МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-5 лет по теме «Самые любимые: моя семья»
план-конспект занятия (средняя группа)

Турутина Ольга Александровна

Семья - это самое дорогое для человека! Важно, закреплять представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать представления детей о том, что семьи могут быть разными; вызывать желание детей рассказывать о своей семье и её членах, об их эмоциональном состоянии; показать зависимость эмоционального состояния членов семьи от сложившейся ситуации; формировать умение описывать характерные черты внешности членов семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Арзамаса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию детей 4-5 лет

по теме «Самые любимые: моя семья»

Разработчик:

Турутина О.А.,

воспитатель

МБДОУ д/с № 46

г. Арзамас

2015 г.


Непосредственно образовательная деятельность по теме

«Самые любимые: моя семья»

Средняя группа

Цель: закрепить представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; формировать представления детей о том, что семьи могут быть разными; вызывать желание детей рассказывать о своей семье и её членах, об их эмоциональном состоянии; показать зависимость эмоционального состояния членов семьи от сложившейся ситуации; формировать умение описывать характерные черты внешности членов семьи.

Дидактические средства: мультимедийная презентация «Альбом «Моя семья»; ширма с магнитной доской; картонный дом с окошком, игрушки би-ба-бо (медвежонок, козлёнок, девочка-внучка); кружки красного и чёрного цвета (по количеству детей); дерево из ватмана, выкрашенное коричневым цветом, семейные фотографии, наклеенные на вырезанные из картона листочки.

Технические средства: ноутбук, проектор, проекционный экран; аудиозаписи: песня из мультфильма «Маша и медведь», песня «Жил-был у бабушки серенький козлик», русская народная мелодия,; фонограмма песни «И мама, и папа, и я».

Методы и приёмы: методы создания ситуаций занимательности (театрализованная подача образовательного материала); методы создания ситуаций эмоциональных переживаний (песенка-приветствие «Доброе утро!», игра «Радость и огорчение!», игра «Корзина добрых дел», песня «И мама, и папа, и я»); проблемные методы (загадки), методы стимулирования и мотивации деятельности (беседа с опорой на наглядность, наводящие вопросы, создание Семейного дерева).

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; совместный детско-взрослый проект «Создание группового альбома «Моя семья»; разучивание песни «И мама, и папа, и я»; чтение сказки «Три медведя», игра-драматизация по сказке; обыгрывание ситуаций сюжетно-ролевой игры «Моя семья» («Встречаем гостей», «Семейная поездка», «День рождения у бабушки» и пр.).

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям подойти поближе к окну и посмотреть, какая замечательная погода стоит за окном, как по-весеннему светит солнце.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю начать этот замечательный день с песенки-приветствия.

Песенка-приветствие «Доброе утро!»

Встань, как только солнце встанет,

тянут руки вверх

И тихонечко к окошку:

Руку луч к тебе протянет,

тянут руки вперед

Ты подставь скорей ладошку!

поворачивают ладони вверх

Пусть тебя увидит мама

И умытым,

и обутым.

проводят ладонями по лицу,

наклоняются, дотрагиваясь до обуви

Всё прибрав, иди к ней прямо

шагают на месте

И скажи ей: «С добрым утром!»

дети повторяют: «С добрым утром!»

А потом с улыбкой, с песней

широко разводят руки в стороны и

Выйди к травам, людям, птицам.

шагают на месте

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

улыбаются друг другу

Воспитатель. Мы все друг другу улыбнулись, и в нашей группе даже светлее стало! Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с нами.

Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь». Дети садятся на стульчики перед ширмой с магнитной доской.

Воспитатель. Наши улыбки и солнечные лучи, кажется, кого-то разбудили. А кого, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? (Ответы детей)

Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Медвежонок.

Медвежонок. Р-р-ры! Здравствуйте, ребята! Узнали меня?.. Я – Мишутка из сказки «Три медведя». Я ещё маленький, и, поэтому, живу не один, а вместе со своей семьёй: мамой Настасьей Петровной и папой Михаилом Ивановичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят и заботятся друг о друге и обо мне.

Воспитатель. Какая у вас дружная семья!

Звучит мелодия песни «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Воспитатель. Ребята, похоже, у нас с вами ещё будут гости, послушайте ещё одну загадку:

Мы дружно, весело живём

И терпеливо маму ждём.

Она нам песенку споёт,

Накормит, молочка нальёт.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? (Ответы детей)

Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Козлёнок.

Козлёнок. Ме-е-е! Здравствуйте, ребята! Как я рад всех вас видеть! Я пришёл к вам в детский сад из сказки «Волк и семеро козлят». Мы живем большой и дружной семьёй, любимая мамочка и детки-козлята.

Воспитатель. Замечательная семья, правда, ребята?

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель. Ребята, нас ещё кто-то пожелал проведать… Загадку отгадаем – тогда и узнаем!

Что за сказка: кошка, внучка

Мышь, ещё собачка Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Ответы детей)

Из-за ширмы появляется кукла би-ба-бо – Внучка.

