Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Бобровская Ольга Викторовна

Методическая разработка

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию воспитанников

подготовительной к школе  логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 112»

Методическая разработка

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию воспитанников

подготовительной к школе  логопедической группы.

автор: воспитатель первой квалификационной категории

Оболдина Алина Алексеевна


  1. Аннотация.

Данная методическая разработка может быть использована в своей деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, независимо от перечня используемых приметных программ. Представляет собой методическое обоснование выбора средств и приёмов построения детской деятельности, четкий сценарий организации непосредственно - образовательной деятельности (посредством использования ситуаций образовательного характера) по реализации образовательной области «Познание», а также реализации  интегрируемых образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация». Содержит перечень литературы, используемой при подготовке, необходимый материал, описание предшествующей работы. Организация детской деятельности построена с учётом  федеральных государственных требований  к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе адекватной возрасту детей деятельности. Используются такие формы как игра - имитация, пальчиковая игра, релаксационная пауза, словесная игра, подвижная игра,  приёмы: поисковые вопросы, решение противоречий, обращение к  практическому опыту детей, постоянная смена положения детей, создание игровой ситуации и связь единой сюжетной линией.

2. Цель создания методической разработки: раскрыть особенности организации непосредственно-образовательной деятельности воспитанников, имеющих нарушения речи, с учётом современных требований и изменения  подходов  к построению педагогического процесса.

3.Пояснительная записка.

 «Современные работники образования должны   знать: современные  педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,  развивающего обучения, реализации компетентностного подхода». (Единый квалификационный справочник должностей работников образования)

Приступив к разработке данного направления, мы детально  изучили Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года), проанализировали и сравнили действующие программы и проекты программ, разработанных с учётом ФГТ.

Согласно федеральным государственным требованиям к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сегодня педагоги должны осваивать новые формы работы, которые позволяли бы им, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.

Организация образовательного процесса в детском саду должна  соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка.

 Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Процесс перехода довольно сложный и вызывает массу вопросов.

Как же по требованиям ФГТ должен быть организован образовательный процесс, чтобы обеспечить развивающий характер и реализацию указанных образовательных областей?

Алгоритм организации деятельности дошкольников не меняется, при этом мы  учитываем  схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым: непосредственно-образовательная  деятельность осуществляемая  в процессе организации  различных видов  детской деятельности, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка, где большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства.

Наиболее  волнующий всех педагогов вопрос «Как быть с занятиями?»

Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие»  обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина  «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Образовательная деятельность с точки зрения ФГТ - это система непрерывного образовательной деятельности в процессе занятий различными видами деятельности в течение дня, пронизанного единой темой.

Воспитательно-образовательный процесс в  МДОУ «Детский сад № 112» мы строим, учитывая контингент воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности, социальный заказ родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности  для развития детей. Лексические темы помогают детям овладеть определённой информацией оптимальным способом. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В соответствии со вновь разработанными образовательными программами развитие коммуникативных умений происходит в процессе различных видов деятельности и режимных моментов. Ведущими формами педагогического взаимодействия призваны стать ситуации образовательного характера (практические, игровые, ситуации общения), эта форма основная для  развития речи детей. Использование в образовательном процессе ситуаций образовательного характера с элементами проблемного обучения, что позволяет наполнить педагогический процесс содержательной деятельностью при этом максимально учесть интересы и потребности ребёнка, позаботится о его эмоциональном психическом и физическом комфорте, не допуская перегрузок.

Предлагаемая  методическая разработка направлена на реализацию задач познавательно-речевого развития, осуществляемую  на  данный момент (в логопедической подготовительной  к школе группе) за рамками непосредственно-образовательной, регламентированной деятельности, учитывая особенности развития детей данной группы, рекомендации СанПин и других документов на данных момент осуществляется путём организации познавательной деятельности в процессе чтения художественной литературы, организации бесед, работы в развивающих центрах, опираясь на требования «Программы воспитания  и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. парциальные программы  и современные образовательные  методики и технологии,  здоровьесберегающие  технологии, практические и игровые ситуации, исследовательскую деятельность.

Это позволяет достичь высокого уровня развития личности каждого ребенка, его духовной сферы, потребностей, знаний, интересов, умений и навыков, коммуникативных качеств, соответствующих возрастным особенностям.  

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы обеспечить развивающий характер детской деятельности? Данную проблему, по моему мнению, можно решить, используя элементы технологии  проблемного обучения.  

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Обозначив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Данная методическая разработка является ярким примером использования элементов проблемного обучения в детском саду.

Важнейшим аспектом, гарантирующим качественный комплексный образовательный процесс , является образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни дошкольного образовательного учреждения, которая  определяется теми конкретными задачами, которые учреждение ставит и решает в своей деятельности. Наш детский сад, выбрал для себя приоритетную модель развития «ЭкоПриЗ»- экология, природа, здоровье, что  проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. К средствам относятся:  учебные программы организация работы, тип взаимодействия педагога с детьми, качество оценок,   стиль неформальных отношений между детьми, организация взаимодействия с социумом, материально-техническое оснащение детского сада, оформление помещений и т.п

Мы организовали взаимодействие с экологическим центром, классом экологической направленности, воспитанники которого знакомят детей с различными экспонатами выставок, на которые мы, по причине удалённости,  не имеем возможности выехать.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.  Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные    страдают от загрязнения окружающей среды. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, охранять,  правильно с ней обращаться.

