"Сказка о грибах"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
методическая разработка занятия по ознакомлению детей с природой. дать знания детям о грибах съедобных и не съедобных, познакомить с правилами поведения в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка о грибах
Цели: Познакомить детей с названиями грибов, цветов, деревьев.
Расширять и закреплять знания детей о природных объектах.
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: шапочки цветов, грибов, знаки запрещающие плохого поведения в лесу.
Ход мероприятия:
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ЛЕСНЫХ ЗВУКОВ
1. Стихотворение «Храм природы»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
( С.Смирнов)
Ведущий:Сегодня мы совершаем путешествие по замечательной « Книге природы», оживим ее некоторые страницы. Первая наша страница «деревья», (показываю плакат с изображением дерева).
Ребенок: Березы желтою резьбою
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца….
(стихотворение « Дедушка Дерево»)
Ведущий: А теперь угадайте, что это за деревья?
1.Стоит Аленка- платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан ( березка)
2.Листья этого дерева имеют форму сердечка.
Из цветов этого дерева получается вкусный чай.
А из лыка в старину плели лапти. ( липа)
3. Это дерево- долгожитель.
Из веток этого дерева получаются хорошие банные веники (дуб)
4.Какие кустарники цветут еще до распускания листьев?
( ольха, ива, орешник)
Ведущий: Перевернем страничку нашей книги, поговорим о цветах.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное « стой!»
Нам казалось все мало, все мало
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Ведущий: А теперь отгадайте, что это за цветы?
1.Он у дороги к дому весь в пыли торчит,
И путнику больному, ранки заживит. (подорожник)
2.Белая корзинка- золотое донце,
в ней лежит росинка и сверкает солнце (ромашка)
3.Белые горошки на зеленой ножке ( ландыш)
4.Какое растение в народе называют « ветродуйка» (одуванчик)
5.Эх звоночки, синий цвет, с язычком а звону нет.(колокольчик)
Ведущий: Переворачиваем следующую страничку и видим на ней грибы.
Поговорим о грибах.
Разноцветные поганки.
Сами лезут на полянке.
Нам не надо ни одной,
Мы обходим стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
Вот и гриб- боровик!
И красив он, и велик!
В толстой шляпке на бекрень,
Ножка крепкая. Как пень.
Ведущий: На этой странице немного остановимся поговорим о грибах. Сейчас мы вам покажем сказку о грибах.
Ведущий:Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка (входят Иванушка и Аленушка)
Аленушка: Смотри, братец, Иванушка,
В избе светлым-светло1
Какой денек хороший:
Солнечно, тепло.
Берем с тобою по лукошку-
И скорее в путь дорожку,
За ягодами и грибами.
( дети начинают искать грибы)
Ведущий: Потом тропинкою лесною
Они свернули в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Где сказки шепчут если,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Аленушка: Иванушка, не отходи от меня далеко,а то заблудишься.
( Иванушка убегает за бабочкой, остается один).
Иванушка: Ой где я? Сестрица Аленушка, где ты?Ау! Ау!
(появляются Ромашка и Гвоздичка)
Ромашка: Кого ты так громко зовешь?
Иванушка: Кто вы? Откуда?
Ромашка: Стоит в поле кудряшка, белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
Иванушка: Я знаю,это ромашка!
Гвоздичка: А теперь отгадай мою загадку:
Красные звездочки по земле рассыпались.
Что это такое?
Иванушка: Это цветы гвоздики. Скажите, а почему в лесу нельзя громко кричать?
Ромашка: Наступило красное лето. Июнь- месяц тишины: птицы на гнездах, у зверей появились детеныши. В лесу надо вести себя тихо, чтобы не напугать лесных жителей.
Гвоздичка: А еще не надо рвать лесные цветы. Их так мало осталось. Пусть цветы украшают наши поля.
Иванушка: Мне об этом рассказывала сестрица Аленушка!
Ромашка: Много любителей лесных прогулок приходит к нам, но не все знают, как надо вести себя в лесу.
Гвоздичка: Иванушка. Мы знаем, что ты заблудился.И мы поможем тебе.
Иванушка: Вот спасибо! Но я хочу есть. Вот и гриб с красной шляпкой. Наверное сыроежка.(тянется к грибу)
Ромашка и Гвоздичка: Нельзя, Иванушка, это гриб ядовитый.
Иванушка:Почему все нельзя да нельзя? А я съем.(Иванушка дотрагивается до гриба, тот хватает его за руку).
Мухомор: Ага,попался! Ты не узнал даже мухомора. Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки.(уводит)
(Ромашка и Гвоздичка уходят за помощью)
Появляется Аленушка и зовет братца.
Аленушка:Ау, Иванушка,где ты? (выходит боровик)
Боровик: НЕ печалься, Аленушка, мы найдем твоего братца Иванушку.
Аленушка: А кто ты?
Боровик: Отгадай кто я: Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Первый найден…..