Внучка. Здравствуйте, ребята! Вы меня конечно узнали. Я – внучка из сказки «Репка». У меня дружная семья – бабушка, дедушка, я. А ещё у нас много животных. Мы очень любим помогать друг другу, всегда найдем выход из любой сложной ситуации!

Воспитатель. Какая у вас дружная, крепкая, трудолюбивая семья! Дорогие гости, какие вы сегодня нарядные, наверное, у вас праздник?

Медвежонок. Да, мы сегодня отмечаем один из самых добрых праздников – День семьи!

Воспитатель. Ребята, а ведь мы с вами тоже об этом празднике знаем. Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

Медвежонок. Семья – это мама, папа и я! Вот что такое семья!

Козлёнок. Ме-е-е! Нет, семья – это мама, я и мои братики и сестрички! Мама и дети – вот что такое семья!

Внучка. Нет, семья – это бабушка, дедушка и я!

Воспитатель. Не ссорьтесь, друзья! У каждого из вас – своя семья. Ведь семьи могут быть разными. И маленькими – например, мама и ребёнок; или папа и ребёнок; или ребёнок и бабушка с дедушкой. И большими – например, мама, папа, дети, бабушки, дедушки. Главное, чтобы все они любили друг друга. Вот это – настоящая семья!

Внучка. Значит, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге?

Воспитатель. Верно, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Козлёнок. Ребята, а у вас есть семьи? (Ответы детей)

Воспитатель. Семьи у наших ребят тоже разные. Сейчас они вам сами всё расскажут и даже фотоальбом о своих семьях покажут.

На экране поочерёдно появляются слайды с изображением страниц альбома «Моя семья». Дети рассказывают о своих семьях и описывают членов своих семей с помощью наводящих вопросов воспитателя. (С кем ты живёшь? Есть ли у тебя братья или сестры? Какие они? Что в твоей семье любят делать все вместе? и т.п.)

Воспитатель. Посмотрите, какое у нас в День семьи выросло большое дерево! (Показ дерева на большой магнитной доске.) Дерево не простое – Семейное. Его веточки – это семьи наших ребят. Скоро на дереве листочки распустятся, да непростые, а с семейными фотографиями. (Показывает лежащие на столе листочки)

Медвежонок. Ух, ты!.. Только, наверное, они долго будут распускаться. На деревьях в лесу листочки весной всегда долго распускаются.

Воспитатель. Ребята, хотите помочь листочкам побыстрее распуститься на Семейном дереве? (Согласие детей.) Тогда сейчас каждый поочерёдно найдёт свой листочек, разместит на любой веточке дерева и расскажет о том, кто на фотографии.

Дети прикрепляют фотографии и перечисляют изображенных на них членов семьи.

Воспитатель. Ребята, наши гости многое узнали о ваших семьях. Мы уже говорили, что каждого из вас в семье очень любят. Но ваши поступки могут радовать или огорчать родных. Ребята, чтобы радовать наших любимых, что нужно делать? (Ответы детей.) Верно, нужно им помогать везде и во всем.

Внучка. Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (Ответы детей.) Что делает по дому мама? (Ответы детей.) А что делает папа? (Ответы детей.) Чем занимаются бабушка и дедушка? (Ответы детей.) Какие заботы по дому есть у вас? (Ответы детей.)

Козлёнок. Раз, два, три, четыре, пять,

Предлагаю поиграть!

Игра «Корзина добрых дел».

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать

Козлёнок. А вот вам красные и черные кружочки для игры «Радость и огорчение!» Кружочки красного цвета обозначают радость, а чёрные кружочки говорят об огорчении.

Игра «Радость и огорчение».

Ситуации:

• вы съели на завтрак всю кашу;

• вы подрались с другом;

• разбросали по комнате все игрушки;

• помогли маме мыть посуду;

• нагрубили бабушке;

• нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

• перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

• порвали новую книжку;

• хорошо вели себя в детском саду.

Воспитатель. Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить родных. И, надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Внучка. Как интересно с вами играть! Но нам всем пора возвращаться домой, чтобы не огорчать близких.

Герои. До свидания!

(Дети прощаются с игрушками.)

Воспитатель. Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Дети. Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, любить друг друга и т.п.

Воспитатель. И, конечно же, отдыхать всем вместе, петь на праздник песни!

Песня «И мама, и папа, и я».

Воспитатель. Пусть в ваших семьях всегда будут мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. А чтобы жить без огорченья – вам на праздник угощенье!

Воспитатель раздает детям угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы

Методическая разработканепосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе  логопедической группы...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы с использованием ИКТ "Откуда что берется? ХЛЕБ"

Данный материал позволяет расширить кругозор детей и дать представление о том, откуда берется хлеб. Проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста, тема: «Малыши в стране Игралочка!»

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста.Автор  воспитатель МАДО...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"

      Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей  младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме: «Волшебное путешествие в песочный город»

Образовательная область: «Познавательное развитие»;Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старше...