Главные вкладки

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы с использованием ИКТ "Откуда что берется? ХЛЕБ"
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Ермакова Анна Анатольевна

    Данный материал позволяет расширить кругозор детей и дать представление о том, откуда берется хлеб. Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hleb.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект к презентации «Откуда что берется? Хлеб».

    Цель:

    Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, формировать представление о том, почему хлеб нужно беречь.

    Задачи:

    Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса;

    уточнить знания о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;

    объяснить, люди каких профессий принимают участие в производстве хлеба;

    обогатить и уточнить знания детей о хлебе.

    Слайд 1. ПАХОТА

    Вешний день, Пахать пора. Вышли в поле трактора.

            Их ведет отец мой с братом, по холмам ведет горбатым.

    Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

    А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

    Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

    В.Воронько

    Рассказ воспитателя.

          Путь от зерна до каравая длинныйи трудный. Прежде чем на нашем столе окажется свежий ароматный хлеб, надо вырастить зерно. Хлебные культуры, то есть растения, из которых потом получают зерно, растут на поле. Чтобы собрать хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю, ведь тогда часть семян разнесет ветер, часть склюют птицы.

          Сначала поле нужно вспахать. Пашут землю трактора. Существуют различные виды тракторов: пахотные, транспортные и др.. Трактор от других транспортных средств отличается тем, что имеет низкую скорость и большую тягу.

          Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляется плуг. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли, тогда земля станет рыхлой, мягкой, податливой, подходящей для сева.

          Разрыхляя землю, хлеборобы уничтожают и находящиеся в почве сорняки, которые мешают всходам зерновых, забирая влагу и питательные вещества. Да и семена в разрыхленной земле быстрее прорастут. Сверху зернышки прикрыты землей, которая не дает их «в обиду» солнышку и ветру, а снизу, в рыхлой земле, корни растений будут быстрее развиваться.

    Загадки, пословицы, поговорки.

    • Кто не ленив пахать, тот будет богат.
    • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
    • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

    ***

    Едет конь стальной, рычит,

    Сзади плуги волочит. (Трактор)

    Человек его водит,

    Бензином кормит,

    А он землю пашет -

    За собою плуги тащит. (Трактор)

    Слайд 2. СЕВ

          Пословица «Что посеешь — то и пожнешь», конечно же справедлива. Но помимо этого еще очень, когда и как посеешь.

          Чтобы получить хлеб, сажают зерновые культуры. К самым распространенным относятся: пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, просо.

          Перед севом семена тщательно готовят. Не каждое зернышко может стать семенем. Сначала зерна очищают от сорных трав. Затем проверяют семена на всхожесть.

          Есть две посевных поры — осень и весна. Яровые растения высевают весной и осенью они дают урожай. Озимые растения сеют осенью.

          Хлеборобам очень важен прогноз погоды. Иногда они пользуются и народными приметами. Для определения благоприятного времени сева учитывают еще время распускания листьев на березах и прилета птиц, следят, когда заканчивается спячка у лягушек и др.

          Семена нужно сажать на определенную глубину. Посадишь слишком глубоко — у ростка не хватит сил выбраться наружу. А если семена не будут прикрыты достаточным количеством земли, то стану легкой добычей птиц. Важно высевать семена на определенном расстоянии друг от друга.

          Во время сева трактор остается надежным помощником хлеборобов. Только теперь к нему прикрепляется сеялка. Сеялка — это орудие, состоящее из рамы, опорных колес и ящичков, в которых помещаются семена. Также у сеялки есть сошки, проделывающие бороздки, высевающие аппараты, при помощи которых семена попадают в бороздки на определенном расстоянии, и еще заделывающие устройства, засыпающие бороздки землей и выравнивающие поверхность.

    Загадки, пословицы, поговорки.

    Ты не клюй меня, дружок,

    Голосистый петушок.

    В землю теплую уйду,

    К солнцу колосом взойду.

    В нем тогда таких, как я,

    Будет целая семья. (Зерно)

    ***

    Сей в добрую пору — соберешь хлеба гору.

    Слайд 3. ХЛЕБ РАСТЕТ

          После сева проходит немного времени — и на поле появляются первые всходы.

