восп...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект по теме: «Зимний лес»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.Задачи проекта:Расширять представления о зимних природных явлениях ч...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект на тему: «Масленичная неделя»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...