"Животные жарких и холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Курачева Татьяна Николаевна

Совместная игровая деятельность с детьми с использованием моделей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная игровая деятельность с детьми старшей группы с использованием моделей и ИКТ

« Животные  жарких  и  холодных  стран »

Образовательная область – познание

Интеграция образовательных областей – коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы.

Воспитатель:  Курачева Татьяна Николаевна.

Цели:

-   Расширять и углублять представления детей о диких животных:

о северном олене (живет в тундре, у него серая, густая, теплая,

пушистая шерсть, сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе, питается травой, мхом); о белом медведе (живет во льдах, у него

белая или светло-желтая густая, теплая, пушистая шерсть, смазыва-

ется жиром, поэтому не намокает, ушки маленькие, голова вытянутая, шея длинная, ноги сильные, когти короткие);о верблюде

(живет в пустыне, у него красновато-коричнево-песчаная шерсть, один или два горба, сильные длинные ноги, нет копыт; у него на ногах 2 пальца с кривыми когтями, на нижней стороне стопы-мозолистая подушка, такие же мозолистые наросты на коленях и на животе, они предохраняют верблюда от ожогов, шея длинная, изогнутая, густые длинные ресницы, острое зрение, может долго не есть, не пить, кормится тростником, саксаулом, кустарниками); дать представление о слоне.

-   Расширить и систематизировать представления детей об умении

Животных приспосабливаться к среде обитания.

-   Учить детей по внешнему виду животного определять место проживания.

-   Активизация словаря детей: существительные (тундра, копыта, мех, жир, перепонки, когти, мозоли, пустыня, горбы, наросты, зрение, саксаул); прилагательные (серая, густая, теплая, пушистая, сильные, белая, желтая, вытянутая, кривые, мозолистая, острое, изогнутая)

-   Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Модели

Существенные признаки зверей.

Предварительная работа

Чтение художественных произведений: Н.Сладков «Разноцветная земля»;Ганейзер «Про жаркую пустыню»;Т.Снегирев «След оленя»;

И. Соколов-Микитов «Лоси». Рассматривание картин: «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны».

Ход  занятия

1. Дети сидят на стульчиках, как в салоне самолета. У воспитателя на голове пилотка.

- Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Завести моторы! Взлет!

Мы отправляемся в путешествие. Наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой. А наша Россия жаркая или холодная страна?

(Ответы детей.) Наш самолет набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы. Внизу под нами серая, унылая, седая равнина. И небо над ней серое, скучное, сырое. Мох, кочки, все плоское и бесконечное. Если и встретишь лес - то высотой по колено! Как называется эта земля, над которой мы летим?

Ответы детей :(Тундра).

-Наш самолет летит низко над тундрой, и мы увидели красавца-зверя с огромными красивыми рогами.

(повесить картину «Северный олень».)

Быстрые ноги не вязнут в снегу,

Голову вскинул олень на бегу-

Вскинул высоко, как будто гордится,

Что человеку сумел пригодиться!

                                (Б.Заходер «Северный олень»)

- Кто хочет рассказать про оленя?

(Выходит ребенок, выбирает модели, крепит их на фланнелеграф в том порядке, который сам выбирает. Рассказ ребенка по моделям.)

-Услышали олени гул нашего самолета, испугались, побежали далеко в тундру. Давайте не будем им мешать, и снова наберем нужную высоту.

Дети: У-у-у…

- Мы подлетаем к Арктике. Это обширная область земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан, покрытый дрейфующими льдами, на побережье которого вечная мерзлота.

Каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?

Дети: Белого медведя.

- Почему его так называют? Каких медведей вы еще знаете?

(Выставить картины белого и бурого медведя. Сравнить строение.)

- Как приспособился белый медведь к среде обитания? Что общего между белым и бурым медведем? (Медведи – жители холодных стран, крупные звери, имеют густую, теплую шерсть. Различия: бурый – всеядный зверь, белый – хищник; строение ног: бурый – когти длинные, белый – когти короче; строение головы: бурый – большая круглая голова на короткой шее с круглыми торчащими ушами, белый – голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.)

2. – Теперь наш самолет берет курс на юг. Путь у нас длинный,

 поэтому я предлагаю немного поиграть. В Петербургский зоопарк

поступил новый зверь. Все данные о нем заложены в робота. Вы задаете вопросы, робот отвечает «да» или «нет», и вы узнаете, какой зверь поступил к нам в зоопарк.

( Игра, загадан волк)

- Пока мы с вами играли, наш самолет подлетает к Африке. Разнообразна природа Африки. Сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, травянистые равнины с огромными приземистыми деревьями баобабами, огромные пространства пустынь. Где нет ни кустарника, ни зелени. Наш самолет идет на посадку. Пристегнуть ремни. Нас встречает жительница Африки обезьянка Чи-чи. (Дети выходят из самолета.)

