Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказка учит, как делать добро»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район

     

    Программное содержание:

    Обучающие задачи:

    1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

    2. Учить узнавать сказку по заданию.

    3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

    Развивающие задачи:

    1. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

    2. Развивать умение действовать согласованно.

    Воспитывающие задачи:

    1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

    Оздоровительные задачи:

    1. Снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного напряжений (физ. минутки), пальчиковая гимнастика.

     

    Методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

     

    Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

     

    Словарная работа: расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка»).

     

    Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), индивидуальные листы с лабиринтом.

     

    Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, столы, стульчики.

     

    Ход:

    Звучит музыка.

    Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы слушать сказки?

    Дети. Да. Любим. Очень любим (предполагаемые ответы детей).

    Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

    Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

    Воспитатель.

    Все что создано умом,

    Все к чему душа стремится,

    Как янтарь на дне морском,

    В книгах бережно хранится.

    Вспомните пословицы о книге.

    Дети (предполагаемые пословицы):

    Дом без книги – день без солнца.

    Кто много читает, тот много знает.

    Книга учит жить, книгой надо дорожить.

    Будешь книги читать – будешь много знать.

    Книга мала да ума придала.

    Книга поможет в труде и выручит в беде.

    Воспитатель. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

    Демонстрируется слайд

    Отправляемся друзья,

    В чудо сказку – вы и я.

    Здесь экран волшебный есть,

    Сказок тут не перечесть!

    Воспитатель. «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.

    - Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?

    - А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?

    Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

    «Мозговой штурм»:

    - Какими словами начинается сказка?

    - Какими словами она заканчивается?

    - Я хочу предложить ещё одно задание.

    «Зашифрованное слово».

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба».

    Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».

    Воспитатель. «Долго ли, коротко ли мы шёл Иван – царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»

    Воспитатель. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – ты узнаешь, если правильно отгадаешь загадку. Ребята тебе в этом помогут.

    Много бед таят леса.

    Волк, медведь там и лиса!

    Наш зверек живет в тревоге,

    От беды уносит ноги...

    Ну-ка, быстро отгадай-ка,

    Как зверек зовется? (Зайка)

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».

    Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

    Будем пальчики считать,

    Будем сказки называть

    Рукавичка, Теремок,

    Колобок – румяный бок.

    Есть Снегурочка – краса,

    Три медведя, Волк – Лиса.

    Не забудем Сивку-Бурку,

    Нашу вещую каурку.

    Про жар-птицу сказку знаем,

    Репку мы не забываем

    Знаем Волка и козлят.

    Этим сказкам каждый рад.

    Воспитатель. И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.

    Демонстрируется слайд.

    Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.

    Воспитатель. Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Всех зверей она хитрей,

    Шубка рыжая на ней.

    Пышный хвост - ее краса.

    Этот зверь лесной…(Лиса)

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.

    Воспитатель. Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?

    «О какой сказке идёт речь?»

    1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

    2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

    3. Сяду на пенёк, съем пирожок.

    4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.

    5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.

    6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

    Воспитатель. Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз.

    Открываем глазки – раз,

    А зажмуриваем – два.

    Раз, два, три, четыре,

    Раскрываем глазки шире

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

    «Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.

    Воспитатель. А теперь проверим.

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. Пора отправляться в путь. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.

    Физкультминутка

    Вот ее мы посадили

    (наклониться)

    И водой ее полили

    (имитация движения)

    Вырастала репка хороша и крепка

    (развести руки в стороны)

    А теперь ее потянем

    (имитация движения)

    И из репы кашу сварим

    (имитация еды)

    И будем мы от репки здоровые и крепкие

    (показать «силу»)

    Воспитатель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.

    Демонстрируется слайд.

     

    Воспитатель. Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей)

    Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.

    «Дополни имя».

    Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

    Для мальчиков: Кощей - …, Мальчик - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …

    Для девочек: Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…

    «Отгадай сказку». Воспитатель перечисляет персонажи сказки - дети отгадывают и называют сказку.

    Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).

    Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)

    Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).

    Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

    Воспитатель.

    А сейчас вы разделитесь.

    В две команды становитесь.

    Будем сказки вспоминать.

    Будем в сказки мы играть.

    Сказку «Репка» вспоминайте,

    И героям помогайте.

    Репку надо им достать,

    Кто за кем, где должен встать?

    Это сказка «Теремок»

    Он не низок, не высок.

    И жильцов своих всех ждет,

    Кто за кем сюда придет?

    Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».

    Воспитатель:

    Быстро справиться сумели,

    И на стулья тихо сели.

    Воспитатель: Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель:

    А вот и замок Кощея - Бессмертного

    Что наделал злой Кощей

    Все картинки перепутал

    Сказки все он наши спутал

    Пазлы вы должны собрать

    Сказку русскую назвать!

    Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

    Воспитатель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача - кроссворд.

    Демонстрируется слайд.

    Кроссворд «Кто говорит эти слова?».

    «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

    «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

    «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

    «Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

    «Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

    «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

    Воспитатель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.

    Демонстрируется слайд.

    Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.

    За руки умелые,

    За ум и смекалку,

    Сказать я спасибо хочу!

    Тем, кто трудился,

    Тем, кто старался

    Подарок свой всем сейчас подарю.

     

                                    

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В гости к весенним месяцам»

    Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский районТема: «В гости к весенним месяцам»Программные задачи: -  Научить детей  различать признаки времен года, весенни...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Насекомые»

    Ракитянская Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. ЕйскаПрограммные задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.2. Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насек...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Откуда хлеб пришёл»

    Программные задачи:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Ознакомить, кто выращивает ...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Русская береза»

    Программные задачи: Уточнять и углублять знания детей о березе, о значении березы в жизни русских людей и связанные с ней традиции. Углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Формировать...