МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-5 лет по теме «Самые любимые: моя семья»
план-конспект занятия (средняя группа)
Семья - это самое дорогое для человека! Важно, закреплять представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать представления детей о том, что семьи могут быть разными; вызывать желание детей рассказывать о своей семье и её членах, об их эмоциональном состоянии; показать зависимость эмоционального состояния членов семьи от сложившейся ситуации; формировать умение описывать характерные черты внешности членов семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация города Арзамаса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей 4-5 лет
по теме «Самые любимые: моя семья»
Разработчик:
Турутина О.А.,
воспитатель
МБДОУ д/с № 46
г. Арзамас
2015 г.
Непосредственно образовательная деятельность по теме
«Самые любимые: моя семья»
Средняя группа
Цель: закрепить представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать представления детей о том, что семьи могут быть разными; вызывать желание детей рассказывать о своей семье и её членах, об их эмоциональном состоянии; показать зависимость эмоционального состояния членов семьи от сложившейся ситуации; формировать умение описывать характерные черты внешности членов семьи.
Дидактические средства: мультимедийная презентация «Альбом «Моя семья»; ширма с магнитной доской; картонный дом с окошком, игрушки би-ба-бо (медвежонок, козлёнок, девочка-внучка); кружки красного и чёрного цвета (по количеству детей); дерево из ватмана, выкрашенное коричневым цветом, семейные фотографии, наклеенные на вырезанные из картона листочки.
Технические средства: ноутбук, проектор, проекционный экран; аудиозаписи: песня из мультфильма «Маша и медведь», песня «Жил-был у бабушки серенький козлик», русская народная мелодия,; фонограмма песни «И мама, и папа, и я».
Методы и приёмы: методы создания ситуаций занимательности (театрализованная подача образовательного материала); методы создания ситуаций эмоциональных переживаний (песенка-приветствие «Доброе утро!», игра «Радость и огорчение!», игра «Корзина добрых дел», песня «И мама, и папа, и я»); проблемные методы (загадки), методы стимулирования и мотивации деятельности (беседа с опорой на наглядность, наводящие вопросы, создание Семейного дерева).
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; совместный детско-взрослый проект «Создание группового альбома «Моя семья»; разучивание песни «И мама, и папа, и я»; чтение сказки «Три медведя», игра-драматизация по сказке; обыгрывание ситуаций сюжетно-ролевой игры «Моя семья» («Встречаем гостей», «Семейная поездка», «День рождения у бабушки» и пр.).
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает детям подойти поближе к окну и посмотреть, какая замечательная погода стоит за окном, как по-весеннему светит солнце.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю начать этот замечательный день с песенки-приветствия.
Песенка-приветствие «Доброе утро!»
Встань, как только солнце встанет, | тянут руки вверх |
И тихонечко к окошку: | |
Руку луч к тебе протянет, | тянут руки вперед |
Ты подставь скорей ладошку! | поворачивают ладони вверх |
Пусть тебя увидит мама | |
И умытым, и обутым. | проводят ладонями по лицу, наклоняются, дотрагиваясь до обуви |
Всё прибрав, иди к ней прямо | шагают на месте |
И скажи ей: «С добрым утром!» | дети повторяют: «С добрым утром!» |
А потом с улыбкой, с песней | широко разводят руки в стороны и |
Выйди к травам, людям, птицам. | шагают на месте |
И веселым, интересным | |
День твой должен получиться! | улыбаются друг другу |
Воспитатель. Мы все друг другу улыбнулись, и в нашей группе даже светлее стало! Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с нами.
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь». Дети садятся на стульчики перед ширмой с магнитной доской.
Воспитатель. Наши улыбки и солнечные лучи, кажется, кого-то разбудили. А кого, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Ответы детей)
Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Медвежонок.
Медвежонок. Р-р-ры! Здравствуйте, ребята! Узнали меня?.. Я – Мишутка из сказки «Три медведя». Я ещё маленький, и, поэтому, живу не один, а вместе со своей семьёй: мамой Настасьей Петровной и папой Михаилом Ивановичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят и заботятся друг о друге и обо мне.
Воспитатель. Какая у вас дружная семья!
Звучит мелодия песни «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Воспитатель. Ребята, похоже, у нас с вами ещё будут гости, послушайте ещё одну загадку:
Мы дружно, весело живём
И терпеливо маму ждём.
Она нам песенку споёт,
Накормит, молочка нальёт.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Ответы детей)
Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Козлёнок.
Козлёнок. Ме-е-е! Здравствуйте, ребята! Как я рад всех вас видеть! Я пришёл к вам в детский сад из сказки «Волк и семеро козлят». Мы живем большой и дружной семьёй, любимая мамочка и детки-козлята.
Воспитатель. Замечательная семья, правда, ребята?
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель. Ребята, нас ещё кто-то пожелал проведать… Загадку отгадаем – тогда и узнаем!
Что за сказка: кошка, внучка
Мышь, ещё собачка Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Ответы детей)
Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Внучка.