Аленушка: Вспомнила-боровик! А откуда ты знаешь мое имя?
Боровик: Я все знаю. Белый гриб- мечта всех грибников.
Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах,
Дубовых и еловых лесах.
Боровик называют царем грибов.
Аленушка: Ты не видел ли моего братца Иванушку.
Боровик: Нет, не видел. Но может, мои друзья его видели. Вот они идут.
(появляются лисички)
Лисички: Девочка, отгадай нашу загадку:
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые….
Аленушка: Лисички! Вас легко узнать!
Лисички: Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить.
Они не крошатся, не мнутся. Очень редко встретишь червивые
грибы. Вот каие мы!
( появляются две сыроежки, спорят)
1сыроежка: Я самая красивая!
2сыроежка: Нет, я самая красивая!
1сыроежка: У меня шляпка желтая, как солнышко.
2сыроежка: Подумаешь, а у меня синяя, как голубое небо. Девочка откуда ты?
Аленушка: Я в лесу грибы собирала, зовут меня Аленушкой.
Сыроежки: Отгадай, кто мы:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай не мешкай,
Это …..
Аленушка: Сыроежки!
1Сыроежка: Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек.
Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро
через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки-
друзья малоопытных грибников.
2Сыроежка: Грибы растут всюду. Сыроежки хрупкие грибы.
Аленушка: Дорогие мои Сыроежки и Лисички, скажите, не видели ли вы
моего братца Иванушку?
Лисички: Мы не видели.
Сыроежки: А мы, видели, он в ядовитом, поганом царстве.
Аленушка: А разве такое царство бывает?
1Сыроежка: Есть такое царство,Королевой там Бледная поганка.
В ее царство попадают те, кто не знает грибы.
Аленушка: А как туда пройти?
2сырокжка: Там очень опасно,не ходи туда Аленушка.
Аленушка: А как же Иванушка? Нет пойду за ним. Кто меня туда проводит?
(сыроежки спорят)
Боровик: Не спорьте, мы все пойдем выручать Иванушку из беды.
(покои королевы Бледной поганки, посреди стоит трон)
Шампиньон: Добрый день! Я- главный советник королевы Бледной поганки.
А знаете почему? Ведь я съедобный гриб. Не в лесной чаще мне
расти, а в чистом поле или даже на огороде, на жирной земле.
Шампиньон часто путают с Бледной поганкой.
У поганки пластины под шляпкой белые, а шампиньона- розовые
или даже черные. А теперь- внимание- сюда идет Его
величество Мухомор!
(Входит Мухомор)
Сюда идет Ее величество королева « Бледная поганка»
Бледная поганка: Я королева Бледная поганка.
Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая.
Эти грибы не едят даже черви.
Малые дозы яда бледной поганки использовали в старину
для борьбы со страшной болезнью-холеры.
Мухомор: Я гриб Мухомор. В отличии от поганки, природа наградила меня
Необыкновенной красотой, но красота моя обманчива: яд мой
Вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются как
средство уничтожения мух.
Бледная поганка: Ваше величество, не было ли в нашем королевстве
каких-либо проишествий?
Мухомор:Было,ваше величество. Сегодня я нашел мальчика, который не знал
даже, кто такой мухомор.
Бледная поганка: Какое невежество! Позвать сюда этого мальчика я хочу
посмотреть на него.
(раздается шум, спорят Сыроежки, выходят грибы, Аленушка)
Шампиньон: Что за шум в покоях королевы?
Бледная поганка: Откуда ты пришла девочка? Зачем пожаловала в наше
опасное царство?
Аленушка: Поклон тебе, королева Бледная поганка.Меня зовут Аленушкой.
Я пришла за своим братцем Иванушкой. Я знаю, он у тебя,
Верни мне его пожалуйста.
Бледная поганка: Хорошо, я отпущу твоего братца, если ты отгадаешь мои
загадки.(шампиньон читает загадки)
Шампиньон: Какой гриб лето кончает?
Аленушка: Это белый груздь. Он пояляется в августе, а это последний месяц
лета.
Шампиньон: Какие грибы лечат?
Аленушка: Гриб чага, мухомор, зеленая плесень.
Шампиньон: Молодец девочка! Загадка третья. Какие грибы летают?
Аленушка: Грибы не летают. Птицу чемгу за ее невкусное мясо называют
еще поганкой.
( Грибы радуются, королева улыбается)
Бледная поганка: Наша гостья хорошо знает грибы. Я сдержу свое слово.
Привести Иванушку(входит Иванушка)
Постойте. Перед расставанием я хочу устроить ему
небольшое испытание. Если Иванушка справится,
забирай его. Не зря меня зовут Бледной поганкой.
(два гриба читают стихотворение)
1гриб: Разноцветные поганки сами лезут на полянки
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор,
Не пойдем на косогор, нам не нужен Мухомор.
Рядышком с иголками, рыжики под елками,
Не малы не велики и лежат, как пятаки.