Поэтому я выбрала для методической разработки тему «Путешествие на морское дно» (знакомство с подводным миром) –   тема интересна  и малоизвестна детям.  Я старалась в доступной форме  дать детям представление о том, что планета Земля-это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями , о  том,  зачем человеку море, как жизнь человека связана с морем, почему море в опасности.    

4. Методические рекомендации по внедрению материала данной методической разработки в деятельность педагога.

Основной целью разработки  было ознакомление детей с экосистемой «Море»,  разнообразием окружающего  водного мира и деятельности человека в природе, формирование осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам,  формирование навыков ухода за обитателями уголка (рыбками в аквариуме).

      Вся образовательная деятельность, с учетом  ФГТ, строится на основе интеграции и тематического планирования. Тема «Водный мир» была выбрана не случайно, так как водный мир полон тайн и интересных открытий.  

Содержание работы по данной теме целесообразно организовать в следующих направлениях: по различным  видам деятельности детей на весь период (1-2 недели):

1.Познавательно –исследовательская, коммуникативная  деятельность.

-ознакомление с окружающим миром – «Моря и океаны», «Морские обитатели»,

- развитие речи – составление рассказа на заданную тему: «Отдых на море» (поездка на море), беседы по картинам.

2.Чтение художественной литературы: чтение детям стихотворений, рассказов, загадывание и разучивание загадок о морских обитателях.

3.Художественное творчество (продуктивная деятельность):

 -конструирование из бумаги «Лодочка», «Кораблик»;

- рисование   «На  морском дне» (по мокрому листу);

- аппликация  «Корабли на рейде»;

- лепка  «Морские обитатели»  (рыбки, морские звезды, медузы, ракушки).

           Акцент в  образовательной деятельности  переносится   на саморазвитие ребенка путем использования элементов ТРИЗ, элементов  проблемного обучения, релаксакции (минуты отдыха): «На морском берегу», «Шум моря», «Звуки моря»; пальчиковых игр: «Лодочка», «Осьминожки», «Медузы» и т. Д

  4. Использование информационных компьютерных технологий. Во время образовательной деятельности широко используются разные технические средства: музыкальный центр (запись «Шум моря», «Крик чаек»), мультимедийную установку – рассматривание слайдов «Морское дно», «Морские обитатели», «Моря и океаны».

  5. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов ( в утренние и вечерние часы) по образовательным областям  «Коммуникация», «Безопасность» ,  «Здоровье»  проводится по этой же тематике: наблюдения за рыбками в аквариуме; беседы о море, морских обитателях, о безопасном поведении на воде  («Морские заповедники», «Море просит о помощи», «Опасности на воде» и т.д.); рассматривание глобуса; репродукций художника-морениста И.К.Айвазовского, иллюстраций, фотографий с изображением рыб и  морских животных; организация выставки и чтение книг: «Почемучка»,  «Всё обо всем», «Спроси меня и отвечу», «Поведение животных» - из серии «Моя первая энциклопедия», загадывание загадок, чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты» - из книги «Энциклопедия в картинках»: проводили наблюдения за водой, опыты с выпариванием морской воды.

6.Индивидуальная работа:

- закрепление материала лексической темы «Водный мир»;

- закрепление навыков счета (рыбы, морские камушки, ракушки); составление задач;

- выкладывание силуэтов морских обитателей из природного и бросового материалов.

7.Социализация:

сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Рыбаки»,«Кругосветное путешествие».

8.Трудовая деятельность: кормление рыбок, оказание посильной помощи воспитателю при  замене воды в аквариуме.

9.Физическая культура: комплекс утренней зарядки «Моряки», проведение подвижных игр: «Караси и щука», «Море волнуется». 

  Таким образом, беседа, игра и даже прогулка становится неотъемлемой частью единого воспитательного процесса.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей, так как прослеживается единая цель в течение всего дня и знания детей закрепляются в разных видах деятельности. У дошкольников возникает мотив для исследования полученной информации и в дальнейшей жизни.

     Итог этой работы -  методическая разработка «Путешествие на морское дно».

 (конспект)……

5. Результативность использования данной методической разработки в воспитательно-образовательном процессе: 

      Организация работы с детьми по освоению  ими материала лексической темы «Водоёмы и их обитатели» по плану методической разработки позволила   воспитанникам с интересом  «погрузиться» в подводный мир, расширить их кругозор, узнать  много любопытного  об  обитателях подводного мира, дети получили  ответ на вопрос,  зачем человеку море,  как жизнь человека связана с морем:  ловля рыбы  и  добыча других морских животных; добыча морских водорослей для питания (морская капуста), изготовление лекарств (йод); добыча соли; пассажирские и морские перевозки; хозяйственная деятельность человека, связанная с морем: постройки морских портов, судостроительных и судоремонтных заводов, добыча нефти на шельфе, строительство курортов и санаториев; отдых у моря.  Дети  узнали о деятельности человека, приносящей вред морю и его обитателям.

 Воспитанники постепенно были подведены  к пониманию вопроса о том, что море находится в опасности,   обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут, чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, охранять,  правильно с ней обращаться.

 6.Заключение.

 Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

     Я считаю, что мне удалось реализовать все  поставленные задачи  в методической разработке.

Материал по использованию данного материала был представлен педагога МДОУ «Детский сад № 112» , на коллективном просмотре, далее на городском семинаре …….. и высоко оценен коллегами, активно, интересующимися вопросами внедрения инновационных форм и методов работы с дошкольниками. Методическая разработка размещена на официальном сайте детского сада.

7.Приложение.

8.Литература.