          Для успешного роста и развития зерновых культур необходимы тепло, свет и питательные вещества. Важное значение имеет вода. И если дождика нет, тогда растения нужно поливать.

          У маленьких ростков, которые должны стать хлебными колосьями, много врагов. Быстро расти и развиваться  зерновым культурам мешают сорняки. Они забирают из земли питательные вещества и влагу.

          Немалый вред растениям наносят и животные. Хлеборобам остается только мечтать, чтобы вредители — грызуны и насекомые — исчезли с полей. Но любители полакомиться зерновыми не торопятся покидать поля добровольно.

          Вредителей приходится выгонять. Для этого проводят химическую обработку поля.

    Стихи.

    Положит в землю Человек зерно,

    Прольется Дождь — зерно орошено.

    Крутая Борозда и мягкий Снег

    Зерно укроют на зиму от всех.

    Весною Солнце выплывет в зенит

    И новый колосок позолотит.

    Колосьев много в урожайный год,

    И человек их с поля уберет.

                                                                                     Я. Аким

    ***

    В каждом зернышке пшеницы

    Летом и зимой

    Силасолнышка хранится

    И земли родной.

    И расти под небом светлым,

    Строен и высо

    Хлебный колосок.

                                                                                        В. Орлов

    Слайд 4. ЖАТВА

    Хлеб ржаной, батоны, булки

    Не добудешь на пргулке.

    Люди хлеб в полях лелеют,

    Сил для хлеба нежалеют.

                                                                                     Я. Аким

         Вот и наступил один из самых ответственных периодов вжизни хлеборобов — жатва, пора уборки урожая зерновых. Точных сроков, когда нужно начинать уборку зерна, нет. Все зависит от того, каким было лето и какой пргноз погоды обещают на период жатвы. Если прогнозируют дождь, труженикам полей приходится работать даже по ночам.

          Уборка зерна — трудоемкий процесс. Здесь тоже не обойтись без машин. Существуют специальные комбайны, предназначенные для уборки именно зерновых. Комбайн скашивает колоски и сразу же обмолачивает их.

          После обмолачивания зерно очищают от различных примесей и перерабатывают или закладывают на хранение, если нужно оставить запас для последующего сева.

    Загадки

    Вырос в поле дом,

    Полон дом зерном.

    Стены позолочены,

    Ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном

                               На стебле золотом. (Колос и зерно)

    ***

    Для уборки урожая

    На поля я выезжаю

    И за несколько машин

            Там работаю один. (Комбайн)

    Слайд 5. МУКА

    Из собранного на полях зерна делают муку. Для этого муку отправляют на мельницу. Из одного зернышка получается около 20 мг муки — это значит, что для выпечки одного батона нужно перемолоть примерно 10 тыс. зерен.

          Перед тем как зерна молоть, их необходимо очистить от всяких примесей.

    Подготовленные и очищенные зерна можно молоть. Зерно пропускают через измельчающие устройства.

          Название муки зависит от того, из какого зерна она произведена: пшеничная, ржаная, кукурузная и др.

    Игра «Назови какой, какая, какое?»

    Хлеб из ржи — ржаной.

    Хлеб из пшеницы — пшеничный.

    Каша из пшена — пшенная.

    Каша из овса — овсяная.

    Каша из ячменя — ячневая.

    Каша из кукурузы — кукурузная.

    Каша из гречихи — гречневая.

    Поле с рожью — ржаное.

    Поле с пшеницей — пшеничное.

    Поле с овсом — овсяное.

    Поле с ячменем — ячменное.

    Поле с кукурузой — кукурузное.

    Поле с гречихой — гречишное.

    Поле с просом — просяное.

    ***

    Вот на мельнице пшеница.

    Здесь такое с ней творится!

    В оборот ее берут!

    В порошок ее сотрут!

    Стали зернышки мукою.

                                                                             С. Погореловский

    Слайд 6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА

          Многие, наверное, видели, как готовится тесто в домашних условиях.

     На хлебозаводе процесс приготовления похож на домашний, только делается все в более крупных масштабах и многие этопы производства автоматизированы.

          Тесто делают различными способами, в зависимости от того, какаое хлебобулочное изделие хотят получить.

          Самые важные компоненты теста — мука и вода, поэтому их готовят особенно тщательно. Муку просеивают, а воду очищают.