2гриб: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко,
Это грузь, надо взять, а за ним еще штук пять.
Под осинами, на кочке, гриб в малиновом платочке,
И его придется взять, вот и гриб боровик!
И красив он, и велик, в толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая как пень.
Бледная поганка: Иванушка перечисли все названные грибы.
Молодец! Аленушка забирай своего братца!
Шампиньон: Но, а теперь пришло время веселья.
Грибы, Аленушка, Иванушка примите участие в нашем
празднике.
1(исполняется хороводная песня « Во поле береза стояла»)
2. Дети читают стихи о грибах.
Сидит на полянке семейство лисичек-
Полдюжины рыжих- прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы-
Такие веселые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки.
А хитрым лисичкам охота в корзинки.
Встану вместе с солнышком, к лесу час ходьбы,
Там в траве под листьями ждут меня грибы.
Здравствуй, лес Березович!
Здравствуй, и клен! А тебе. Боровичок до земли поклон.
Ведущий: А теперь небольшая викторина о грибах.
1.задание (на сцену выходят дети с рисунками грибов)
Назовите все эти грибы и разделите их на две группы:
съедобные и не съедобные.
2.задание Ответьте на мои вопросы:
1. Когда начинается грибная пора?(конец лета,осень)
2.Как правильно собирать грибы?( срезать ножом)
3.Каой гриб называют царем грибов? ( белый гриб)
4.Какие грибы родятся в березняке?( подберезовики)
5. Какие грибы растут на пне? ( опята, ложные опята)
6. Какой гриб считается самым опасным для человека?
( бледная поганка)
7.Какие птицы едят грибы? (глухари)
А теперь веселые частушки
1.Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.
Про грибы споем частушки очень замечательно.
2.Шоколадная папаха,белый шелковый мундир
Посмотрев,опенок ахнул: настоящий командир.
3. Не играйте вы, опятки, до темна с Ванюшей в прятки;
Окажите Ване честь- в кузовке местечко есть!
4. Сколько лет тебе, сморчок? Ты по виду- старичок.
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня.
5.Кабы- кабы да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися да и в рот катилися.
6.По лесочку шла я,шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
7.Мы с подружкой в лес ходили, там огромный гриб нашли.
Мы в двоем его тащили, домой еле донесли.
8.Мы частушки вам пропели хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим чтобы нам похлопали.
Ведущий:А в конце нашего мероприятия давайте вспомним о том что мы гости в лесу. И прежде чем, сорвать цветок, сломать ветку дерева,поймать бабочку или уничтожить какого-либо зверя, птицу-остановитесь.Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в егожизнь. Не причиняйте ему вред.
(выходят дети со знаками в руках, каждый говорит о своем запретном знаке)
НЕЛЬЗЯ:
- разбрасывать мусор в лесу;
- топтать муравейники;
- разорять костры;
-ломать ветки деревьев, кустарников;
-срывать цветы;
- уничтожать зверей, птиц, насекомых.
(дети говорят все хором « БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»)
Звучит фонограмма лесных звуков
ДЕДУШКА ДЕРЕВО
У дедушки Дерева добрые руки, большие, зеленые, добрые руки…
Какая-то птица на плечи садится, какая-то птица в руках суетится,
Жучище примчался и сел. Качался и все восхищался,
И все восхищался. Стрекозы примчались и тоже качались.
И все свиристели в пуховой постели. Смеялись,качались, качались, свистели.
Дедушка Дерево пчел подхватил и на ладони свои усадил.
У Дедушки Дерева добрые руки.
Наверно их сто или сто двадцать пять.
Чтоб всех покачать, чтоб всех покачать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124146-1350220023.jpg)
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-81240-1351336783.jpg)
«Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. Сутеева
КОНСПЕКТорганизация непосредственно-образовательной деятельности «Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. СутееваОбразовательная область «Социализация»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217281-1362565888.jpg)
Развлечение: ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «Под грибом» в средней группе
Цель: создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игреЗадачи:• Побуждать детей к активному участию, использовать все окружающее пространство при игре-драмматизации.• Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254780-1368524934.jpg)
Конспект открытой совместной деятельности. Игра - сказка "Под грибом"
Данная работа представляет собой план-конспект открытого занятия с детьми средней группы с использованием прищепок. за основу взята сказка В.Сутеева "Пдо грибом". Игра направлена на развитие мелкой мо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667419-1442258645.jpg)
Сценарий сказки «Под грибом» (по мотивам сказки В.Сутеева Под грибком ). для театрализованного представления детьми старшего дошкольного возраста.
Развивать исполнительские способности детей: умение изменять голос, мимику, изображать героев знакомой сказки. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-292131-1379850538.jpg)
Авторская экологическая сказка "Под грибом" (по мотивам сказки В.Сутеева)
Сказка объясняет детям какой вред может нанести природе человек. Воспитывает бережное отношение к природе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016627-1519730934.jpg)
Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)
Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...