Чи-чи: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас в моей любимой Африке! Давайте все вместе порадуемся!

(Звучит песенка «Чунга-чанга», дети танцуют с обезьянкой.)

Чи-чи: Молодцы! А каких животных жарких стран вы знаете?

(Дети перечисляют животных, называют верблюда.)

- Дальше будем путешествовать на верблюде, садитесь на ковер .

Чи-чи: Я боюсь верблюда! Он такой огромный! Некрасивый! Посмотрите, какие кривые длинные ноги у него! Зачем они ему такие?

(Дети рассказывают об особенностях строения ног верблюда.)

Чи-чи: А почему у верблюда негладкая, неровная спина?

Что это за горы у него на спине?

(Ответы детей.)

Чи-чи: Шея такая длинная и изогнутая, ведь удобнее, когда шея короткая и ровная, как у меня.

(Ответы детей.)

Чи-чи: Вот что мне нравится у верблюда, так это его ресницы. Почему у меня они не такие?

(Ответы детей.)

- Мы пересекли пустыню, и теперь верблюду уже не пройти по густому тропическому лесу. Отпустим верблюда обратно, а сами познакомимся с самым крупным животным на суше – со слоном.

(Вывесить картину «слон». Рассказать о слоне.)

 

Говоря о слонах, большинство из нас представляет себе больших серых животных с крупными ушами, длинными бивнями и хоботом, ничем не отличающихся друг от друга. Различают два вида слонов, являющихся сегодня самыми крупными сухопутными млекопитающими –  индийский слон и африканский слон.

Африканские слоны крупнее индийских –высота 3,7 метров, а вес  6-7 тонн. Индийские слоны весят около 5 тонн и вырастают до 3,5 метров.

Бивни слона – это не что иное, как его резцовые зубы. А еще это незаменимое орудие для защиты, поиска воды и поднимания различных предметов. Главная особенность любого слона – его хобот, который является одновременно носом и верхней губой. Хоботом слона управляют более 40 тысяч мышц, поэтому он одинаково виртуозно поднимает и тяжелое бревно, и соломинку. На конце хобота африканского слона два пальцеобразных выроста, приспособленных для удобного захвата, у индийского слона такой «палец» всего один

Слоны – толстокожие животные, в самом прямом смысле этого слова – в некоторых местах толщина их кожи может достигать 3,5-4 сантиметров. Однако это не мешает ей оставаться чрезвычайно чувствительной, ощущая присутствие даже самых мелких насекомых. Чтобы защитить себя от их жалящих укусов или охладиться, слоны обливаются водой, катаются в грязи или в пыли.

Как индийские, так и африканские слоны живут в группах, объединенных семейным родством. Стадом руководит старейшая и наиболее опытная самка, от решений которой зависит вся жизнедеятельность группы – она определяет, когда наступит время обеда, отдыха или смены места обитания. Самое развитое чувство у слонов – обоняние, но звуки играют наиболее важную роль в их общении. Хлопанье ушами предупреждает об опасности, призывая встать в круг и защищать самых маленьких и слабых, топот ног и множество вариаций звуков также несут определенную информацию для тех, кто находится на расстоянии до 8 километров. И даже такое неприятное для человека явление, как урчание в животе, в сообществе слонов весьма приветствуется – каждый, кто его слышит, знает – вокруг все спокойно.

Чтобы наполнить свой желудок, взрослому слону требуется съедать от 100 до 200 килограммов сочной травы, листьев и фруктов и выпивать около 120 литров воды. Новорожденных слонят взрослые самки с первых дней жизни обучают премудростям обращения с хоботом – им показывают, как набирать в него воду и переливать ее в рот.

- А теперь наш самолет заправился горючим, и мы можем улететь обратно.

3. (Дети садятся в самолет.)

- Завести моторы! Взлет! Мы побывали с вами на холодном Севере и в жаркой Африке. Как приспособились звери жить в суровых

зимних условиях? (Густая, теплая, пушистая шерсть, окраска под цвет снега или под цвет карликовых деревьев.) А как приспособились звери жить в условиях жаркого климата? (Короткая, гладкая шерсть под цвет песка, выгоревшей травы.)

Пока мы летим обратно, давайте отгадаем, где могут жить эти звери. (Показать изображение различных зверей.)

(Дети по внешнему виду определяют место проживания зверей.)

- Уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается.

Самолет прибывает в Санкт-Петербург. Экипаж самолета и стюардесса благодарят и прощаются с вами. Всего вам доброго.

Литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва 2011г.

О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию СПб 2003г.

Л. Потапова Детям о природе Ярославль 1997г.

Л. Молодова Игровые экологические занятия с детьми.

 Минск 1988г.

Л. Молодова Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников. Минск 1999г.