Внучка. Здравствуйте, ребята! Вы меня конечно узнали. Я – внучка из сказки «Репка». У меня дружная семья – бабушка, дедушка, я. А ещё у нас много животных. Мы очень любим помогать друг другу, всегда найдем выход из любой сложной ситуации!
Воспитатель. Какая у вас дружная, крепкая, трудолюбивая семья! Дорогие гости, какие вы сегодня нарядные, наверное, у вас праздник?
Медвежонок. Да, мы сегодня отмечаем один из самых добрых праздников – День семьи!
Воспитатель. Ребята, а ведь мы с вами тоже об этом празднике знаем. Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Медвежонок. Семья – это мама, папа и я! Вот что такое семья!
Козлёнок. Ме-е-е! Нет, семья – это мама, я и мои братики и сестрички! Мама и дети – вот что такое семья!
Внучка. Нет, семья – это бабушка, дедушка и я!
Воспитатель. Не ссорьтесь, друзья! У каждого из вас – своя семья. Ведь семьи могут быть разными. И маленькими – например, мама и ребёнок; или папа и ребёнок; или ребёнок и бабушка с дедушкой. И большими – например, мама, папа, дети, бабушки, дедушки. Главное, чтобы все они любили друг друга. Вот это – настоящая семья!
Внучка. Значит, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге?
Воспитатель. Верно, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Козлёнок. Ребята, а у вас есть семьи? (Ответы детей)
Воспитатель. Семьи у наших ребят тоже разные. Сейчас они вам сами всё расскажут и даже фотоальбом о своих семьях покажут.
На экране поочерёдно появляются слайды с изображением страниц альбома «Моя семья». Дети рассказывают о своих семьях и описывают членов своих семей с помощью наводящих вопросов воспитателя. (С кем ты живёшь? Есть ли у тебя братья или сестры? Какие они? Что в твоей семье любят делать все вместе? и т.п.)
Воспитатель. Посмотрите, какое у нас в День семьи выросло большое дерево! (Показ дерева на большой магнитной доске.) Дерево не простое – Семейное. Его веточки – это семьи наших ребят. Скоро на дереве листочки распустятся, да непростые, а с семейными фотографиями. (Показывает лежащие на столе листочки)
Медвежонок. Ух, ты!.. Только, наверное, они долго будут распускаться. На деревьях в лесу листочки весной всегда долго распускаются.
Воспитатель. Ребята, хотите помочь листочкам побыстрее распуститься на Семейном дереве? (Согласие детей.) Тогда сейчас каждый поочерёдно найдёт свой листочек, разместит на любой веточке дерева и расскажет о том, кто на фотографии.
Дети прикрепляют фотографии и перечисляют изображенных на них членов семьи.
Воспитатель. Ребята, наши гости многое узнали о ваших семьях. Мы уже говорили, что каждого из вас в семье очень любят. Но ваши поступки могут радовать или огорчать родных. Ребята, чтобы радовать наших любимых, что нужно делать? (Ответы детей.) Верно, нужно им помогать везде и во всем.
Внучка. Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (Ответы детей.) Что делает по дому мама? (Ответы детей.) А что делает папа? (Ответы детей.) Чем занимаются бабушка и дедушка? (Ответы детей.) Какие заботы по дому есть у вас? (Ответы детей.)
Козлёнок. Раз, два, три, четыре, пять,
Предлагаю поиграть!
Игра «Корзина добрых дел».
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…
Козлёнок. А вот вам красные и черные кружочки для игры «Радость и огорчение!» Кружочки красного цвета обозначают радость, а чёрные кружочки говорят об огорчении.
Игра «Радость и огорчение».
Ситуации:
• вы съели на завтрак всю кашу;
• вы подрались с другом;
• разбросали по комнате все игрушки;
• помогли маме мыть посуду;
• нагрубили бабушке;
• нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
• перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
• порвали новую книжку;
• хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель. Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить родных. И, надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Внучка. Как интересно с вами играть! Но нам всем пора возвращаться домой, чтобы не огорчать близких.
Герои. До свидания!
(Дети прощаются с игрушками.)
Воспитатель. Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети. Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, любить друг друга и т.п.
Воспитатель. И, конечно же, отдыхать всем вместе, петь на праздник песни!
Песня «И мама, и папа, и я».
Воспитатель. Пусть в ваших семьях всегда будут мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. А чтобы жить без огорченья – вам на праздник угощенье!
Воспитатель раздает детям угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-155862-1358009652.jpg)
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы
Методическая разработканепосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-218815-1489937497.jpg)
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы с использованием ИКТ "Откуда что берется? ХЛЕБ"
Данный материал позволяет расширить кругозор детей и дать представление о том, откуда берется хлеб. Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-122241-1349962651.jpg)
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста, тема: «Малыши в стране Игралочка!»
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста.Автор воспитатель МАДО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-883411-1485509206.jpg)
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-630757-1460575910.jpg)
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с применением игровых технологий "Моя Кубань"
quot; Моя Кубань"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1098420-1546619235.jpg)
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме: «Волшебное путешествие в песочный город»
Образовательная область: «Познавательное развитие»;Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старше...