          Подготовленное сырье: муку, воду, дрожжи, соль, раствореную в воде, - направляют с помощью специальных устройств в огромную передвижную чашу, в которой замешивается тесто.

          Приготовленное тесто формуют — делят на куски нужного веса и размера и придают необходимую для выпечки форму.

    ***

    Тесту тесно — мало места.

    «Ох, пустите», - шепчет тесто.

    Ладно, пустим, в печь давай!

    Народился каравай!

                                                                              О. Григорьев

    Слайд 7. В ПЕЧИ

     

    Тесто — поднявшееся, прошедшее все этапы подготовки — отправляют в печь. Здесь завершается создание настоящего чуда — выращенные зернышки превращаются во вкусный ароматный хлеб.

          В печи выпекается ароматная хрустящая корочка, которую все любят. Но чтобы такая корочка получилась, да и не только корочка, но и весь хлеб удался, необходимо соблюдать режим выпечки хлеба. Хлеб нужно выпекать при определенной температуре и влажности в течении какого-либо промежутка времени.

          Процесс выпечки хлеба очень ответственный, ведь от него зависит цвет, толщина и глянец корочки, как пропечен мякиш, аромат и, самое главное, вкус хлеба.

          Оборудование для выпечки хлеба должно быть безупречным — только это позволит изготовить хлеб высшего качества.

          Каждый вид хлебобулочных изделий имеет свои особенности выпекания. Даже печи разных видов хлеба существуют разнх типов.

         После того как хлеб достали из печи, он остывает в течении 2-5 часов. Затем его упаковывают и отправяют в магазины.

    Стихи и загадки

    Хлеб нелегкий путь проходит,

    Чтоб попасть к тебе на стол.

    И в любом кусочке хлеба

    Ты почувствуешь всегда

    Теплоту родного неба,

    Привкус доброго труда.

                                                                                В. Кожевников

    ***

    Я пузырюсь и пыхчу,

    Жить в квашне я не хочу,

    Надоела мне квашня,

    Посадите в печь мен. (Тесто)

    Слайд 8. НА ПРИЛАВКАХ

    Каждая крошка хлеба — это огромный труд. И не одного человека, а большого количества людей разных профессий: трактористов, комбайнеров, агрономов, сотрудников мукомольных заводов, операторов, работников транспортных компаний и, конечно, пекарей.

          Хлеб любят и взрослые, и дети. В нем содержатся практически все питательные вещества, необходимые человеку. И что важно: хлеб обладает одним редким свойством — он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

          Почему хлеб обладает таким дивным ароматом? Оказывается, запах хлеба — один из самых богатых и сложных по составу.

          Все названия и даже виды хлеба сложно перечислить. На прилавках наших магазинов сегодня хлебное изобилие. Есть хлеб черный, белый, из муки ржаной, пшеничной, с отрубями, из пророщенного зерна, с различными добавками. Выбирай на любой вкус!

    Стихи и загадки

    Кто испытал огонь такого неба,

    Тот без труда раз навсегда поймет,

    Зачем игру и шутку с крошкой хлеба

    За тяжкий грех считает наш народ!

                                                                                                    К. Случевский

    ***

    Бьют меня палками, жмут меня камнями,

    Держат меня в огненной пещере,

    Режут меня ножами.

    За что меня так губят?

    За то, что любят. (Хлеб)

    ***

    Круглобок и маслян он,

    В меру крут, посолен, -

    Пахнет солнечным теплом,

    Пахнет знойным полем. (Хлеб)

    ***

    Мнут и катают,

     В печи закаляют,

    Потом за столом

            Режут ножом. (Хлеб)

    Чистоговорки о хлебе

    Жок-жок-жок — это пирожок.

    Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.

    Шки-шки-шки — мы любим пирожки.

    Жок-жок-жок — кушай, Женя, пирожок.

    Ач-ач-ач — вот калач.

    Чи-чи-чи — пекутся в печке калачи.

    Чи-чи-чи — мы любим калачи.

    Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

    Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста, тема: «Малыши в стране Игралочка!»

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста.Автор  воспитатель МАДО...

    Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"

          Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей  младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...

    Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"

    Методическая разработка организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей средней группы детского сада  на тему: « Дары осени"...